Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отрешенность от чувств




Страсти и плотские желания часто возникают как результат чувствен­ного восприятия. Поэтому к умению подчинять себе свои желания приходят через обретение состояния отрешенности в отношении чувственного воспри­ятия, через понимание его как чего-то непостоянного, преходящего и не имеющего существенного значения. Это учение отражено в Бхагавадгите и в буддийских текстах. Близкий смысл имеют и слова Иисуса " если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя".

И как никто не касается страстной женщины, вошедшей в пустой дом, так и [тот], который не касается вошедших [в него предметов восприятия], — отшельник, йог, приносящий жертву самому себе.
Индуизм. Майтри упанишада 6. 10

Все бодхисаттвы, малые и большие, обладают чистым, светлым разумом, который не находится в зависимости от звука, вкуса, осязания, запаха или каких-нибудь других свойств. Бодхисаттва развивает ум, который не опускается до какого-либо предмета, и тем самым упрочивает его.
Буддизм. Алмазная сутра 10

Касания плоти, Каунтея, приносят страдания, радость, жар, холод,
Непостоянны они: приходят-уходят; противостань им, Бхарата!
Лишь человек, не колеблемый ими, о, бык среди сильных,
В страдании, радости равный, стойкий, созрел для бессмертья [... ]
Кто несобран, не может правильно мыслить, у того нет творческой силы;
У кого же нет творческой силы — нет мира, а если нет мира, откуда быть счастью?
Кто по влечению чувств направляет сердце,
У того уносит оно сознанье, как ветер корабль уносит в море.
Поэтому, мощный, кто совсем оторвал свои чувства
От их предметов, стойко того сознанье.
Индуизм. Бхагавадгита 2. 14—15, 66—68

Монахи, имеются три чувства. Какие? Чувство, доставляющее удовольствие, чувство, причиняющее боль, и чувство, которое есть ни неприятное, ни приятное. Чувство, достав­ляющее удовольствие, монахи, следует рассматривать как страдание, чувство, причиняющее боль, следует рассматривать как шип, а чувство, которое есть ни неприятное, ни приятное, следует рассматривать как непостоянное. Когда эти три чувства рассматриваются монахом под таким углом зрения, этот монах называется " видящим правильно".
Буддизм. Итивуттака 47

Пять цветов притупляют зрение.
Пять звуков притупляют слух.
Пять вкусовых ощущений притупляют вкус.
Быстрая езда и охота волнует сердце.
Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления. Поэтому совершенномудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи.
Он отказывается от последнего и ограничивается первым. Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 12

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы цогиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Христианство. Евангелие от Матфея 5: 29—30
По прекрасной роще Дживаки шла монахиня Субха. Повстречавшийся мужчина преградил ей дорогу. Субха сказала ему:
" Что я сделала вам такого, что вы не даете мне пройти? Не пристало, господин, приставать к женщине духовного звания. Мой Бог в заповедях предписывал почитать нас и слушать. Так учил Всемудрый, и так учили меня, требуя от меня хранить чистоту, соблюдать обеты и быть благочестивой. Почему же вы загораживаете мне путь? Я чиста, ваши помыслы греховны; я спокойна, вы во власти низких страстей; я полностью свободна душой и безупреч­на. Отчего же вы, действуя так неприятно, мешаете мне следовать своей дорогой? "
" Ты молода, дева, и безупречна, но что найдешь ты в жизни праведницы? Сбрось свое желтое одеяние и иди ко мне. В цветущей роще мы обретем наслаждение. Наполненные ароматом цветов деревья одарят нас свежим благоуханием. Ты видишь, я готов, настало время счастья. Идем же в цветущие заросли, где обретем наслаждение [... ]
Ты так прекрасна, что кажешься мне неземным созданием, твои глаза пленительны, как глаза лесной феи. Если ты только захочешь, я предоставлю тебе радости сокрытой от тебя жизни. Ты будешь жить в доме с верандами и террасами, и тебе станут прислуживать служанки. Ты облачишься в изысканные одежды, наденешь гирлянды, умастишь тело благо­вонными мазями. Я подарю тебе много разных украшений с драгоценными камнями, золотые изделия и жемчуг. Ты воссядешь на красивое и роскошное ложе, сделанное из сандалового дерева, благоухающее духами, покрытое новыми подушками, устланное мягкими ворсистыми покрывалами... "
" Так вам вскружило голову это тело, которому предопределено гниение, суждена могила, которое столь хрупко, именно это подтверждают ваши слова? "
" Глаза твои подобны глазам газели, подобны глазам горного эльфа — столь пленительны они; взгляд их заставляет пылать меня страстью. Они поражают своим великолепием, своей чистотой напоминают чашу лотоса — столь пленительны твои глаза, взгляд которых усилива­ет мою страсть. Даже если ты будешь вдали от меня, как смогу я забыть тебя, о дева, твои длинные ресницы, твои чудные глаза! "
" Да вы слепы! Вы гонитесь за обманом, поддаетесь ложным чувствам, наблюдая за кукольным спектаклем среди толпы зрителей, размышляете о ценности и подлинности фокусов чародея... Что есть этот глаз кроме как маленький шар, засевший в дупле дерева, пузырь в оболочке, омытой солеными слезами, компост, приготовленный в форме глаз разного вида? "
Говоря так, столь прекрасная дева вырвала свой глаз и протянула ему: " Вот он. Бери же! " Ее сердце не дрогнуло, она не согрешила.
Порыв страсти в нем тотчас угас, и он принялся просить прощения: " О непорочная и праведная дева, если бы зрение могло вернуться к тебе! Никогда больше я не поступлю так. Ты получила рану, наказывая мой грех; пылкая страсть сжимала мою грудь, ядовитую змею я держал в руке — исцелись же и прости меня! "
В полном безразличии к происшедшему, монахиня продолжила свой путь, направляясь к Будде. Он же, увидев эти признаки ее величайших заслуг, вернул ей глаз.
Буддизм. Тхеригатха 366—399, Субха Дживакамбаваника сутта

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...