Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гонения и мученичество




Высшая форма жертвоприношения нередко проявляется как претерпева­ние гонений и мученичество. Мало кто стремится подвергнуться гонению, однако оно может стать благословением, ибо побуждает человека к самопо­жертвованию и самоотречению. Об этом свидетельствует парадоксальный исторический факт: вера процветает во времена гонений.
Если человек бывает сломлен преследованием, оно теряет свое значение в деле спасения. Но те, кто не отрекается от веры даже перед лицом смерти, одерживают победу над гонителями и достигают высшей цели, соединяясь с Богом. Они могут стать причастными к сфере чудес, могут достичь высших небес, где обитают мученики и святые. Через жертву достигается блаженство, поэтому не удивительно, что те, кто подвергается гонениям, часто не только не испытывают ненависти к своим преследователям, но даже чувствуют к ним сострадание.
Этот раздел начинается с текстов о гонениях вообще; за ними следуют фрагменты о мучениках. Завершается раздел примерами, рассказывающи­ми о тех, кто, не теряя веры, вытерпел все преследования и победил их.

Посланник сказал: " Воистину врата рая находятся под тенью мечей".
Ислам. Хадис Муслима j

Многие люди порочны, и я буду терпеть оскорбления, как слон в битве — стрелу, выпущенную из лука.
Буддизм. Дхаммапада 320
... В Чэнь у них кончилась еда. Его ученики так ослабели, что не могли подняться. Цзы-лу с явным возмущением спросил: " И благородный муж бывает в нужде? " Учитель ответил: " Благородный муж, впадая в нужду, стойко ее переносит. Низкий человек, впадая в нужду, распускается".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 15. 1

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Христианство. Евангелие от Матфея 5: 11—12

Искателю истины на Высоком Пути следует думать так: " Пусть народ косится, пусть жена и дети покинут меня, пусть правители наказывают, но я буду тверд, о Высшее Божество. Я буду служить Тебе умом, речью, телом и деяниями. Я не оставлю Твой Закон".
Индуизм. Куларнава Тантра 2

Или вы думали, что войдете в рай, когда к вам еще не пришло подобное тому, что пришло к прошедшим до вас? Их коснулась беда и стеснение, и они подверглись землетрясению, так что посланник и те, которые уверовали с ним, говорили: " Когда же помощь Аллаха? " Да! Поистине, помощь Аллаха близка!
Ислам. Коран 2: 210(214)

Монахи, это скромнейшее занятие, занятие нищего. В миру считают оскорблением слова: " Ты попрошайка! Ты бродяжничаешь с сумой в руках! " Однако это занятие выбирают те члены клана, которые склонны к добру ради добра, а не принуждены страхом".
Буддизм. Итивуттака 89

Больно брать лишь то, что дается добровольно, и просить нелегкая задача. Простые люди говорят, что монахами становятся те, кто не желает трудиться и никуда не годен. Слабые, которые не могут выносить эти оскорбления в деревнях и городах, теряют твердость духа, как трусы в битве. Бывает, что монаха искусает злая собака. В этом случае слабые теряют твердость духа, подобно животным, которых жжет огонь. Некоторые ненавидят монахов и поносят их: " Те, кто ведет столь жалкую жизнь, искупают свои грехи". Некоторые обзывают их " голыми, жалкими попрошайками, лысыми, паршивыми, грязными, мерзкими"... Глупцы в чужих странах принимают благочестивого монаха за шпиона или вора, связывают его и оскорбляют злыми словами. Слабый монах, которого ударили палкой или кулаком, вспоми­нает своих добрых родичей, как женщина, которая сгоряча покинула своего мужа. Все эти испытания трудно вынести. Слабые возвращаются в свой дом, подобно слонам, которые падают, когда их поражают стрелы.
Джайнизм. Сутракританга 1. 3. 1. 6—17

Кто отлучит нас от любви Божией: ркорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией, во Христе Иисусе, Господе нашем.
Христианство. Послание к римлянам 8: 35—39
Дорога в очах Господних смерть святых Его! Иудаизм и христианство. Псалтирь 115: 6
Если ты победишь все гонения, ты можешь стать Божьим, и Бог может вмешиваться, защищая тебя. Причина развития религий в том, что они преодолели множество гонений.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 4—3—83

И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел.
Ислам. Коран 3: 163(169)

Свята смерть героев,
Положивших жизнь за правое дело.
Только тех можно назвать героями,
Которые у Божественных Врат находят истинный почет.
Находя почет у Божественных Врат,
С почетом они расстаются с жизнью
И не страдают в загробном мире.
Эту награду они получат,
Если о едином Господе будут размышлять,
Служение которому прогоняет всякий страх.
Они не вопят о своих страданиях,
Они несут их в своем уме —
Сам Господь знает все.
Свята смерть героев,
Положивших жизнь за правое дело.
Сикхизм. Ади-Грантх, Вадханс, Алаханьян Диржес МЛ

Нашим предкам были явлены чудеса [... ] ибо они готовы были пожертвовать жизнью за освящение Имени Господня.
Иудаизм. Талмуд, Брахот 20а

Когда рабби Акибу вывели на казнь, был час чтения Шема, и пока его плоть терзали железными гребнями, он принимал на себя Царство Божие [читая Шема]. Его ученики сказали ему: " Наш учитель, неужто и в такой момент? " Он сказал им: " Во все мои дни я задумывался над этим стихом: " всею душою твоею" (Второзаконие 6: 5), [которые я толковал] " даже если Он берет душу твою". Когда у меня будет возможность исполнить это? Теперь, когда у меня есть эта возможность, как мне ее не исполнить? " Он тянул последнее слово [молитвы], пока не испустил дух, произнося его.
Иудаизм. Талмуд, Брахот 61Ь

Со связанными руками был я брошен ничком.
Слона принуждали бежать, сильно ударив острием в голову.
Слон убежал, трубя,
Восклицая " Я жертва этого распростертого тела,
Господь, в Тебе одном моя сила".
Кази приказал погонщику подгонять слона.
Угрожая: " Погонщик! Я разрублю тебя на части!
Погоняй, пусть слон бежит вперед! "
Но слон, размышляя о Боге, не двинулся:
Его душа полна была Господом.
Люди вопрошали: " Какое оскорбление
Нанес этот святой человек,
Что в узах он брошен, чтобы слон растоптал его".
Слон снова и снова кланялся тому, кто лежал пред ним.
Кази в помрачении не замечал этого;
Трижды он повторял свой приговор,
Но его каменное сердце не смягчилось.
Говорит Кабир, Господь мой вожатый.
Я его слуга, живу, поглощенный Им.
Сикхизм. АдиЛ" рантх, Гаунд, Кабир
После того, как угас Будда, В последний злой век Мы провозгласили эту сутру. Хотя множество невежд
Будут поносить нас своими злоречивыми устами
И разить мечами и палками,
Мы вынесем все.
Монахи в этот злой век.
Отступники, извращенные, подозрительные,
Крича " достигли", хотя не достигли,
Будут преисполнены высокомерия [... ]
Другие, жадные на наживу,
Станут проповедовать Закон мирянам,
И будут возвращены миром в прежнее состояние,
Как архаты шести запредельных сил;
Эти люди, лелея злые мысли,
Помышляя о земном,
Присвоив имя " лесных жителей",
Примутся нас порочить,
Говоря такие слова:
" Все эти бхикшу.
Из любви к наживе
Проповедуют еретическое учение;
Сами составили эту сутру,
Чтобы обмануть людей мира;
Чтобы приобрести славу,
Они произносят эту сутру".
Всегда собираясь вместе,
Чтобы всех нас уничтожить,
Правителям и их подданным,
Браминам и горожанам,
Другим общинам бхикшу
Они станут клеветать на нас,
Говоря: " Это люди с ложными взглядами,
Проповедующие еретическое учение".
Но из почтения к Будде
Мы выдержим эти несчастья,
Хотя нам презрительно бросают:
" Все вы Будды! "
Даже эти насмешки и высокомерие Мы терпеливо вынесем В продажный злой век кальпы. В страхе и ужасе
В них вселится множество дьяволов, Чтобы ругать, проклинать и нас порочить, Но мы, почтительно веря Будде, Облачимся в броню долготерпенья; Ради того, чтоб проповедовать эту сутру, Мы вынесем любые тяготы. Мы не привязаны ни к жизни, ни к телу, Но печемся лишь о Высшем'Пути.
Буддизм. Лотосовая сутра 13

Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской. И послал царь Навуходо­носор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законовед-цев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтоб они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор. И собрались сатрапы, намест­ники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор. Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоно­сор царь.
В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев. Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи! Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуют­ся повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются. Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю. Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся. Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем. Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих и брошены в печь, раскаленную огнем. И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные. [И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. ] Навуходоносор царь, [услышав, что они поют, ] " изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию. Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня. И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!
Иудаизм и христианство. Книга пророка Даниила 3: 1—24, 91—95

Владыка Летающих Ночью, исполненный блеска,
Супруге великого Рамы ответствовал резко:
" Я тот, кто мирам и насельникам их угрожает, —
Богам их, царям их, отшельникам их угрожает.
О Сита, я — Равана, демонов раджа всевластный!
Увидя шелками окутанный стан сладострастный
И негу твоей отливающей золотом кожи,
Делить перестал я с несчетными женами ложе.
О робкая, зваться ты будешь царицею главной,
Как Ланка зовется столицею великоставной.
Тогда безупречно сложенная Джанаки дева
Ответила Раване словом презренья и гнева:
" Как Индра всесильный, питающий землю дарами,
Один у меня повелитель: я предана Раме!
Как ширь океана, глубок и спокоен, с горами
Сравнится бестрепетный воин. Я предана Раме!
Он — древо баньяна, что сенью ветвей, как шатрами,
С готовностью всех укрывает. Я предана Раме!
Он ликом прекрасней луны, что блестит над мирами,
Он мощью безмерной прославлен. Я предана Раме!
Зачем злодеянье творишь ты, себе в посмеянье?
Ведь я для тебя недоступна, как солнца сиянье? Преследуя Рамы жену — вместо райского сада Любуешься ты золотыми деревьями ада! Ты Мандару-гору скорей унесешь за плечами, Чем Рамы жену обольстишь колдовскими речами. Ты, с камнем на шее плывя, одолеешь пучину, Но Рамы жену не заставишь взглянуть на мужчину. Ты солнце и месяц в горсти или пламя в подоле Задумал теперь унести? Не в твоей это воле! Натешиться всласть пожелал ты женой добронравной И мыслишь супругу украсть, что избрал Богоравный? Мой Рама в сравненье с тобой, похититель презренный, Как амриты чаша — с посудиной каши ячменной! Запомни, что ты против Рамы, великого мужа, Как против зыбей океанских нечистая лужа. Так праведная — нечестивому, вспыхнув от гнева, Ответила — и задрожала, как райское древо.
Индуизм. Рамаяна, 3, Лесная

И когда дошел он [Йусуф] до зрелости, даровали Мы ему мудрость и знание; и так воздаем Мы добродеющим!
И совращала его та, в доме которой он был, и заперла двери и сказала: " Поди сюда". Сказал он: " Упаси Аллах! Ведь Господь мой прекрасным сделал мое пребывание. Поистине, не будут счастливы неправедные! " ,
И думала она о нем, и думал он о ней, если бы он не увидал доказательства своего Господа. Так, — чтобы отклонить от него зло и мерзость. Поистине, он — из Наших рабов искренних!
И устремились они вперегонку к двери, и она разорвала его рубаху сзади, и встретили они ее господина у двери. Сказала она: " Каково воздаяние того, кто желал зла твоей семье, если не заключить его в темницу, или — наказание мучительное! "
Он сказал: " Она соблазняла меня"; и засвидетельствовал свидетель из ее семьи: " Если рубаха его разорвана спереди, то она права, а он — лжец.
Если же рубаха его разорвана сзади, то она солгала, а он — правдив".
И когда он увидел рубаху его разорванной сзади, то сказал: " Это — из ваших козней,
— поистине козни ваши велики! "
Йусуф, отвернись от этого, а ты проси прощения за свой грех. Ты ведь была согреши­вшей". И сказали женщины в городе: " Жена вельможи соблазняет юношу. Он наполнил ее любовью. Мы видим, что она — в явном заблуждении".
Когда она услыхала про их ухищрения, то послала к ним и приготовила им места для возлежания и дала каждой из них нож и сказала: " Выйди к ним! " Когда же они увидели его, то возвеличили его, и порезали себе руки, и сказали: " Далек Аллах! Это — не человек, это
— только благородный ангел".
Она сказала: " Вот вам тот, из-за которого вы меня бранили. Я его соблазняла, но он остался тверд. Если он не сделает то, что я ему приказываю, он будет заключен в темницу и будет в числе ничтожных".
Ислам. Коран 12: 22—32

Однажды четыреста девочек и мальчиков были захвачены с безнравственными целями. Они недоумевали, для чего они понадобились, и говорили себе: " Если мы утонем в море, мы добудем жизнь в будущем мире". Старший среди них разъяснил: " Господь сказал: " от Васана возвращу, выведу из глубины морской" (Пс. 67: 23)... " выведу из глубины морской" [относится] к тем, кто утонул в море. Когда девочки услышали это, они все прыгнули в море. Тогда мальчики извлекли для себя мораль, говоря: " Если те, для кого по природе свойственно [уступать], так поступают, разве не поступим так мы, для которых это несвойственно? " Они также прыгнули в море. О них сказано: " Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание" (Пс. 43: 23).
Иудаизм. Талмуд, Гиттин 57Ь

И пришел Иеремия с Тофета, куда Господь посылал его пророчествовать, и стал на дворе дома Господня и сказал всему народу: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу на город сей и на все города его все то бедствие, которое изрек на него, потому что они жестоковыйны и не слушают слов Моих.
Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии, то ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду, которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем. [... ]
Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: " не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и — не мог. Ибо я слышал толки многих: угрозы вокруг; " заявите, говорили они, и мы сделаем донос". Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я: " может быть, говорят, он попадется, и мы одолеем его и отмстим ему". Но со мною Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется. Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце. Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Иеремии 19: 14—15; 20: 1—2, 7—12

А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и неко­торые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Тогда сказал первосвященник: так ли это? Но он сказал: мужи братия и отцы! послушай-те[... ] Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо — престол Мой, и земля —- подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие? Жестоковыйные! люди с необ-резанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
Слушая сие. они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Христианство. Деяния святых апостолов 6: 8 15; 7: 1-2, 48—60

Когда раджа Калинга истязал мое тело, я был свободен от идеи самотождественности, личности, бытия и своей отдельности. Почему? Потому что тогда, когда мне кусок за куском отрубали конечности, если бы я был связан вышеперечисленными различиями, во мне подня­лись бы чувства гнева и ненависти.
Буддизм. Алмазная сутра 14

Учитель сказал: " Бо И и Шу ци никогда не замышляли зла и ни к кому не питали вражды. Бо И и Шу ци умерли от голода у подножия горы Шоуян, но люди до сих пор воздают им хвалу".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 5. 22, 16. 12

Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни


принимать, ни исполнять. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их. забил в колоду.
Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отвори­лись вес двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои\ что мне делать, чтобы спастись?
Христианство. Деяния святых апостолов 16: 19—30

В прежние времена властитель демонов Хираньякашипу подчинил себе три мира, отнял власть у Индры и заменил собой солнце, воздух, воду, огонь и луну. Сам он был богом богатства и все присваивал себе.
Однажды сын его Прахлада пришел во дворец и поклонился отцу. Хираньякашипу сказал ему: " Повтори, мальчик, чему ты научился в твоих занятиях? " — " Выслушай, господин, чему я научился. Я научился поклоняться Тому, Кто не имеет начала, середины и конца, не увеличивается и не уменьшается, безупречному Владыке мира, Причине всего". Услышав эти слова, властитель демонов, с глазами красными от ярости и губами, искривленными гневом, повернулся к наставнику сына и сказал: " Подлый брамин, что за нелепым хвалам моему врагу ты научил моего мальчика в неуважение мне? " — " Властитель демонов, — ответил гуру, — не открывай путь страсти. Не я научил твоего сына тому, что он произнес". — " Кто же тогда выучил его этому? " — " Вишну, отец, — ответил Прахлада, — учитель всего мира. Кто еще может научить кого-либо, как не Он, Высший Дух? " — " Болван, — воскликнул властитель демонов. — Кто такой этот Вишну, чье имя ты столь дерзко повторяешь передо мной, владыкой трех миров? Ты желаешь смерти, глупец, называя при мне высшим властителем другого, хотя я жив? " — " Бог Вишну Творец и Заступник не для меня одного, но и для всех людей, даже для тебя, отец. Он Высший Властитель всего. Как это может оскорбить тебя, господин?..
Прахлада вернулся к своим занятиям. Некоторое время спустя он снова предстал перед отцом, который попросил его прочесть стихи. Прахлада начал: " Да будет Тот, Кто сотворил материю и душу, Кто причина всего творения, Вишну, милостив к нам". Услышав это, Хараньякашипу воскликнул: " Убейте негодяя! Он не достоин жить, предатель друзей, позорное клеймо нашего рода! " — и слуги послушно схватили оружие и толпой набросились на Прахладу, чтобы умертвить его.
Юноша спокойно посмотрел на них и сказал: " Демоны, как истинно то, что Вишну присутствует в ваших орудиях и в моем теле, так же истинно то, что ваши орудия не смогут причинить мне вред". И в самом деле, хотя сотни демонов жестоко били его, Прахлада не чувствовал ни малейшей боли, а его силы даже прибывали.
[После того, как он, храня верность Вишну, претерпел множество мучений от рук своего отца, Вишну наконец явился ему. ]
Прахлада сказал [Вишну]: " Меня ненавидели за то, что я непрестанно провозглашал Тебе хвалу. Прости же, о Владыка, моему отцу совершенный им грех. Против меня применяли оружие, меня бросали в огонь, меня избивали ядовитыми змеями и примешивали в пищу яд, меня связанного бросали в море и заваливали грудой тяжелых камней, но все эти и еще другие казни, которые против меня измышляли, Твоею милостью не смогли причинить мне вред, ибо я полагался на Тебя. Так прости моему отцу его беззаконие".
Индуизм. Вишну Пурана 1. 17—20

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...