Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 18. Самоотречение и жертвенность




Глава 18. Самоотречение и жертвенность

Поскольку изначальная наша природа омрачена греховностью, невежеством, злом и дурными страстями, чрезвы­чайно трудно достичь Бога и предначертанных религией целей только посредством веры, молитвы, поклонения и жертвоприношения, а также одними лишь добрыми делами. Наша неверная и непостоянная душа, погрязшая в страстях и жажде телесных наслаждений, искажает даже наши чистые помыслы и желания, привнося в них смуту и расстройство. Человечес­кое " я" находится на пути истинного обретения Бога. Нам мешает гордость, мы привязаны к собственности и к родне, желаем вдоволь пить и есть, получать от жизни только удовольствия. В силу этих причин религиозная жизнь представляет собой не только прямую дорогу к Богу, но и путь к отречению от себя, от плоти, от всего яркого и обольстительного, что существует в мире.

Дорога самоотречения включает в себя отречение от разума, желаний, плоти, богатства, семьи, земного мира и самой жизни. Через отречение и удаление от всех привязанностей и обольщений мира душа очищается и достигает абсолютного освобождения. В терминах буддизма это означает, что душа реализуется в истине Пустоты. В соответствии с теистическими воззрениями можно сказать, что душа лишь тогда становится сосудом, способным вобрать в себя Бога, когда она освобождается от собственного " я".

Самоотречение и Не-душа

Самоотречение представляет собой необходимое условие для преодоле­ния эгоизма, гордости и греховных желаний, омрачающих истинную приро­ду человека. Занятый лишь собой, он попадает в " клетку Самости" — в ло­вушку " Я", " мое", " мне". Вследствие этого люди не могут реализовать свою истинную сущность и достичь Высшей Реальности. Согласно инду­истским воззрениям, отрицание понятий " Я", " мое", " мне" есть единствен­ная дорога к обретению подлинного " Я" — совершенного, и неотделимого от Реальности. В христианстве это есть путь к достижению подлинного " Я" — преисполненного любви и сострадания, созданного по образу Бога. Обе религии исходят из парадокса, что " любящий душу свою погубит ее;
а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную". Подробнее об этом парадоксе см. главу 10, раздел " Возвращение и восстановление".
Буддизм также учит, что путь к предначертанной религией цели предпо­лагает отречение от себя и от эгоистических устремлений, однако не ограни­чивается этим, возводя самоотречение в ранг онтологической категории, согласно которой любое проявление " Я" считается иллюзорным. Буддизм четко постулирует, что самоотречение, имеющее целью единение с абсолют­ным " Я" Бога, может незаметно превратиться в особую форму гордости и самоутверждения. Полное самоотречение, следовательно, означает, что нужно отказаться даже и от обретения совершенного " Я". Нет никакого " Я" ни на земле, ни на небесах; все сущее преходяще и мимолетно, подвержено рождению и смерти. В данном разделе представлено несколько фрагментов священных текстов, в которых излагается учение о He-душе (анатта).

У кого совсем отсутствует отождествление себя с именем и формой и кто не печалится, не имея ничего, именно такого называют бхикшу.
Буддизм. Дхаммапада 367

Кто, все вожделенья покинув, идет, отрешась от влечений,
Беспечальный, от себялюбья свободный, тот достигает покоя.
Таково состояние в Брахмо, Партха, не заблуждается тот, кто его достигает.
В Нирвану Брахмо вступает пребывающий в нем, хотя бы в миг смерти.
Индуизм. Бхагавадгита 71—72

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Христианство. Евангелие от Марка 8: 34—35

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
Христианство. Евангелие от Иоанна 12: 24—25

О сын человеческий! Если любишь Меня, отвернись от себя; если хочешь доставить удовольствие Мне, не ищи его для себя; тогда умрешь ты во Мне, а Я буду вечно жить в тебе.
Бахаизм. Тайные слова Бахауллы, Арабик 7

Я слышал, что человек, [постигший] дао, остается безвестным; [человек, обладающий] совершенными моральными качествами, ничего не обретает; большой человек лишен самого себя — таков предел ограничения судьбы.
Даосизм. Чжуан-цзы 17
Тора пребывает лишь в том, кто почитает самого себя за ничто. Иудаизм. Талмуд, Сота 21Ь

Где себялюбие, там нет постижения Тебя, Где Ты, там нет себялюбия.
Вы, кто кичится ученостью, осознайте в разуме своем Истину, невыразимую словами.
Сикхизм. Ади-Грантх, Мару-ки-Вар М. 1
Янь Юань спросил о человеколюбии. Учитель ответил: " Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, — это и есть человеколюбие. Если кто-либо в течение одного дня будет сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, все в Поднебесной назовут его человеколюбивым".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 12. 1. 1

Кто учится, с каждым днем увеличивает [свои знания]. Кто служит дао, изо дня в день уменьшает [свои желания]. В непрерывном уменьшении [человек] доходит до недеяния. Нет ничего такого, что бы не делало недеяние.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 48

Если ты не отрекся полностью от себя, не обретешь спасения. Спасения можно достичь только полным отречением от себя. Абсолютное же отречение должно быть установлено по отношению к личности, к семье, к народу своему, к миру, к космосу и к Богу.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 4—3—83

Вечером не ожидай [что доживешь до] утра, а утром — вечера. Пока пребываешь в добром здравии, готовься к болезни, а пока живешь — к смерти.
Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 40

Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюби­вшего меня и предавшего Себя за меня.
Христианство. Послание к галатам 2: 19—20

Ты, сидящий на самой вершине столба в сто локтей, хоть и вступил на Путь, но не обрел подлинности. Покажись на вершине столба, и все тело твое будет видно с десяти сторон.
Мумон объясняет: если ты поднимаешься выше, упорствуешь телом своим, то нет такого места, что не подвластно тебе. Но если даже и так, скажи мне, как подняться тебе выше столба в сто локтей? Ну что?
Буддизм. Мумонкан 46
Один монах спросил у Басо: " Что есть Будда? " Басо ответил: " Нет разума, нет Будды". Буддизм. Мумонкан 33

" Все дхаммы лишены души". Когда мудро смотрят на это, тогда испытывают отвращение к злу. Вот путь к очищению.
Буддизм. Дхаммапада 279

Тело, братие, не есть душа. Если бы тело было душой, не было бы оно подвержено порче, и можно было бы сказать о нем: " Пусть тело мое будет таким или иным". Но именно в той мере, в какой тело не есть душа, подвержено оно порче, и нельзя сказать о нем: " Пусть тело мое будет таким или иным".
Чувства не есть душа. Если бы чувства были душой, не были бы они подвержены порче, и можно было бы сказать о них: " Пусть чувства мои будут такими или иными". [... ]
Равным образом, способность к пониманию и [осознанные] деяния [... ] и разум не есть душа. Если бы разум был душой, не был бы он подвержен порче, и можно1 было бы сказать о нем: " Пусть разум мой будет таким или иным". Но именно в той мере, в какой разум не есть душа, подвержен он порче, и нельзя сказать о нем: " Пусть разум мой будет таким или иным".
" А теперь скажите, братие, как вам кажется: тело изменчиво или же постоянно? "
" Изменчиво, Владыка".
" А изменчивость приносит удовольствие или муку? " " Муку, Владыка".
" А можно ли изменчивое, мучительное и непостоянное по самой своей природе рассматри­вать как " Я", " мое", как душу? " " Конечно нет, Владыка".
" Так же обстоит дело и с чувствами, способностью к пониманию, деяниями и разумом. Поэтому, братие, любое тело в прошлом, будущем и настоящем, снаружи или внутри, будь оно маленькое или большое, длинное или короткое, близкое или далекое — любое сущест­вующее тело, если правильно понимать порядок вещей, не есть " Я", " мое", или душа.
[Таким именно образом надо смотреть] на любое чувство, любую способность понимать, любое деяние и любой разум.
Осознав это, братие, благородный и понятливый ученик ощущает отвращение к телу, отвращение к чувству, к способности понимать, к деянию и к разуму. Ощутив отвращение, отказывается от них; отказавшись от них, освобождается; приходит к убеждению, что в осво­бождении спасение. Ибо он знает: " во вторичном рождении разрушается; живет жизнью веры; исполняет мою волю; а у существования земного нет грядущего".
Буддизм. Самйутта Никайа iii. 68

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...