Глава 19. Любовь к ближнему. Доброта и сострадание
Глава 19. Любовь к ближнему В этой главе говорится о милосердных, добрых и праведных деяниях, свидетельствующих о глубокой вере. Духовная жизнь, начинающаяся с веры в Высшую Реальность « преданность ей, дополняется проявлениями сочувствия, доброты, служения и свидетельствует о присутствии Высшей Реальности в мире: " Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (I Ин. 4: 19). В самом деле, религия убедительна для многих, поскольку она превращает людей в любящих, способных подняться выше мерок обычных земных привязанностей. Любовь к ближнему — это не бремя и не жертва. Те, кто достиг цели жизни, кто слился в единое целое с Высшей Реальностью, любят ближнего, дают и служат ему, повинуясь побуждениям, идущим от их собственной сущности. Они хотят давать и служить во имя ближнего, не имея в виду никакой выгоды для себя. Их любовь полна прощения и терпения по отношению к тем, кто причинил им — по неведению или по злой воле — вред. Они находят удовольствие не в том, чтобы мстить своим врагам, а в том, чтобы привести их к спасению. Но чтобы жить ради других, нужно признавать и осуществлять на практике нравственные нормы и соблюдать внутреннюю дисциплину, так как людское сердце часто эгоистично и скупо в сравнении с божественной любовью. В данной главе мы собрали фрагменты священных писаний, которые различными способами учат верующих истинной любви к ближнему, распределив их по разделам: 1) Доброта и сострадание; 2) Служение ближнему; 3) Жертвенная любовь; 4) Даяние и воздаяние; 5) Милосердие и гостеприимство; 6) Прощение и примирение; 7) Не судить других, ибо кто без греха? 8) Возлюби своего врага; 9) Подставь другую щеку;
10) Добрые деяния; 11) Труд и трудолюбие, ведущие к процветанию как самого человека, так и общества; 12) Честность и целесообразность; 13) Приверженность Истине, дающая благословенное спасение.
Доброта и сострадание Фрагменты священных книг, вошедшие в данный раздел, содержат призывы к доброте, состраданию и преданной любви к ближнему, к благотворительности, кротости. Затем следуют тексты, в которых доброта и милосердие оцениваются выше, чем соблюдение обрядов; подчеркивается, что милосердие перерастает рамки семьи, расы, национальности или религии. Любовь, естественно зародившаяся в лоне семьи, распространяется на все живущее. Среди текстов притча Иисуса о добром самаритянине и текст из Упанишад о Громовом Голосе, произносящем три слога, обозначая три взаимосвязанных добродетели — умение владеть собой, давать и сострадать. Будь благосклонен ко всем живым существам, радуйся при виде добродетели, сострадай и сочувствуй страдающим, будь терпим к праздным и ведущим себя дурно. Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления. Он увещает вас: может быть, вы опомнитесь! В ком нет места для других, тот тратит человеческие чувства, а для того, кто утратил человеческие чувства, все люди кажутся чужестранцами. Относись к людям так и живи таким образом, что если ты умрешь, они станут оплакивать тебя, а если жив — стремиться побыть с тобой.
Пусть бхикшу, живущий в дружбе, верящий в учение Будды, достигнет спокойного места, счастья, прекращения санкхар. Будь это дом того, кто умеет избегать несчастий, мы, боги, не станем входить в жилище человека с извращенными склонностями. Будь это дом человека в трауре, оплакивающего отца и мать, если это сострадательный человек, мы, божества, войдем в его жилище. Однажды, когда Рабби Иоханан бен Заккаи вышел из Иерусалима, Рабби Йошуа последовал за ним и увидел разрушенный Храм. " Горе нам, — воскликнул Рабби Йошуа, — ведь место, где искупались грехи Израиля, лежит в руинах! " Подобно матери, ценою собственной жизни защищающей свое дитя, охватывай мыслью все, так как все живущее — твое. Анас и Абдулла рассказывают, что Посланник Аллаха говорил: " Все человеческие существа — дети Аллаха, и дороже всех Аллаху те, кто добр к Его детям". Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. Однажды человек спросил Пророка, что лучшее в исламе, и Пророк ответил: " Накормить голодного и принять с миром тех, кто знает, и тех, кто не знает". Бодхисаттва должен одинаково относиться ко всем существам, его разум должен уравнивать все существа, он не должен относиться к кому бы то ни было иначе, чем к другим, но быть расположенным ко всем, дружески настроенным, готовым помочь, не чувствовать отвращения, не причинять никому ни вреда, ни боли; он должен относиться к ближним, как если бы это были его мать, отец, сын или дочь. Бодхисаттва должен вести себя по отношению ко всем существам как спаситель. Ему нужно воспитывать себя, если он хочет достичь полной просветленности.
Почитая своих старших, распространяйте [это почитание] и на старших других людей. Любя своих детей, распространяйте [эту любовь] и на чужих детей, и тогда легко будет управлять Поднебесной. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Три ветви потомков Праджапати — боги, люди и демоны — жили вместе с отцом своим Праджапати, получая священное знание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|