Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделенность с миром




Человек, служащий религиозной цели, не может мириться с нормами обычной жизни. Сам стиль этой жизни с ее стремлениями к удовольствиям, богатству, славе, материальным благам будет неизбежно отвлекать всякого от следования своему духовному призванию. Поэтому такой человек до­лжен отделить себя от мира или сохранять некоторую обособленность от него. Разделенность с миром может быть достигнута как путем ухода от него в монастырскую обитель, так и внешним соблюдением привычного уклада жизни, но с отказом от ее преобладающих ценностей.
Священные тексты содержат множество предостережений в отношении земной жизни с ее ценностями. Мудрый человек относится к успехам в этой жизни как к чему-то иллюзорному; его разум свободен от мирских забот или тревоги; он не предается земным наслаждениям, но целиком посвящает себя следованию духовной цели. Положительные результаты усилий он оценивает по духовным меркам, а не по шкале стандартов земных успехов.
Мы заканчиваем раздел фрагментами о существовании человека в мире, но отдельно от него. Такое понимание обособленности от мира характерно для конфуцианства, ислама и христианства. Однако в буддизме и индуизме, которые утверждают, что путь к спасению лежит через монашество, подо­бный способ разъединения с миром был предметом многих дискуссий. Наставления Вималакирти, в частности, превозносят жизнь главы семейст­ва как некий средний путь между полным отречением от мира через монашество и легкомысленным образом жизни. В этом произведении глава семейства Вималакирти — просветленный бодхисаттва, демонстрирует проницательность, способности и знания, превосходя в этом монахов.

... И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Христианство. Послание к римлянам 12: 2

Идите, смотрите на сей мир, подобный пестрой царской колеснице! Там, где барахтаются глупцы, у мудрого нет привязанности.
Буддизм. Дхаммапада 171

Прибавляющий плоти прибавляет тлен; умножающий имущество умножает заботу; ум­ножающий жен умножает ворожбу; умножающий рабынь умножает разврат; умножающий рабов умножает хищения; увеличивающий учение [Тору] увеличивает жизнь; больше сидения [в школах] — больше ученость; больше совещаний — больше разума; больше благотворитель­ности — больше мира. Кто приобрел себе доброе имя, приобрел для себя; кто приобрел слова Торы, приобрел себе жизнь в будущем мире.
Иудаизм. Мишна, Абот 2. 8

Потоки этого мира грязны, а их истоки — мутны. Его витрины разукрашены, и зрелище их красиво, но пагубно. Это скоропроходящий обман, быстро гаснущий свет, поспешно мелькну­вшая тень и слабая, ненадежная защита. Он настолько обманчив, что сопровождает тех, кто питает к нему отвращение, приманивает тех, кто не знает его обманчивости и несет им удовлетворение. Когда же они проявляют к нему недостаточное внимание, он ловит их в западню и берет в плен, и затягивает узел смерти вокруг их шеи, и влечет их " к их могилам.
Ислам. Нахджул Балагха, Проповедь 86
Будь в этом мире как если бы ты был чужим или странником. Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 40

Человек пришел к Пророку и сказал: " О посланник Аллаха, укажи мне, что я должен совершить, чтобы Аллах полюбил меня и люди полюбили меня". Он ответил: " Отрекись от мира и Аллах станет любить тебя, отвергни все то, чем владеют люди, и они станут любить тебя".
Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 31

Абсолютное равнодушие ко всему мирскому, полная удовлетворенность, отрешение от надежд, терпение — качества себя постигшего, укротившего свои чувства и познавшего Самосущего.
Всемерно нужно отрешаться от мирских соблазнов, ибо привязанность к миру и есть страдания.
Индуизм. Махабхарата, Шантипарва 329

В Поднебесной имеется начало, и оно — мать Поднебесной. Когда будет постигнута мать, то можно узнать и ее детей. Когда уже известны ее дети, то снова нужно помнить о их матери.
В таком случае до конца жизни [у человека] не будет опасности. Если [человек] оставляет свои желания и освобождается от страстей, то до конца жизни не будет у него усталости. Если же он распускает свои страсти и поглощен своими делами, то не будет спасения [от бед].
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 52

Самосущий проделал [для чувств] отверстия наружу — поэтому [человек] глядит вовне, а не внутрь себя. [Но] великий мудрец, стремясь к бессмертию, глядел внутрь себя, закрыв глаза. Неразумные следуют внешним желаниям, они попадают в распростертые сети смерти. Мудрые же, узрев бессмертие,
не ищи здесь постоянного среди непостоянных [вещей]. Индуизм. Катха упанишада 4. 1—2

Каков есть путь Слова? Это он вынуждает человека отказаться от своих желаний в этом мире и испытать острую тоску по миру Господа. Мы должны любить мир Господа больше, чем кого-нибудь: родителей, детей или жену.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 8—9—70

Вначале мудрые уподоблялись природе, ценили истинное, не связывали себя обычаями. Глупые же, напротив, не способны уподобиться природе. Они печалились о людях, не умели ценить истинное, в своих хлопотах дошли до пошлости, поэтому-то о них и не стоит говорить.
Даосизм. Чжуан-цзы 31

Знатоки йоги разговаривают в невежливой манере, ведут себя как малосведущие люди, похожи на тех, кто занимает низкое положение. Они поступают так, чтобы люДи не замечали их и не стекались к ним; они не говорят совсем ничего. Однако свободно проявляя себя, йог будет развлекаться как ребенок, вести себя как глупец, говорить как пьяный. Такой йог живет по принципу, что над миром людей можно смеяться, испытывать к нему отвращение, ругать его и, видя его, держаться от него на расстоянии, оставаясь в одиночестве. Он будет расхаживать под разными личинами, то как почтенный человек, то как безнравственный, а временами похожий на духа или дьявола. Если йог принимает обстоятельства жизни, то делает это ради всеобщего блага, а не из желания. Из сострадания к людям он будет забавляться на земле.
Индуизм. Куларнава Тантра 9

Сохраняя стержень добродетели, настоящий человек погрузится в самого себя и тем избежит вредного влияния вокруг него. Он отказывается от всех искушений славы и богатства.
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 12. Косность

Как на куче мусора, выброшенного на большую дорогу, может вырасти лотос, сладкопах-нущий и радующий ум, так ученик поистине просветленного выделяется мудростью среди слепых посредственностей, среди существ, подобных мусору.
Буддизм. Дхаммапада 58—59

Отбрось от себя все привязанности, подобно ушедшему лотосу, оставившему после себя капли осенних дождей; освободись от всех привязанностей, Готама, будь всегда осмотрителен!
Оставь все нажитое и свою жену; ты вступил в положение бездомного; не сделав так, как нужно, ты ничего не достигнешь, Готама, будь всегда осмотрительным!
Простись с друзьями и родными, расстанься с накопленными тобой богатствами; не желай вновь обрести их, Готама, будь всегда осмотрительным!
Теперь ты вступил на путь, с которого уже собраны все колючки, великий путь; следуй же в правильном направлении, Готама, будь всегда осмотрительным!
Не вступай на тернистый путь, поддавшись слабоволию, ибо впоследствии будешь сожа­леть о том, Готама, будь всегда осмотрительным!
Джайнизм. Уттарадхьяянасутра 10. 28—33

... Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
Христианство. Евангелие от Матфея 16: 26

Плод сотапатты лучше, чем земное единовластье, или восхождение на небо, чем власть над всем миром.
Буддизм. Дхаммапада 178

Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Христианство. Евангелие от Иоанна 18: 36

Конфуций сказал: " О Тай Бо в самом деле можно сказать, что он достиг истинной высоты нравственной силы. Никто кроме него трижды не отказывался от верховной власти над всем сущим в Поднебесной [от императорского трона], отчего народ получил возможность восх­валять его за это".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания]

Праведность, о Всевышний, выдай за наш выбор, нам во благо, Обрушь беды на нечестивых, для их погибели! Поэтому я стремлюсь к единению с Добрым Разумом, И я запрещаю вам торговать с нечестивцами.
Зороастризм. Авеста, Ясна 49. 3

" Будьте предо Мною святы, ибо я свят Господь" (Лев. 20: 26). Равно как Я есть свят, так и вы будьте святы. Как Я держусь особняком, так и вы держитесь особняком. " И Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои" (там же). Если вы отделяете себя от других народов, тогда вы принадлежите Мне; но если нет, тогда вы принадлежите Навуходоносору и его людям". Равви Элиэзер сказал: " Как можем мы знать то, чего человек не должен знать. У меня нет желания есть свинину, иметь сношения с женщиной, на которой я не могу жениться; однако нужно сказать: " Да, мне может нравиться поступать так, но что я могу? Мой Отец, который на небесах, запрещает подобное. Потому что он сказал: " Я отделил вас от других народов, чтобы были Мои. А того, кто отделен от беззакония, ожидает Царство Небесное".
Иудаизм. Сифра 93д

Кришна, Властитель Разума, даже приводя в движение объекты, ты не попадаешь под их чувственное воздействие. Ты и в самом деле демонстрируешь нам идеал: жить в мире и все же оставаться непричастным к нему.
Индуизм. Шримад Бхагаватам 11. 1

... Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
Христианство. Евангелие от Иоанна 17: 16—19

Йога заключается не в пребывании в диких местах,
на могилах или в местах кремации,
Ни во впадении в транс,
Ни в скитаниях по свету,
Ни в ритуальных омовениях.
Жить безупречно среди грязи мира —
Вот истинное проявление йоги.
Сикхизм. Ади-Грантх, Сухи М. 7

Вималакирти носил белые одежды мирянина, однако жизнь вел безгрешную подобно набожному человеку. Он жил дома, но оставался в стороне от круга желаний, области чистой материи и нематериальной сферы. У него был сын, жена, служанки, однако он не позволял себе излишеств. Он казался окруженным прислугой, но жил в уединении. Он казался разодетым в украшения, но всегда был отмечен благоприятными знамениями и признаками. Он, казалось, ел и пил, но всегда подпитывался только от склонности к медитации. Он появлялся на спортивных площадках и в игорных заведениях, но лишь с целью просветить народ, привер­женный соревнованиям и азартным играм. Он посещал модных неортодоксальных учителей, но всегда сохранял непоколебимую преданность Будде. Он разбирался в мирских и трансцен­дентальных знаниях и эзотерической практике, но всегда находил удовольствие и наслаждение в Дхарме. Он вращался во всех кругах общества и везде был почитаем как самый главный из всех [... ] Он занимался всеми видами торговли, но не был заинтересован ни в получении доходов, ни в приумножении собственности. С тем, чтобы учить людей, он отправлялся на перекрестки и углы улиц, а чтобы защищать их, участвовал в управлении.
Буддизм. Наставления Вималакирти 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...