Даяние и воздаяние. Милосердие и гостеприимство
Даяние и воздаяние Тема этого раздела — духовный принцип даяния и воздаяния. Когда мы что-то даем друг другу, свободно, без всяких условий, разделяя с другими свое счастье и помогая друг другу нести свое бремя, мы получаем гораздо больше, чем дали. Даже если воздаяние не следует сразу, Небеса ведут счет отданному, и в конце концов благодеяние возвратится к дающему, многократно умноженное. Ожидать воздаяния, не дав ничего, было бы нарушением законов Вселенной. С другой стороны, давать, чтобы получить — с намерением подольститься или чтобы создать себе имя, — достойно порицания. Давайте, и дастся вам... ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Христианство. Евангелие от Луки 6: 38 Он покоится, опираясь о спину небосвода, Кто жертвует, только тот и идет к богам. Если бы все люди знали, как я знаю, плоды раздачи даров, им не нравилось бы пользоваться дарами, не раздавая их, и скупость не владела бы их сердцами. Даже если бы это был последний кусок, последняя крошка еды, их не радовала бы возможность съесть, не поделившись, если было бы с кем. Будда сказал: " Если вы видите кого-либо, идущего Путем дарения, с радостью поддержите его, и вы обретете огромное благо". Шраман спросил: " Есть ли конец этому благу? " Будда ответил: " Представь пламя одного светильника. Даже если сотня тысяч людей придет и зажжет от него свои светильники, чтобы у них было на чем приготовить пищу и чем разогнать тьму, первый светильник останется таким же, как прежде. Подобное же происходит с благами".
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость... ... Блаженнее давать, нежели принимать. Христианство. Деяния святых апостолов 20: 35 И не оказывай милость, стремясь к большему! И ради Господа твоего терпи! У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Христианство. Евангелие от Матфея 6: 3 Дар, творимый с мыслью " подобает давать", без желанья отдачи, " Если я отдам это, что меня порадует? " — Мэн-цзы сказал: Человек, который любит славу, в состоянии отказаться от большого государства; но если он не такой человек, то отказ от одной чашки рису и горшка супу сказывается в его лице.
И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же. Поистине, Аллах всякую вещь подсчитывает! Мне подарили папайю, Любовь не может вернуться к человеку, пока он не отдаст ее. Люди, любящие друг друга, могут продолжать давать и получать больше, чем дали. Мы можем прийти к выводу, что слово " вечность" складывается только при помощи любви.
Милосердие и гостеприимство Давать милостыню бедным и проявлять гостеприимство по отношению к странникам — это добродетели, приветствуемые всеми религиями. Причастность к Высшему Благу создает естественную связь между всеми членами общества, поскольку все люди — братья и сестры, имеющие (потенциально) абсолютную ценность просветленных существ или детей Божцих. Раздава-ние милостыни и милосердие — конкретные выражения этой духовной связи. Наряду с призывами осуществлять милосердие такие тексты, как Притча об овцах и козлищах из Нового завета, уподобляют помощь бедным принесению жертвы Богу или высшим святым. Согласно нескользким публикуемым в данном разделе фрагментам священных писаний, от обязанности проявлять милосердие не освобождается даже самый бедный. Наконец, здесь же помещены тексты, говорящие о необходимости оказывать гостеприимство. Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. Иудаизм и христианство. Псалтирь 40: 2 Они кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка, сироту и пленника: " Мы ведь кормим вас ради лика Божия; не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности! "
Милосердие — не остаться равнодушным при виде жаждущего, голодного, несчастного и постараться облегчить их страдания — это росток добродетели. " Господу, Богу вашему, последуйте" (Втор. 13: 4) Но как может человек последовать Богу, который " огнь поядающий"? (Втор. 4: 24) Это значит, последовать Его свойствам: прикрыть обнаженного, навестить больного, утешить скорбящего, похоронить умершего. Утешь человека в несчастье так скоро, как скоро нужно спасти рыбу из пересохшего ручья [пока она еще жива]. Избавь человека от опасности так быстро, как быстро нужно освободить ласточку из силка. Сострадай сиротам и утешай вдов. Уважай старших и помогай бедным. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается... и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]...
Есть три типа людей на земле: одни подобны засухе, другие небольшому дождику, третьи Когда [Господь] возлюбит человека, Он посылает ему дар в виде бедняка, так, чтобы тот мог совершить благодеяние для бедного и проявить свое милосердие. Если кто утолит какую земную печаль кого из верующих, Аллах утолит одну из печалей того в Судный день. Если кто облегчит жребий нуждающегося, Аллах облегчит жребий того в этом мире и в грядущем. Кто защитит мусульманина, тому Аллах будет защитой в этом мире и в грядущем. Аллах будет поддерживать Своего слугу все время, пока слуга этот будет поддерживать своего ближнего. В Судный день Величайший Господь скажет: " Сын Адама, Я был болен, а ты не навестил Меня". Тот ответит: " Господи, как я мог навестить Тебя, когда Ты — Господин Вселенной". Тот скажет: " Разве ты не знал, что слуга Мой такой-то болен, и ты не навестил его. Разве ты не знал, что если посетишь его, ты найдешь Меня рядом с ним? " Если тебя просят, — пусть о немногом, — дай. Буддизм. Дхаммапада 224 Даже бедняк, существующий милостыней, должен давать милостыню. Иудаизм. Талмуд, Гиттин 76 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Христианство. Евангелие от Луки 3: 11 Смотри, чтобы каждый, кто придет в твой дом, был накормлен, как бы мало еды у тебя ни было. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
Пусть верующий в Аллаха и в Судный День будет щедр к ближнему, и пусть верующий в Аллаха и Судный День будет щедр к гостю. Хозяин и хозяйка дома не должны отказывать никому, кто пришел в дом в обеденную пору и попросил еды. Если еды нет, нужно предложить, где отдохнуть, воды, чтобы освежиться, камышовую циновку, чтобы лечь, и встретить гостя добрыми словами — в этом, по крайней мере, никогда нет недостатка в домах праведных. Как рассказывает Абу Урайра, пришел человек к Пророку, и тот попросил своих жен накормить его. " У нас совсем ничего нет, — отвечали они, — только вода". " Кто захочет разделить свою еду с этим человеком? " — спросил Пророк. Один из его Друзей сказал: " Я". Затем он привел этого человека к своей жене и сказал ей: " Будь щедра к гостю Посланника Господа". Она ответила: " У нас нет ничего, кроме ужина детей". " Хорошо, — сказал тот, — приготовь еду, зажги лампу, а когда дети попросят есть, отправь их спать". И женщина приготовила еду, зажгла лампу, уложила детей, затем, как бы собираясь поправить фитиль, погасила лампу. Хозяин и его жена сделали вид, что едят, но на самом деле легли спать на голодный желудок. На следующий день Посланник Господа сказал своему Другу: " Сегодня ночью Бог улыбался". Это в подобных случаях Бог говорит: " они дают предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение" (Коран 59: 9) Славу Рантидэве поют в этом и ином мире, Рантидэве, который, хотя и жил впроголодь, имел обыкновение раздавать свое богатство, как только обретал его, веря, что Бог не оставит его в нужде. Даже во времена голода Рантидэва продолжал оставаться щедрым, хотя вся его семья впала в бедность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|