Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Провидение и благосклонность небес




Действие Божественного провидения различимо в истории подъема и падения народов и их правителей. Основой откровения, явленного иудеям Древнего Израиля, было признание того, что Бог активно действует в ис­тории, определяя пути народов. Они увидели, как Бог освободил рабов из-под ярма фараона, а позже признали действие Божественного провиде­ния в том, как им ниспосылалось благословение или наказание в зависимо­сти от их верности или противления воле Божией. Классики конфуцианства также говорят о небесном руководстве государственными делами. Небо слышит жалобы угнетенных и свергает развращенных правителей, пере­давая право на власть новым предводителям и благоприятствуя переворо­там. Схожие представления обнаруживаются в священных текстах ислама, сикхизма, буддизма и в традиционных религиях Африки.
Нижеприведенные фрагменты священных книг описывают Божественное провидение, определяющее судьбы правителей и народов, в соответствии с двумя критериями. Во-первых, народ обязан исполнять заключенный с Богом завет (договор), слушать Божьих посланников и оказывать под­держку мудрецам и учителям веры. Во-вторых, властитель должен способ­ствовать процветанию своего народа, правя им справедливо и благосклон­но, ибо " Небо слышит, как наш народ видит и слышит".

Всякое собрание во славу Небес будет в конечном счете упрочено, а всякое собрание не во славу Небес не будет в конечном счете упрочено.
Иудаизм. Мишна, Абот 4. 14

В земле мягко катящихся волн. Душа ками ожесточилась, Оставив столицу в руинах, Которые я видел и скорбел.
Синтоизм. Манъёсю 1
Разве они не ходили по земле и не видели, каков был конец тех, которые были до них? Они были сильнее их мощью и следами на земле. И схватил их Аллах за их прегрешения. И не было у них защитника от Аллаха.
Это — за то, что приходили к ним посланцы Наши с ясными знамениями, а они не веровали; и схватил их Аллах: ведь Он силен, могуч в наказании!
Ислам. Коран 40: 22(21)—23(22)

И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак, скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Иеремии 18: 3—11

Ананда, пока ваджджьяны собираются в согласии и расходятся в согласии; пока они живут в согласии; пока они не вводят новых и не нарушают установленных обрядов, а соблюдают древнее Правило ваджджьянов; пока они чтят, уважают и ценят старших среди ваджджьянов и считают их достойными послушания; пока женщины и девушки в семьях живут, не, подверга-ясь насилию или похищению; пока они чтят, уважают и ценят ваджджьянские святыни, как внутренние, так и внешние; пока они не совершают неустановленных жертвоприношений; пока установленные охрана и наблюдение за находящимися среди них архантами будет хорошо осуществляться, они могут иметь свободный доступ в область, а войдя, могут удобно расселиться в ней; пока они исполняют все это, Ананда, можно надеяться на процветание ваджджьянов, а не на их упадок.
Буддизм. Дигха Никайа ii. 73

Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: " что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог наш? ", то скажи сыну твоему: " рабами были мы у фараона в Египте, но Господь [Бог] вывел нас из Египта рукою крепкою [и мышцею высокою], и явил Господь, [Бог] знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его [и над войском его] пред глазами нашими; а нас вывел оттуда [Господь, Бог наш, ] чтобы ввести нас и дать нам землю, которую [Господь, Бог наш, ] клялся отцам нашим [дать нам]; и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь; и в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди [закона] пред лицем Господа, Бога нашего, как он заповедал нам". [... ] Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. [... ] И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек; одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его. Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы" и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь. И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй
Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них], и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, — то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; [... ] и чтобы ты не сказал в сердце твоем: " моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приоб­ретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим. Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня [небом и землею], что вы погибнете; как народы, которые Господь [Бог] истребляет от лица вашего, так погибнете и вы за то, что не послушаете гласа Господа, Бога вашего.
Иудаизм и христианство. Второзаконие 6: 20—25; 7: 6—8; 8: 2—14, 17—20

Царь Просвещенный — Вэнь-ван — пребывает теперь в вышине
О, как на небе пресветлый сияет Вэнь-ван!
Чжоу издревле в своей управляли стране,
Новый престол им небесною волею дан.
Или во славе своей не сияют они?
Воля небес неужели не знает времен?
Ввысь устремится Вэнь-ван или вниз низойдет,
Справа иль слева владыки небесного он!
Царь Просвещенный был полон усердья и сил. Слава его бесконечной является нам. Небо свои ниспослало на Чжоу дары — Внукам Вэнь-вана, потомкам его и сынам, Внукам Вэнь-вана, потомкам его и сынам — Корню с ветвями, да жить им в веках и веках! Людям служилым, что были у Чжоу в войсках, Разве им также не славиться ныне в веках?
Разве они не преславны пребудут в веках Тем, что с усердьем исполнили царский завет? Полных величия, много служилых людей Царство Вэнь-вана тогда породило на свет, Царство Вэнь-вана их всех породило, и вот, Чжоуский дом в них опору нашел и оплот. Много достойнейших стало служилых людей — Царь просвещенный в спокойствии полном живет.
Был величаво-прекрасен властитель Вэнь-ван, Ревностным был он надолго прославлен трудом. Воля небес, о, насколько она велика! Шанского дома потомки порукою в том. Шанского дома потомки порукою в том: Многое-множество их пребывало в те дни, Волю верховный владыка свою проявил — Чжоу покорность свою изъявили они.
Чжоу они изъявили покорность свою. Воля небес не навечно почиет на вас! Лучшие лучших из иньских служилых людей Предкам творят возлиянья в столице у нас. Нашему предку творят возлиянья, одев Платье с секирами, в прежнем убранстве главы. Вы, из достойных достойные слуги царя, Вашего предка ужели не помните вы?
Вашего предка ужели не помните вы? Кто совершенствует доблесть духовную, тот Вечно достоин пребудет и воли небес, Много от неба и сам он получит щедрот.
Инь, до того как народ и престол потерять, Вышнего неба владыке угодна была. Инь пред очами да будет! Хранить нелегко Судьбы великие. И сохранившим — хвала!
Судьбы и волю небес сохранить нелегко! Трон сохраняя, от неба себя не отринь! Славы сиянье о долге свершенном простри. Мудро размысли, как небо отринуло Инь! Вышнего неба деянья неведомы нам, Воле небес не присущи ни запах, ни звук! Примешь Вэнь-вана себе в образец и закон — Стран мириады с доверьем сплотятся вокруг!
Конфуцианство. Ши цзин [Книга песен] III, I, 1

Чжоу-гун сказал: " Я объявляю всему государству Инь и тем, кто управляет в нем. Небо августа, Владыка-в-Вышних, отвернулось от своего главного сына [правителя] и отняло благоволение у великого государства Инь. Теперь, когда государь получил повеление [на правление], благодать безгранична, но безгранично и беспокойство. О, как он должен быть осторожен!
Небо отвернулось и отняло благоволение у великого государства Инь. Многие прежние мудрые правители Инь находятся на Небе и последующие правители и народ пользовались их благосклонностью. Однако под конец [при последнем правителе] мудрые и добродетельные люди жили в нищете, поэтому ведя за собой жен и неся на руках детей, причитая и взывая к Небу, они ушли туда, куда никто не мог прийти и схватить их. О, Небо сжалилось над людьми четырех сторон света и, глядя с любовью и давая свое благоволение, оно использовало усердных [предводителей Чжоу]. Пускай государь безотлагательно совершенствует свою добродетель.
Взгляните на древних правителей Ся. Небо было к ним благосклонно, лелеяло и защищало их. Они стремились исполнять волю Небес, но ныне утратили благоволение[... ]
Мы не можем знать и утверждать-, что правители Ся получили благоволение Небес на столько-то лет; мы не знаем и не утверждаем, что его нельзя было продлить. Суть в том, что они не пеклись о своей добродетели и потому до срока потеряли благоволение. Ныне пришел новый государь и получил благоволение. Поэтому мы также должны помнить о благоволении, полученном этими двумя государствами, и, став их преемниками, сравняться с ними заслугами.
Конфуцианство. Шу цзин [Книга истории] 5. 12. 2. Объявление Чжоу-гуна

Помни о воплях угнетенного, ибо он просит Аллаха лишь о том, что ему причитается, а Аллах позволяет каждому, имеющему право, получить то, что причитается.
Ислам. Хадис Байхаки

Небо слышит и видит то, что народ видит и слышит; Небо ясно одобряет и являет страх, когда наш народ одобряет и трепещет; подобная связь существует между высшим и низшим миром. Какую почтительность должны испытывать правители земли!
Конфуцианство. Шу цзин [Книга истории] 2. 3. 3

И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед...
Иудаизм и христианство. Исход 3: 7—8

Разве ты не видел, как поступил твой Господь с Адом,
Ирамом, обладателем колонн,
подобного которому не было создано в странах,
и самудитами, которые пробивали скалы в долине,
и с Фир' ауном, обладателем кольев,
которые творили нечестие в странах
и умножали там порчу?
Пролил на них Господь твой бич наказания. Ведь Господь твой — в засаде.
Ислам. Коран 89: 5(6)—13(14)
Нас постигнет страшное бедствие,
Как то бедствие, что постигло нас в далекие времена.
Так говорит творец людей.
Но люди не хотят слушать.
Нас постигнет страшное бедствие,
Как то бедствие, что постигло нас в далекие времена.
Мы говорим одно:
Бездельничай! Пребывай в лени!
Такие люди ничего не унаследуют от Отца,
Ибо они не знают его голоса.
Он тот, кто любит человека.
Африканские традиционные религии. Молитва народа динка (Судан)

Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,
чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощию? И где оставите богатство ваше?
Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми.
При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Исайи 10: 1—4

Бог не создал пчелу
Величиною с лошадь.
Если б он сделал ее такой большой,
Пчела жалила бы людей до смерти.
Бог не возвышает людей,
Которые смеются над несчастным.
Бог не дает силы тем,
Кто жесток с ближним.
Никто не выигрывает от злодейства.
Когда злодеи процветают,
А праведные нет,
То, если это длится долго,
Праведники отчаиваются.
Подобно маленькой иголке,
Начинается ложь.
Когда она вырастет с мотыгу,
Она убивает.
Африканские традиционные религии. Песня народа йоруба (Нигерия)

Милость верховный владыка сменил на грозу: Страждет от гнева его весь народ наш внизу. Сходное с истинным слово не выйдет из уст, Так и расчет недалек, что ты строишь, и пуст. " Нет мудреца и опоры! " — ты скажешь в ответ? Правды в речах твоих только воистину нет — Этот расчет, что построил ты, вновь недалек! В слове моем оттого и великий упрек.
В дни, когда небо лишь беды нам шлет с высоты,
Не подобает быть вовсе веселым, как ты.
В дни, когда небо колеблет всю землю, — пред ним
Не подобает быть вовсе беспечньгм таким!
Если в согласие с истиной слово придет,
Будет и в добром согласье отныне народ.
Речь твоя доброю будет — от речи такой
Будут в народе устойчивы мир и покой.
Службы, хотя и различны у нас, говорю: Мы, как товарищи, оба на службе царю.

Ныне пришел я, чтоб дать тебе добрый совет, Слушаешь ты, а к словам и внимания нет. Ныне о важных делах я веду свою речь — Этим с усмешкой такою нельзя пренебречь. Древний народ говорил, что разумен лишь тот, Кто и у сборщика сучьев советы берет!
В дни, когда небо являет жестокость и гнев, Не подобает над этим шутить, обнаглев, Правдою правда в словах у меня, старика, — Ты же хотя молод, а гордость твоя велика; Так не считай же безумными сказанных слов! — Горе в забаву себе обратить ты готов. Видишь, пожар все сильней и опасней везде, Только лекарства не сыщешь ты в помощь беде!
В дни, когда ярости неба народу не снесть, Не подобают тебе ни зазнайство, ни лесть. Вид и достоинство ныне теряешь ты сам! Добрые люди подобны теперь мертвецам: В дни, когда плач и стенанье — народа удел. Вникнуть в причину стенанья никто не посмел! Смута везде, разоренье и гибель, и вот: Нет никого, кто б утешил наш бедный народ!
Небо людей просветляет, им радость дарит. С флейтою нежной согласно сюань так звучит, Княжеский жезл так слагался из яшм — так оно Точно вас взяло и точно ведет вас давно. Если ведет, разве спросишь прибавки? И вот, Так же легко небеса просветляют народ! Много грехов у народа, и ныне при всех Не выставляй напоказ ты и собственный грех!
Доблести муж величавый — то царства оплот,
Царства ограду собою являет народ,
Сильных удел — перед входом поставленный щит
Род знаменитый — столпом и опорой стоит.
В мире любовью к добру утвердится страна,
Родичи наши — тебе крепостная стена;
Не допускай же, чтоб стены разрушились в прах.
Чтоб не осилил тебя, одинокого, страх!
Страх перед гневом небес постоянно имей И предаваться веселью и играм не смей; Бойся, что небо изменит все судьбы людей, И на погибель страшись подгонять лошадей! Небо державное — это сияющий свет, Где б ты ни шел, от него не укроешься, нет! Небо державное — это как солнца восход — Всюду беспутство твое озарит и найдет!
Конфуцианство. Ши цзин [Книга песен] III, II, 10

Тридцать три великих бога назначали царскую судьбу.
Правитель людей создается как сын всех богов
Уничтожить неправедность и предотвратить злодеяния,
Укрепить существа в добродетели и указать путь в небо.
Будь то человек или бог, или дух, или демон,
Или пария, — он истинный царь, предупреждающий злодеяния.
Такой царь — Мать и Отец творящим добро.
Он назначен богами явить плоды кармы [... ]
Но когда царь равнодушен к злодеяниям в своем царстве, ,
Не наказывает преступников,
Из-за его безразличия быстро растет неправедность,
Разбой и раздоры множатся на земле.
Тридцать три великих бога гневаются в своих дворцах,

Когда царь равнодушен к злодеяниям в своем царстве.
Тогда земля поражается жестокостью и страшными преступлениями
И погибает, оказавшись во власти врага.
Тогда имущество, семья и сокровища — все исчезает
И порочные люди губят друг друга своими делами.
Неважно, отчего царь не исполняет свой долг,
Он губит царство, как слон — ворох лотосов.
Злые ветры дуют и дожди падают в неположенное время года,
Планеты и звезды неблагосклонны, а также луна и солнце,
Злаки, цветы, плоды и семена не вызревают,
И настает голод, когда царь пренебрегает своим долгом [... ]
Тогда все цари говорят друг другу:
" Этот царь неправеден, он на стороне неправедности! "
Такой царь недолго будет гневать богов;
Ярость богов уничтожит его царство [... ]
У этого царя брат или сын отнимет все, что тот любит,
Он будет разлучен с возлюбленной женой, и дочь его погибнет.
Огонь сойдет с небес и ложные солнца.
Страх перед врагом и голод быстро наступят.
Его любимый советник умрет и его любимый слон;
Его любимые лошади погибнут одна за другой и его верблюды [... ]
Будут раздоры, насилие и грабежи во всех областях;
Бедствия поразят землю и страшная чума [... ]
Множество болезней падет на землю,
Чей царь пристрастно творит суд и попустительствует злодеяниям. В конце концов царю приходится расстаться с собственной драгоценной
жизнью.
Но не с сокровищем Праведности, которому радуется мир. Буддизм. Сутра Золотого Света 12

Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада. И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и дер­жащего скипетр — из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Господь. Так говорит Господь: за три преступления Газы и за четыре не пощажу ее, потому что они вывели всех в плен, чтобы предать их Едому. И пошлю огонь в стены Газы, — и пожрет чертоги ее. -И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аскалоне, и обращу руку мою на Екрон, и погибнет остаток Филистимлян, говорит Господь Бог.
Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не пощажу его, потому что они передали всех пленных Едому и не вспомнили братского союза. Пошлю огонь в стены Тира, и пожрет чертоги его.
Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора. Так говорит Господь: за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури. И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь. [... ] Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих. А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу. Вас же Я вывел из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших — в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь.
А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: " не пророчествуйте". Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами, — и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреля­ющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Амоса 1: 3—15; 2: 6—16

[1]Игра слов. Адам, " человек", и Едом пишутся на иврите одинаково: буквы алеф, далет, мем. Это толкование соответствует убеждению, что тщательное изучение букв иврита способ­но выявить скрытый смысл Писания. Смысл данного отрывка тот же, что и предшествующего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...