Правление с помощью Божественного закона
Правление с помощью Божественного закона В данном разделе рассматривается принцип, согласно которому власть основывается на почитании Бога и подчинении Божественному закону. У исламских народов власти обязаны проводить в жизнь установления шариата. В индуизме и буддизме путь справедливого правления лежит в согласии с Дхармой. В конфуцианстве — это путь благопристойности (ли), смягченный доброжелательностью, а в даосизме — соответствие дао. В Древнем Израиле царь был обязан изучать данные Богом законы. Если твое царство существует ради Учения, А не ради славы или желанья, Тогда оно будет на редкость плодотворным. Если нет, — его плодом станет несчастье. Получив предупреждение во сне, император Сиджин почитал богов и потому прославился как мудрый император.
Если [правитель] питает страх перед Аллахом, Возвышенным и Славным, и творит справедливость, его ждет богатая награда; но если он поступает иначе, она отнимается от него. И ты сам будешь правителем и председателем. [... ] Ты должен во всем придерживаться предписаний и действовать в соответствии с ними для счастливого управления народом. Их почитал и соблюдал Вэнь-ван; руководствуясь ими для счастливого правления народом, говори: " Если б только я мог к ним приблизиться". Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может подчинить его себе. Если знать и государи могут его соблюдать, то все существа становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится. Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: " поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня", то поставь над собою царя,, которого изберет Господь, Бог твой[... ]
Небесное Колесо — не отцовское наследие. Ты сам твори добро, как я, и заслужи Колесо. Действуй в соответствии с благородным идеалом долга, который поставлен пред истинными властителями мира. [... ] Ты, учась Закону, почитая и уважая его, благоговея и преклоняясь перед ним, стань знаменем Закона, знаком Закона; подчиняясь Закону, ты обязан должным образом приглядывать за народом, охранять и защищать его, армию, вассалов, подданных, браминов и домохозяев, городских и деревенских жителей, религиозных людей, а также зверей и птиц. Не позволяй несправедливости преобладать в твоем царстве. И кто бы в твоем царстве ни бедствовал, пусть ему послано будет благоденствие.
Забота о народе Главная обязанность любого правительства — благосостояние ераждан. Правитель обязан, как отец, печься о народе, ставя его нужды выше собственных. В китайской традиции его называют Отцом и Матерью народа, в иудео-христианской и мусульманской традициях — его пастырем. В этих названиях выражается принцип, согласно которому правитель обязан усердно заботиться о народе. Он должен по возможности облегчать ему тяготы и прислушиваться к воле большинства. Он должен уделять особое внимание бедным и убогим, предоставляя им достаточные средства для существования. Такие правители всегда пользуются уважением народа, который охотно им подчиняется. Управление большим царством напоминает приготовление блюда из мелких рыб. Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 60 Высшая дхарма кшатрия — охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные плоды, [тем самым ] принимает на себя обязательство по исполнению дхармы. Когда ущерб вверху, а выгода внизу, радость народа безгранична. Когда те, кто вверху, не кичатся перед теми, кто ниже их, их добродетель ярко светит.
Император Нинтоку поднялся на высокую гору и, обозревая земли четырех сторон света, сказал: " На земле дым не поднимается [из очагов]. Вся земля обнищала. На три года народ освобождается от всех налогов и воинской повинности". По этой причине дворец пришел в ветхость; хотя крыша везде протекала, ее не чинили. Капли дождя падали в сосуды, и обитатели дворца перебрались туда, где не текло. Опекать не значит отдавать приказы, но отдавать себя. Кун-цзы сказал: " Спрашивать много с себя и мало с других — вот путь для правителя избежать недовольства". Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Когда [совершенномудрый] желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади других. Поэтому хотя он и стоит над народом, но народу он не в тягость; хотя он и находится впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются. Он не борется, благодаря чему он в мире непобедим.
Правитель должен стать единым со своим народом. Правитель должен думать, что все, чем он владеет, лучше принадлежит не ему, но стране его. Если это так, страна процветает. ... Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закола ли, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. Посему, пастыри, послушайте слово Господне. Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, — за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. Небо и земля — Отец и Мать десяти тысяч вещей. Люди — чувствительность десяти тысяч вещей. Главным правителем становится тот, кто говорит правду и ясно видит вещи. Главный правитель — Отец и Мать простых людей. Если у вождя множество грудей, их сосет народ. Неправ тот, кто, не получая удовольствия, порицает своих правителей; но также неправы и правители, которые не разделяют удовольствий с народом. Были тогда старики без жен, называвшиеся вдовцами, старухи без мужей, называвшиеся вдовами, старые люди, бездетные, называвшиеся одинокими, и юнцы без отцов, называвшиеся сиротами, — эти четыре класса были беднейшими людьми в империи, которым не к кому было обращаться со своими нуждами; и Вэнь-ван, начиная правление и оказывая благодеяния, прежде всего обращал внимание на эти четыре класса.
В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего; ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего]; с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости. Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе... Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, кто говорит: " построю себе дом обширный и горницы просторные", — и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою. Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь. Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. [Знать] одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется [обычной ] пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и бахвальством и является нарушением дао. — Начну с Ци, — ответил Кипарисовый Наугольник. — Приду туда, увижу казненного, подниму его и поставлю, сниму [с себя] придворную одежду, прикрою его и стану оплакивать, взывая к Небу: Сын [мой]! Сын [мой]! Поднебесную постигло великое бедствие, и ты первый пал его жертвой! Говорят: " Не становись разбойником! Не становись убийцей! " Но с тех пор как возвели [в закон] славу и позор, появились и пороки; с тех пор как стали копить товары и имущество, начались и тяжбы; довели людей до крайности, лишив их покоя. Как же можно теперь предотвратить [злодеяния]! Древние государи за [все] блага воздавали [хвалу] народу, а во всех бедах [винили] себя; [все] истинное видели в народе, а заблуждения — в себе. Поэтому только один [царь] губил свое тело и, поощряя сам себя, уходил [из жизни]. Ныне же [все] по-иному. Скроют происшедшее и [порицают] не ведающих [о нем] за глупость; поставят невыполнимую задачу и осудят за отсутствие смелости; возлагают тяжкие обязанности и покарают за то, что с ними не справились; [пошлют] дальней дорогой и казнят за опоздание. Люди же, зная, что сил не хватит, заменяют их притворством. С каждым днем все больше лицемерия [у высших]. Как же могут не лицемерить и мужи, и народ? Ведь если не хватает силы, притворяются; не хватает знаний — обманывают; не хватает имущества — грабят. Но кого же тогда можно обвинять за кражу?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|