Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правление с помощью Божественного закона




Правление с помощью Божественного закона

В данном разделе рассматривается принцип, согласно которому власть основывается на почитании Бога и подчинении Божественному закону. У исламских народов власти обязаны проводить в жизнь установления шариата. В индуизме и буддизме путь справедливого правления лежит в согласии с Дхармой. В конфуцианстве — это путь благопристойности (ли), смягченный доброжелательностью, а в даосизме — соответствие дао. В Древнем Израиле царь был обязан изучать данные Богом законы.
Современное западное конституционное правление основано на иу­део-христианском принципе, по которому власти обязаны соблюдать некие универсальные законы (права человека и общественные обязанности). В Древнем Израиле закон был дан Моисею на горе Синай еще до образова­ния государства, поэтому он стоял над государством и служил пророкам основой для критики неправедного правления. В Соединенных Штатах конституция появилась раньше правительства и составляет законную ос­нову его власти. Хорошая конституция не создается правительством для упрочения его политики и не изменяется с легкостью народом, отражая волю большинства. В современных конституциях содержатся статьи о том, что некоторые человеческие права неотчуждаемы и даны Богом. Власти не могут игнорировать эти права, ибо последние даны не ими, а продиктованы Высшим Законом.

Если твое царство существует ради Учения, А не ради славы или желанья, Тогда оно будет на редкость плодотворным. Если нет, — его плодом станет несчастье.
Буддизм. Нагарджуна, Драгоценное Ожерелье 327

Получив предупреждение во сне, император Сиджин почитал богов и потому прославился как мудрый император.
Синтоизм. Кодзики, Предисловие

Если [правитель] питает страх перед Аллахом, Возвышенным и Славным, и творит справедливость, его ждет богатая награда; но если он поступает иначе, она отнимается от него.
Ислам. Хадис Муслима

И ты сам будешь правителем и председателем. [... ] Ты должен во всем придерживаться предписаний и действовать в соответствии с ними для счастливого управления народом. Их почитал и соблюдал Вэнь-ван; руководствуясь ими для счастливого правления народом, говори: " Если б только я мог к ним приблизиться".
Конфуцианство. Шу цзин [Книга истории] 5. 9. 3. 8
Посланник Аллаха сказал: " Лучшие из ваших правителей те, которых вы любите, а они любят вас, и которые призывают благословение Аллаха на вас, а вы призываете благословение на них. И худшие из ваших правителей те, которых вы ненавидите, а они ненавидят вас, и которых вы проклинаете, а они проклинают вас". Его спросили: " Не следует ли нам низвергнуть их с помощью меча? " Он сказал: " Нет, покуда они устанавливают меж вас молитву".
Ислам. Хадис Муслима

Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может подчинить его себе. Если знать и государи могут его соблюдать, то все существа становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 32

Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: " поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня", то поставь над собою царя,, которого изберет Господь, Бог твой[... ]
Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов. И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстэе своем он и сыновья его посреди Израиля.
Иудаизм и христианство. Второзаконие 17: 14—15, 18—20

Небесное Колесо — не отцовское наследие. Ты сам твори добро, как я, и заслужи Колесо. Действуй в соответствии с благородным идеалом долга, который поставлен пред истинными властителями мира. [... ] Ты, учась Закону, почитая и уважая его, благоговея и преклоняясь перед ним, стань знаменем Закона, знаком Закона; подчиняясь Закону, ты обязан должным образом приглядывать за народом, охранять и защищать его, армию, вассалов, подданных, браминов и домохозяев, городских и деревенских жителей, религиозных людей, а также зверей и птиц. Не позволяй несправедливости преобладать в твоем царстве. И кто бы в твоем царстве ни бедствовал, пусть ему послано будет благоденствие.
Буддизм. Дигха Никайа iii. 60—61 Каккаваттисиханада суттанта

 

Забота о народе

Главная обязанность любого правительства — благосостояние ераждан. Правитель обязан, как отец, печься о народе, ставя его нужды выше собственных. В китайской традиции его называют Отцом и Матерью народа, в иудео-христианской и мусульманской традициях — его пастырем. В этих названиях выражается принцип, согласно которому правитель обя­зан усердно заботиться о народе. Он должен по возможности облегчать ему тяготы и прислушиваться к воле большинства. Он должен уделять особое внимание бедным и убогим, предоставляя им достаточные средства для существования. Такие правители всегда пользуются уважением народа, который охотно им подчиняется.

Управление большим царством напоминает приготовление блюда из мелких рыб. Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 60
Долг правителей: радуйте людей, а не пугайте их; облегчайте, а не утяжеляйте [жизнь]. Ислам. Хадис Букхари и Муслима

Высшая дхарма кшатрия — охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные плоды, [тем самым ] принимает на себя обязательство по исполнению дхармы.
Индуизм. Законы Ману 7. 144

Когда ущерб вверху, а выгода внизу, радость народа безгранична. Когда те, кто вверху, не кичатся перед теми, кто ниже их, их добродетель ярко светит.
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 42. Выгода

Император Нинтоку поднялся на высокую гору и, обозревая земли четырех сторон света, сказал: " На земле дым не поднимается [из очагов]. Вся земля обнищала. На три года народ освобождается от всех налогов и воинской повинности". По этой причине дворец пришел в ветхость; хотя крыша везде протекала, ее не чинили. Капли дождя падали в сосуды, и обитатели дворца перебрались туда, где не текло.
Затем, когда он опять обозрел землю, вся земля была наполнена дымом. Убедившись, что народ разбогател, он снова установил налоги и набор в армию. Поэтому простые люди процветали и не страдали от повинностей. И царствование его превозносят как царствование святого правителя.
Синтоизм. Кодзики ПО
Господь оплакивает [,.. ] правителя, притесняющего общину. Иудаизм. Талмуд, Хагига 5

Опекать не значит отдавать приказы, но отдавать себя.
Африканские традиционные религии. Пословица народа ньика (Кения и Танзания)

Кун-цзы сказал: " Спрашивать много с себя и мало с других — вот путь для правителя избежать недовольства".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 15. 14

Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Христианство. Евангелие от Матфея 20: 25—28

Когда [совершенномудрый] желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади других. Поэтому хотя он и стоит над народом, но народу он не в тягость; хотя он и находится впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются. Он не борется, благодаря чему он в мире непобедим.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 66

Правитель должен стать единым со своим народом. Правитель должен думать, что все, чем он владеет, лучше принадлежит не ему, но стране его. Если это так, страна процветает.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 3—17—70
Халиф — пастырь над людьми, и с него спросится за его подопечных. Ислам. Хадис Букхари и Муслима

... Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закола ли, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассе­ялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. Посему, пастыри, послушайте слово Господне. Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, — за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Иезекииля 34: 2—10

Небо и земля — Отец и Мать десяти тысяч вещей. Люди — чувствительность десяти тысяч вещей. Главным правителем становится тот, кто говорит правду и ясно видит вещи. Главный правитель — Отец и Мать простых людей.
Конфуцианство. Шу цзин [Книга истории] 5. 1. 1: Великое заявление

Если у вождя множество грудей, их сосет народ.
Африканские традиционные религии. Пословица народа акан (Гана)

Неправ тот, кто, не получая удовольствия, порицает своих правителей; но также неправы и правители, которые не разделяют удовольствий с народом.
Когда правитель радуется радостями народа, то и народ также радуется его радостями; когда он скорбит скорбями народа, то и народ скорбит его скорбями. Он радуется из-за государства и скорбит из-за него же. А если так, то невозможно, чтобы такой правитель не был царем.
Конфуцианство. Мэн-цзы I. B. 4
Правительство — страж тех, кто не имеет стражей. Ислам. Хадис

Были тогда старики без жен, называвшиеся вдовцами, старухи без мужей, называвшиеся вдовами, старые люди, бездетные, называвшиеся одинокими, и юнцы без отцов, называвшиеся сиротами, — эти четыре класса были беднейшими людьми в империи, которым не к кому было обращаться со своими нуждами; и Вэнь-ван, начиная правление и оказывая благодеяния, прежде всего обращал внимание на эти четыре класса.
В " Ши цзин" сказано: " Хорошо богатым людям; но жаль этих удрученных сирот".
Конфуцианство. Мэн-цзы I. B. 5

В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего; ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего]; с иноземца взыски­вай, а что будет твое у брата твоего, прости. Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе...
Иудаизм и христианство. Второзаконие 15: 1—5
Страна царя, господин, разорена и неспокойна. Вокруг разбойники, грабящие деревни и города и делающие дороги опасными. Если бы царь вздумал взимать новый налог, то поистине его величество поступил бы неверно. Возможно, его величество подумал: " Скоро я с помощью наказания и изгнания, штрафов, оков и смерти положу конец делам этих негодяев! " Но таким образом нельзя окончательно прекратить их бесчинства. Те, кто останутся безнаказанными, будут продолжать грабежи. Есть только одно средство положить конец беспорядкам. Кто бы в царстве ни посвятил себя скотоводству или землепашеству, тому его величество даст пищу и зерно. Кто бы в царстве ни посвятил себя торговле, тому его величество даст капитал. Кто бы в царстве ни посвятил себя государственной службе, тому его величество даст жалование и пищу. Тогда эти люди, занимаясь собственными делами, не станут больше тревожить страну, доход царя возрастет, страна будет спокойной и мирной, а люди, счастливые и довольные друг другом, качая детей на руках, будут жить с открытыми дверями.
Буддизм. Дигха Никайа i. 135: Кутаданта сутта

Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, кто говорит: " построю себе дом обширный и горницы просторные", — и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою. Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Иеремии 22: 13—16

Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. [Знать] одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется [обычной ] пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и бахвальством и является нарушением дао.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 53

— Начну с Ци, — ответил Кипарисовый Наугольник. — Приду туда, увижу казненного, подниму его и поставлю, сниму [с себя] придворную одежду, прикрою его и стану оплакивать, взывая к Небу: Сын [мой]! Сын [мой]! Поднебесную постигло великое бедствие, и ты первый пал его жертвой! Говорят: " Не становись разбойником! Не становись убийцей! " Но с тех пор как возвели [в закон] славу и позор, появились и пороки; с тех пор как стали копить товары и имущество, начались и тяжбы; довели людей до крайности, лишив их покоя. Как же можно теперь предотвратить [злодеяния]! Древние государи за [все] блага воздавали [хвалу] народу, а во всех бедах [винили] себя; [все] истинное видели в народе, а заблуждения — в себе. Поэтому только один [царь] губил свое тело и, поощряя сам себя, уходил [из жизни]. Ныне же [все] по-иному. Скроют происшедшее и [порицают] не ведающих [о нем] за глупость; поставят невыполнимую задачу и осудят за отсутствие смелости; возлагают тяжкие обязанности и покарают за то, что с ними не справились; [пошлют] дальней дорогой и казнят за опоздание. Люди же, зная, что сил не хватит, заменяют их притворством. С каждым днем все больше лицемерия [у высших]. Как же могут не лицемерить и мужи, и народ? Ведь если не хватает силы, притворяются; не хватает знаний — обманывают; не хватает имущества — грабят. Но кого же тогда можно обвинять за кражу?
Даосизм. Чжуан-цзы 25

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...