Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суд и наказание




Одно из главных оправданий существования власти в том, что она должна сохранять закон и порядок, защищать невинного и наказывать преступника. Суд следует творить с великой осторожностью, чтобы не наказать по ошибке невиновного. Судья не должен проявлять пристрастия и предвзятости. Многие публикуемые в данном разделе тексты содержат призыв к властям проявлять сострадание и за незначительные прегрешения предписывать мягкое наказание. Наказывая, следует руководствоваться не чувством мести, а благом общества и преступника.
Наказание преграждает путь преступлению и защищает невинного. В те­истических традициях правители, осуществляя наказание, являются сора-ботниками Богу, который в конечном счете и вершит правый суд. В индуиз­ме и буддизме правосудие, осуществляемое властями, представляет собой плоды кармы на земле: земное правосудие соответствует абсолютному правосудию космоса, проявляющемуся через действие кармы. Таким об­разом, если преступник не будет наказан при жизни и тем самым не очистится, то расплата наступит в будущей жизни. Наказание помогает ему уменьшить количество злой кармы, которую ему предстоит искупить в бу­дущем. Жестоко преследуя и наказывая преступников, правители укрепля­ют праведность как в настоящем — ибо наказание в глазах людей отделяет добро от зла, — так и в будущем — ибо оно уменьшает количество злой кармы, наследуемой будущими поколениями.
И наконец, важная цель наказания — исправление. Чтобы привести к исправлению и обновлению, наказание должно вызывать искреннее раска­яние. Кающийся преступник, добровольно принимающий наказание, про­щается Богом и наследует будущее благословение.

Тот, кто вершит правый суд — соработник Богу. Иудаизм. Мекилта, Исход 18. 13
Аллах, поистине, повелевает вам [... ] когда вы судите среди людей, то судить по справедливо­сти. Ведь Аллах - - как прекрасно то, чем Он нас увещает! — ведь Аллах — слышащий, видящий!
Ислам. Коран 4: 61 (58)
Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее. Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 29: 4

Если вор украдет, то он принимает клятву, чтобы решить свою судьбу, но если клятва украдет, то что она будет принимать?
Африканские традиционные религии. Пословица народа игала (Нигерия)

Ваши предшественники допускали, что когда знатный человек из их числа совершал кражу, они оставляли его в покое, но когда слабый из их числа совершал кражу, они подвергали его предписанному наказанию. Клянусь Аллахом, что даже если бы Фатима, дочь Мухаммеда, совершила кражу, я отрубил бы ей руку.
Ислам. Хадис Букхари и Муслима

И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его...
Иудаизм и христианство. Второзаконие 1: 16—17

Не тот соблюдает дхамму, кто с поспешностью преследует свою цель. Мудрый взвешивает и то и другое: правое и неправое.
Он ведет других, не прибегая к насилию, в соответствии с дхаммой, бесстрастно. Охраня­ющего дхамму, мудрого называют " соблюдающим дхамму".
Буддизм. Дхаммапада 256—257

Не всякий, испытывающий искушение сбиться с пути, заслуживает наказания. Ислам. Нахджул Балагха, Высказывание 14

Благородный муж тщательно обдумывает свои суждения и не спешит вынести смертный приговор.
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 61: Внутреннее доверие

Правитель не должен прибегать к чрезмерному наказанию, а также не должен употреблять грубых слов и дурно говорить о ком-то за его спиной.
Индуизм. Матшья Пурана 220. 10

Тот, кто отличает добрые дела от злых,
Кто являет плоды кармы, называется царем.
Он избран сонмом богов, боги восхищаются им.
Ради себя или других, чтобы сохранить праведность в своей земле
И уничтожить преступников и мошенников в своих владениях,
Такой царь, если нужно, отдаст свою жизнь и царство. .
Буддизм. Сутра Золотого Света 12
Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании воров; от обуздания воров его слава возрастает и страна процветает.
Царю, охраняющему [должным образом подданных], идет шестая доля дхармы всех [их]; не охраняющему — идет шестая доля адхармы.
Царь, который не охраняя [подданных] взимает [налоги] бали, кара, шулка, пратибхога и штрафы, идет немедленно в ад.
Индуизм. Законы Ману 302, 304, 307

В своем желании упорядочить жизнь людей, Небо позволяет нам применять наказания. Являются ли преступления преднамеренными или непреднамеренными, зависит от участву­ющих сторон. Обращайтесь с ними в соответствии с волей Небес и так служите мне, Одному Человеку. Хотя бы я и приговорил их к смерти, не приговаривайте их к смерти только поэтому; хотя бы я и помиловал их, не милуйте их только поэтому. Назначайте наказание с почтением, чтобы полностью обнаружить три добродетели. Тогда я, Один Человек, буду наслаждаться счастьем; Люди будут видеть в вас надежную опору; мир в таком государстве будет вечным.
Конфуцианство. Шу цзин [Книга истории] 5. 27. 4

Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят; мудрые объявили Наказание [воплощением] дхармы.
Наложенное надлежащим образом после [должного] рассмотрения, оно радует весь народ, наложенное без рассмотрения, — губит все.
Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле.
Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмуще­ние всего народа от колебания в [наложении] Наказания.
Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает.
Индуизм. Законы Ману 7. 18—20, 24—25

О, царь, через наказание
Ты всегда должен стремиться оказать помощь
Даже тем воплощенным существам,
Что совершили мерзкие грехи.
Проявляй особое сострадание
К тем убийцам, чьи грехи ужасны;
Люди падшие восприимчивы
К состраданию тех, кто великодушен.
Освободи слабых узников
Через день или через пять дней;
Не думай, что другие
Никогда не должны стать свободными.
Ибо из-за каждого, кого ты не думаешь освободить,
Ты будешь нарушать клятву мирянина;
Из-за того, что ты нарушил клятву,
Грехи будут постоянно накапливаться.
Пока узники не свободны,
Они должны жить в удобстве,
С брадобреем, купанием, пищей, питьем,
Лекарствами и одеждой.
Как наказывают недостойных сыновей,
Желая сделать их достойными,
Так наказание должно производиться с состраданием, А не из ненависти или стремления приобрести богатство. После того, как ты изучил злодеев-убийц, И хорошо узнал их, Изгони их,
Не убивая и не пытая.
Буддизм. Нагарджуна, Драгоценное Ожерелье 331—337
Вор должен бежать к царю с распущенными волосами и объявить о той краже, [говоря]: " Это сделал я, накажи меня! "
Будет ли вор наказан или прощен, он освобождается от [вины] воровства, но царь, не наказав его, принимает на себя вину воровства.
Индуизм. Законы Ману 8. 314—315

Некий человек пришел к Пророку и четыре раза признавался ему в том, что имел незаконное соитие с женщиной. Пророк же все время стоял к нему спиной. Когда он признался в пятый раз, Пророк обернулся [... ] и спросил его, знает ли он, что такое прелюбодеяние, и тот ответил: " Да, я незаконно делал с ней то, что мужчина может законно делать со своей женой". Затем Пророк спросил его, что он хочет получить за свое признание, и человек ответил, что хочет получить от него очищение, тогда он приказал забросать его камнями. Затем Пророк услышал, как один из его приближенных сказал другому: " Взгляни на этого человека, чей грех был покрыт Аллахом, но он не смог умолчать об этом, вот его и забили камнями, как собаку". Он ничего им не сказал, но пошел дальше, пока не наткнулся на труп осла, валявшийся кверху ногами. Затем он собрал своих приближенных и, когда они пришли, сказал: " Идите и ешьте от этого осла". Они отвечали: " Пророк Аллаха, кто может есть такое? " — на что он сказал: " Бесчестье, которое ты только что показал твоему брату, гораздо серьезней, чем съесть это. Волей того, в чьей руке моя душа, он сейчас среди райских рек, плещется в них".
Ислам. Хадис Абу-Давуда

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...