Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Война со злом




Когда власть принадлежит жестокому тирану, когда пример и наставле­ния бессильны, поборникам праведности не возбраняется вступить в битву. Борьба со злом иногда рассматривается как физическая война. Ислам призывает к джихаду — священной войне со злом во имя дела Божия. Римско-католическое предание говорит о праведной войне как крайнем средстве, к которому позволительно прибегнуть, когда все более мягкие формы убеждения и борьбы исчерпаны. Буддийские и индуистские писания одобряют борьбу с врагами Дхармы. С другой стороны, во многих писани­ях признается, что в битве со злом самопожертвование предпочтительней уничтожения врага на поле брани. Так, кровь мучеников поколебала мощь Римской империи. Борьба с тиранией требует от нас готовности принять страдания и муки. Подобная самоотверженность считается выше уединен­ной жизни затворника и созерцателя.
Праведник идет на бой не в поисках славы или добычи. Он не воюет ради мщения или из чувства национальной гордости. Единственным опра­вданием войны служит война с неприкрытой тиранией. К сожалению, религиозные чувства нередко эксплуатировались теми, кто якобы во имя веры развязывал войну в политических или экономических целях. Поэтому решение начать войну, даже при поддержке учений о праведной войне или джихаде, следует принимать с величайшей осмотрительностью. Всегда предпочтительней найти мирные средства решения споров, и мировые религии почти всегда располагают возможностями для подобного прими­рения, стоит лишь захотеть ими воспользоваться.
В основе борьбы с угнетением лежит победа отдельно взятой души, что в исламе носит название " Великий джихад". Человек борется за достижение абсолютной веры, чтобы тем самым окончательно победить тело и эго­истические желания и обрести чистую волю, стремящуюся только к добру. В публикуемых ниже фрагментах священных писаний для описания внут­ренней борьбы с неизменным " я" используются военные термины и образы.
Долг верующего бороться за справедливость в мире, не прекращая внутренней войны с самим собой. Борец за правое дело вооружается добродетелями самообладания, смирения и готовности к страданию. С по­мощью веры воин Господень узнает, что Бог — его Помощь и избавление — на его стороне. Он идет в бой, сознавая, что может погибнуть. Такой поступок является высшим актом самопожертвования: за правое дело человек готов поплатиться жизнью.
Первыми в данном разделе идут фрагменты, в которых дается определе­ние праведной войне со злом, будь то война с оружием в руках или мирная битва против духовных сил дьявола. Мы узнаем, что в борьбе за справед­ливость не пристало страшиться смерти: воин должен сражаться с готов­ностью и получить награду в будущей жизни. Далее следуют тексты, предостерегающие против поспешного вступления в физическую войну, если цель можно достичь мирными средствами. Надо стремиться избегать кровопролития, ибо жизнь священна. В некоторых текстах рисуется образ мучеников, ведущих внутреннюю борьбу с духами зла и собственной грехо­вностью. В заключение приводятся исторические примеры битв между добром и злом.

... И если бы не удерживание Аллахом людей друг от друга, то пришла бы в расстройство земля...
Ислам. Коран 2: 252 (251)

Тот истинный герой, кто сражается, чтоб защитить слабых; Хотя ему отсекают член за членом, он не бежит с поля битвы.
Сикхизм. Ади-Грантх, Шалок, Кабир
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч... Христианство. Евангелие от Матфея 10: 34
Прийти, чтоб утешить бедствующих и помочь угнетенным, равносильно облегчению и прощению многих грехов.
Ислам. Нахджул Балагха. Высказывание 22

И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение...
Иудаизм и христианство. Исход 8: 1

Итак перенеси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
Христианство. Второе послание к Тимофею 2: 3—4

Если кто-либо из вас увидит нечто неугодное Аллаху, то пусть исправит это собственными руками; если же он не способен так сделать, тогда пусть исправит языком; если же и это не может, тогда — сердцем; и это самая слабая вера.
Ислам. Сорок Хадисов ан-Навави 34

Те являются будущими спасителями народов,
Которые с помощью Доброго Разума сражаются со своими деяниями, Чтобы вершить суд, который ты признал, о Мудрый, справедливым. Ибо они были созданы как враги гнева.
Зороастризм. Авеста, Ясна 48. 12

Богиня моря говорит — прощай,
Она-которая-несет-ношу-и-никогда-не-глядит-назад,
Ибо таким мы находим мир,
Мы должны сражаться.
В мире нет мира,
Есть война.
Мы должны сражаться до последнего, Чтобы в мире настал мир.
Африканские традиционные религии. Военная песня народа йоруба (Нигерия)

... Циский Сюань-ван спросил [Мэн-цзы]: " Правда ли, что Чэн-тан сослал Цзе, а У-ван покарал Чжоу? " Мэн-цзы ответил: " Предания об этом имеются".
[Сюань]-ван спросил: " А может ли подданный убивать своего государя? " [Мэн-цзы] отвечал: " Того, кто губит человеколюбие, называют злодеем, того, кто губит справедливость, называют жестоким. Злодеев и жестоких людей называют простолюдинами. Я слышал, что убили простолюдина Чжоу, но не слышал, что убили государя... "
Конфуцианство. Мэн-цзы 1. В. 8

В Ко переворот, вода и огонь уничтожают друг друга, подобно двум женщинам, что живут вместе, но воля их враждует — такова природа переворота. Слова " вера в него установится не раньше дня его завершения" означают, что сначала переворот должен произойти, а потом народ в него поверит. Разумная и просвещенная позиция приносит радость; благодаря успеху становится возможным привести все вещи в порядок. При необходимости переворота сожале­ние исчезает. Обновляющая деятельность небесных и земных сил производит смену четырех времен года. Чэн-тан и У-ван подняли мятеж в соответствии с волей Небес и народ ответил им.
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 49: Переворот
Приняв во вниманье свой долг, не нужно тебе колебаться,
Ведь для кшатрия лучше нет ничего иного, чем справедливая битва.
Как во внезапно отверстые райские двери, Партха,
Радостно вступают кшатрии в такую битву.
Если же ты справедливого боя не примешь,
Ты согрешишь, изменив своим долгу и чести.
Говорить станут все о твоем вечном позоре,
А бесчестие славному — горше смерти.
Великие витязи будут думать, что ты отказался от битвы из страха;
Ты, кого некогда чтили, станешь для них презренным.
Много позорящих слов твои недруги скажут,
Над мощью твоей издеваясь; что может быть хуже?
Убитый, ты неба достигнешь, живой — насладишься землею;
Поэтому встань, Каунтея, и решись на сраженье!
Признав, что равны счастье, несчастье, неудача и достиженье,
Пораженье, победа, готовься к битве, чтоб греха избегнуть.
Индуизм. Бхагавадгита 2. 31—38

Добрые люди! Чтобы исполнить истинную дхарму, вы должны вооружиться мечами и луками и стрелами, даже если вы не можете соблюсти Пять Заповедей и сохранять невозмутимость. Не важно, сколь усердно молится человек; если он яростно не поражает злых противников буддизма, он не способен спасти ни себя ни других. Знайте, что это никчемный человек. Даже если он соблюдает заповеди и ведет чистую жизнь, знайте, что он не достигнет состояния Будды. Монах, исполняющий истинную дхарму, должен яростно поражать тех, кто нарушает буддийские заповеди. Возможно, они разгневаются и попытаются причинить ему вред. Даже если он будет убит, он достоин называться соблюдающим заповеди и спасающим себя и других.
Буддизм. Махапаринирвана сутра

На тропе войны хорошо умереть. Если ты погибнешь на войне, твоя душа не утратит сознания и прямо отправится в следующую жизнь. Тогда ты сам сможешь решать, куда отправится твоя душа. Твоя душа всегда будет счастлива. Если ты предпочтешь вернуться на землю человеком и снова жить, ты сможешь это сделать; ты сможешь прожить вторую жизнь на земле или жить в форме тех, кто ходит на свету, или, если пожелаешь, в форме животного. Все эти блага ты приобретешь, если погибнешь в бою.
Религии американских индейцев. Заповеди Отца, племя виннебаго

Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь буду­щую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду.
И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: " Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника"?
Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не веруют, сражаются на пути тагута. Сражайтесь же с друзьями сатаны; ведь козни сатаны слабы.
Ислам. Коран 4: 76(74) — 78(76)

Разбивающий преграды, Находящий свет, Вооруженный молнией,
Он побеждает в битве, сокрушая врагов своей мощью.
Следуйте за ним, братья! Уподобьтесь героям!
Подражайте Индре отвагой, друзья!
Индра с нами, когда наши знамена вместе!
Пусть наши стрелы принесут победу,
И наши герои будут всех выше!
Защитите нас, боги, в битве!
Вперед, воины! Сражайтесь.
Да хранит вас Индра!
Пусть могучими будут ваши руки,
Чтобы вы стали непобедимы.
Индуизм. Ригведа 10. 103
Зачем ты молишься, чтобы грешники погибли? Лучше молись, чтобы они раскаялись, и тогда порок исчезнет.
Иудаизм. Талмуд, Брахот 10а

Сила оружия не сделает того, что сделает мир. Если ты можешь добиться желанной цели сахаром, зачем применять яд?
Джайнизм. Сомадэва, Нитивакьямрита 344

... Войско — орудие несчастья, поэтому благородный [правитель] не стремится использо­вать его, он применяет его, только когда его к этому вынуждают. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять. Прославлять себя победой — это значит радоваться убийству людей. [... ]
Если убивают многих людей, то об этом нужно горько плакать. Победу следует отмечать с похоронной процессией.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 31

Кто бы ни захотел нас уничтожить, злейший наш враг иль чужеземец, Пусть поразят его все боги! Молитва — моя броня.
Индуизм. Ригведа 6. 75. 19

Пророк сказал: " Мы обратились от меньшей священной войны (аль джихад аль асхар) к великой священной войне (аль джихад аль акбар)". Они спросили: " О, Пророк Аллаха, что значит великая война? " Он ответил: " Борьба против низкого в себе".
Ислам. Хадис

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Христианство. Послание к ефесянам 6: 10—17

Преодолев элементы чувств и предметы [восприятия], взяв лук, чья тетива странничество и изгиб — стойкость, поразив стрелой, лишенной самомнения, главного [стража] врат Брах­мана — того, чей венец — ослепление, серьги — жадность и зависть, посох — леность, сон и нечистота, надзиратель — самомнение, тетива [лука] — гнев, изгиб — алчность; [того, который], взяв лук, убивает существ стрелой желания, — убив его, переправившись в ладье звука Аум через пространство сердца, медленно, как проникает в яму в поисках минералов роющий яму, так пусть проникает он в залу Брахмана. Затем, [руководствуясь] наставлением учителя, пусть движется он в сокровищницу Брахмана из четырех сетей. Затем чистый, светлый, лишенный дыхания, бестелесный, бесконечный, негибнущий, стойкий, вечный, нерож­денный, самостоятельный, он пребывает в своем величии.
Индуизм. Майтри упанишада 6. 28

Непобедимо воинство святых.
Они — великие бойцы; смирение — их кираса;
Песни во славу Господа — их оружие.
Слово гуру — их щит. Они едут на конях, колесницах и слонах Постижения Божественного Пути.
Без страха они приближаются к врагу,
Вступают в битву, прославляя Господа.
Побеждая грехи, пятерых предводителей разбойников,
Они обнаруживают, что победили весь мир.
Сикхизм. Ади-Грантх, Шалок Сехскрити, М. 5

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
Христианство. Евангелие от Иоанна 2: 13—16

Правитель сказал: " Приди, многочисленный народ, выслушать все мои слова. Не я, Малое Дитя, осмелился поднять мятеж; Небо требует уничтожить правителя Ся за его многочислен­ные преступления.
Вы говорите: " Наш князь не имеет к нам жалости и отрывает нас от наших землепашеских трудов, чтобы напасть на Ся и наказать". Я сам слышал эти слова от всех вас. Но правитель Ся виновен и я не осмеливаюсь не наказать его из страха перед Богом.
Теперь вы говорите: " Какие преступления совершил Ся по отношению к нам? " Правитель Ся всеми способами истощает силу своих подданных и угнетает города Ся. Все его люди остались без дела и не служат ему. Они говорят: " Когда же ты, о Солнце, угаснешь? Мы все погибнем с тобой".
Таковы дела правителя Ся. И теперь я обязан наказать его. Я прошу вас помочь мне, Одному Человеку, исполнить назначенное Небом наказание".
Конфуцианство. Шу цзин [Книга истории] 4. 1 Речь Чэн-тана

И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец. И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам. И сказал Филистимлянин: сегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем. И услышали Саул и все Израильтяне эти слова Филистим­лянина, и очень испугались и ужаснулись.
Давид же был сын Ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени Иессея, у которого было восемь сыновей. Этот человек во дни Саула достиг старости и был старший между мужами. Три старших сына Иессеевы пошли с Саулом на войну; имена трех сыновей его, пошедших на войну: старший — Елиав, второй за ним — Аминадав, и третий — Самма; Давид же был меньший. Трое старших пошли с Саулом, а Давид возвратился от Саула, чтобы пасти овец отца своего в Вифлееме. И выступал Филистимлянин тот утром и вечером и выставлял себя сорок дней. И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям; а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их. Саул и они и все Израильтяне находились в долине дуба и готовились к сражению с Филистимлянами. И встал Давид рано утром, и поручил овец сторожу, и, взяв ношу, пошел, как приказал ему Иессей, и пришел к обозу, когда войско выведено было в строй и с криком готовилось к сражению. И расположили Израильтяне и Филистимляне строй против строя. Давид оставил свою ношу обозному сторожу и побежал в ряды и, придя, спросил братьев своих о здоровье.
И вот, когда он разговаривал с ними, единоборец, по имени Голиаф, Филистимлянин из Гефа, выступает из рядов Филистимских и говорит те слова, и Давид услышал их. И все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него и весьма боялись. [... ]
И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.
И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей.
И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его;
а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его, и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго [... ]. И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою. И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя. И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина. Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем.
И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою [и с камнями]? разве я собака? [И сказал Давид: нет, но хуже собаки. ] И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам [труп твой и] трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.
Иудаизм и христианство. Первая книга Царств 17: 4—24, 32—51

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...