Глава 21. Эсхатология и Мессианская надежда
Большинство религии содержит в себе учения, утверждающие, что после нынешней эпохи страданий и несправедливости придет решающий день, когда Бог подведет итог человеческим деяниям. Зло будет повержено и добро восторжествует. Как правило, развитие событий подразумевает три этапа: период несчастий и смятения, когда зло и испытания увеличиваются по нарастающей; День Суда, когда Бог решительным вмешательством-искореняет зло; и наступление нового благодатного времени, обычно называемого Царством Божиим. Подобное решительное преобразование требует, конечно, великого духовного вождя, Мессию, с наделенным от Бога могуществом, чтобы наказать грешных, вознаградить праведных и положить начало новой эре всеобщего благоденствия. Учения о Последнем Дне и Конце Света весьма типичны для иудейских, христианских и мусульманских священных писаний. Иудеи ожидают пришествие Мессии, ознаменующего наступление эры мира и справедливости на земле. Христианство утверждает, что Христос, Мессия, уже являлся как спаситель человечества и явится вторично, чтобы вынести приговор миру. Но все же в христианских учениях имеются различные мнения на этот счет: одни полагают, что Он вернется вершить свой суд (предмилленаризм); другие — что это произойдет после того, как зло постепенно проследует к своему закату, чтобы содействовать установлению Царства Небесного (постмилленаризм); третьи полностью отвергают милленаризм и толкуют те части Священного писания, где говорится о Дне Суда, исключительно в плане духовной судьбы индивидуальной души. В исламе Последний День — одна из главных истин вероучения. Хотя порой он истолковывается как божий суд над индивидуальной душой после смерти. Во многих местах Корана это отчетливо изображается как результат преобразования мира, когда земля будет разрушена и все люди получат справедливое вознаграждение за свои деяния, что разделит их на тех, кто проследует в рай, и тех, кто попадут в ад. В вероучениях индуизма, буддизма и зороастризма говорится, что мир развивается по космическому циклу, на протяжении которого мораль и религия постепенно приходили в упадок и наконец достигли крайней степени деградации, что характерно для нынешней эпохи, определяемой как Кали-юга, или Период Вырождения Дхармы. Этот период прокладывает путь к обновлению веры, и земля вступает в новый Золотой Век, период Крита.
В индуистских священных текстах предсказывается, что это космическое изменение произойдет с пришествием нового Аватара (буддийского Майтреи, будды грядущих веков, зороастрийского Саошьянта). Вероучение милленариев оказало влияние на религию и порой приводило к религиозным или политическим нововведениям. Многочисленные сектантские движения и новые религии начинали с пылкой веры в приближение Последнего Дня: христианство само начинало свой путь как мессианская секта иудаизма; Мухаммед проповедовал ислам, веруя, что надвигается День Суда; бахаизм возник как мессианское движение внутри ислама, вот три примера. Вера милленариев была инспирирована угнетенным народом, уповавшим на то, что порочная общественная система наконец дошла до своей последней точки. Это породило кровопролитные массовые выступления: восстание Бар-Кохбы против римского владычества в Палестине (132—135 гг. ) было поднято евреями, которые верили, что их предводитель — предвещанный Посланник Божий. Европейские крестьяне, воодушевленные идеями Реформации и убежденные, что существующая церковь и дворянство служат власти Антихриста, организовали революционные хилиастические коммуны в Таборе и Мюн-стере. В Китае девятнадцатого века тайпинское восстание против британских колонизаторов было организовано тайными обществами, опиравшимися на милленаристские идеи. Африканские независимые церкви, развивающиеся в русле милленаризма, оказывали ощутимое сопротивление европейским колониальным властям в первой -половине двадцатого столетия; сегодня эти движения рассматриваются как позитивные силы, способствующие воспитанию чувства собственного достоинства и выступающие за экономическую и политическую независимость. Принимая во внимание беспрецедентный темп общественных перемен в девятнадцатом и двадцатом столетиях — исключительные социальные потрясения и культурные проблемы, порожденные мировыми войнами, освободительные движения, индустриализация и развитие технологий, атомное оружие, экологический кризис и глобальное сокращение численности крестьянства, — мы не можем считать неожиданностью возникновение множества новых религий и новых сект старых религий, утверждающих, что наш век — это время несчастий, предшествующее явлению Мессии. Некоторые рассматривают своих духовных вождей как провозвестников или давно ожидаемых Аватару или Мессию, призванных разрушить порочный миропорядок, утвердить подлинную религию и положить начало новой эпохе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|