Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример вождей и честное правление




Правительство должно действовать беспристрастно и честно. От его лидеров требуется неподкупность, высокая нравственность и добродетель, ибо народ берет с них пример.

Представление о том, что лидер может править с помощью нравственной силы, распространено во многих религиях, но особенно оно характерно для конфуцианского идеала правления. Ислам придерживается более пессимисти­ческого взгляда на власть: людям не следует надеяться на то, что правитель будет отличаться от них самих; за руководством лучше обращаться к Богу.

Ай-гун спросил [учителя] об управлении государством. Учитель сказал: "... управление государством зависит от [подбора мудрых] людей. Для [подбора мудрых] людей необходимо обратиться к собственному характеру. Совершенствоваться [правитель может, лишь] следуя правильному пути. Следовать правильному пути можно, [лишь]опираясь на человеколюбие.
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов] 27

Цзи Канцзы спросил Кун-цзы об управлении государством: " Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим принципам? " Кун-цзы ответил: " Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа [подобна] ветру; мораль низкого человека [подобна] траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 12. 19

Ибо делами достигли совершенства Джанака и другие; И ты должен действовать ради целокупности мира. Как поступает наилучший, так и другие люди; Какой он выполняет устав, такой и народ выполняет.
Индуизм. Бхагавадгита 3. 20—21
Когда царь порочен, кто будет непорочен? Когда царь неправеден, кто будет праведен? Джайнизм. Сомадэва, Нитивакьямрита 17. 183

Учитель сказал: " Тот, кто действует, стремясь к выгоде для себя, вызывает большую неприязнь".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 4. 12

Когда идет стадо, то, если старый бык сворачивает с пути,
Все сворачивают, следуя за вожаком.
Так и среди людей, если тот, кого считают лучшим,
Живет неправедно, то чего требовать от других.
Если неправеден властитель, бедствует вся земля.
Когда идет стадо, то, если бык следует прямо,
Все идут прямо, ибо его путь прям.
Так и среди людей, если тот, кого считают лучшими,
Живет праведно, так же поступают и другие.
Вся земля живет счастливо, если праведно живет властитель.
Буддизм. Ангуттара Никайа ii. 75

Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послу­шании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
Христианство. Первое послание к Тимофею 3: 2—5

Император Котоку возгласил своим министрам: " В правлении давайте поступать так, как поступали императоры древности, управляя царством. Давайте править с подлинной искрен­ностью".
Синтоизм. Нихон-сёки 25

 

Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли мой дом у Бога?
Иудаизм и христианство. Вторая книга Царств 23: 3—5

Император Яо был почтителен, умен, воспитан, искренен и добросердечен. Он был поистине уважителен и способен на скромность. Его свет покрывал четыре конца империи и простирался до Небес вверху и земли внизу. Он был способен заставить сверкать свою великую добродетель, принести любовь девяти ветвям своей семьи [... ] и привести в согласие мириад состояний. Множество людей были обильно питаемы и процветали и достигли гармонии[... ]
Император сказал: " О, предводитель Четырех Гор, я был на троне семьдесят лет. Если ты сможешь получить повеление, я уступлю свое место тебе". Предводитель Четырех Гор сказал: " Я не обладаю добродетелью. Я только опозорю высокое место". Император сказал: " Выдвиньте того, кто уже знаменит, или же возвысьте того, кто смирен и скромен". Они все сказали императору: " Есть холостяк низкого положения по имени Шунь Ю". Император сказал: " Да, я слышал о нем. Каков он? " Предводитель Четырех Гор сказал: " Он сын слепого. Его отец глуп, мать лжива, его единокровный брат Сян заносчив. Однако он способен жить в согласии с ними и служить образцом сыновней почтительности. Он владеет собой и не проявляет злобности". Император сказал: " Я испытаю его. Женю его и стану наблюдать за его отношением к двум моим дочерям". Он дал распоряжение и послал своих двух дочерей на излучину реки Куэй стать женами в доме Ю. Император сказал: " Будьте почтительны" [... ]
Император сказал: " Вступи, Шунь, в дела, о которых с тобой советовались. Я изучил твои слова. Твои слова были исполнены, и за три года смогли принести прекрасные плоды. Поднимись на императорский трон". Шунь считал себя недостаточно добродетельным и не был доволен. Но в первый месяц, в первый день он принял отречение Яо в Храме Совершен­ного Предка. Затем он принес жертву Господу-в-вышине; затем он принес жертву шести Почтенным. [... ] Он проложил границы между двенадцатью провинциями и воздвиг алтари на двенадцати горах, и он углубил реки.
Конфуцианство. Шу цзин [Книга истории] 1. 1. 3 и 2. 1. 2—3
Поскольку вы таковы, над вами поставлены будут правители. Ислам. Хадис Байхаки

Во имя Аллаха, любой чиновник, который без оправдания возьмет что-либо из обществен­ной казны, в Судный День встретит своего Господа разгневанным.
Ислам. Хадис Муслима

Мздоимство — дверь, через которую приходят всевозможные грехи. Те, кто живет взятками, отрезают грудь у своей матери.
Джайнизм. Самадэва, Нитивакьямрита 17. 184

Тот, кто получает должность ради собственной выгоды, подобен прелюбодею, получа­ющему удовольствие от женского тела. Бог говорит: " Я называюсь святым, ты называешься святым; если же у тебя нет всех тех качеств, которыми обладаю Я, ты не должен предводитель­ствовать".
Иудаизм. Песикта Раббати 111а

Ни ради себя, ни ради другого не возжелает он ни сына, ни богатства, ни царства. На незаконной стезе не возжелает он себе успеха. Да будет он благороден, мудр и справедлив.
Буддизм. Дхаммапада 84
Не проси высокого поста, ведь если ты получишь его по твоей просьбе, тебе придется выполнять свои обязанности самому; но если ты получишь его, не спрашивая, приобретешь помощь [Аллаха].
Ислам. Хадис Муслима

Мэн-цзы в ответ сказал: Князь! Зачем непременно говорить о пользе. Я буду говорить только о человеколюбии и справедливости.
Вы, князь, говорите о том, каким бы образом доставить выгоду своему государству; вельможи скажут: каким бы образом доставить выгоду своему дому; другие чины и народ скажут: каким бы образом доставить пользу себе. В этом случае произойдет между высшими и низшими борьба из-за выгод, и государство очутится в опасности. Убийцею своего государя в государстве, имеющем 10 ООО колесниц, без сомнения будет тот, кто имеет 1000 колесниц, и во владении и в государстве, располагающем 1000 колесниц, убийцею своего владетеля будет тот, кто имеет 100 колесниц. Из 10 000 имеет 1000 и из 1000 — 100 — ведь это не мало. Но если долг будет на заднем плане, а выгоды — впереди, то эти господа не будут довольны до тех пор, пока не отнимут всего.
Не бывает того, чтобы гуманный человек покидал своих родителей. Не бывает того, чтобы человек, проникнутый сознанием долга, ставил своего государя на задний план.
Князь, вам также следует говорить только о гуманности и справедливости. К чему непременно говорить о выгоде?
Конфуцианство. Мэн-цзы I. A. 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...