Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Булычева Людмила Сергеевна,




БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

 

Материалы всероссийской конференции

 

 

шадринск

 


УДК

ББК

Б

 

Редакторы:

Н.В. Сычева – кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Н.В. Соколова – федеральный судья в отставке, кандидат юридических наук, зав. кафедрой гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Шадринске

 

 

Редколлегия, компьютерная верстка:

Е.С. Попова – преподаватель кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

 

 

Рецензенты:

Т.В. Слюсаренко – кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «…»

 

Бесплатная юридическая помощь населению Российской Федерации: на практике деятельности Юридических клиник высших учебных заведений:

Б матер. Всерос. конф. – Шадринск, 2013. – 83 с.

 

ISBN

 

Сборник содержит материалы конференции, посвященной проблемам деятельности юридических клиник, а также образцы процессуальных документов, разработанных стажерами Юридической клиники ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

УДК

ББК

 

ISBN © ШГПИ, 2013

 


СОДЕРЖАНИЕ

Булычева Л.С.…………………………………………………………..……..4

РОЛЬ КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

 

Бутакова А.В…………………………………………………………………..9

ОБРАЩЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ КЛИНИКУ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

Бухаров А.О………………………………………………………………….12

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

 

Дронова Д.А………………………………………………………………….16

БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ОКАЗАНИЯ

 

Коробко К.И………………………………………………………………….24

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

 

Мурзина А.В…………………………………………………………………29

РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

 

Рудт Ю.А……………………………………………………………………..35

НАВЫКИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЮРИДИЧЕСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Семенова Е.В………………………………………………………………40

ПЕДАГОГИКА И ПРАВО: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Соколова Н.В………………………………………………………………...43

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ЭКСПЕРИМЕНТ, РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Сычёва Н.В…………………………………………………………………...52

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ПРАВА (НА ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ ФГБОУ ВПО «ШГПИ»)

 

ИСКОВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ И ЖАЛОБЫ В СУД, ПРЕТЕНЗИИ И ИНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ (ОБРАЗЦЫ)………………………………….59


РОЛЬ КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Булычева Людмила Сергеевна,

преподаватель ЧОО «Еврошкола», г. Тюмень

 

Юридическая клиника является некоммерческим образованием (может быть зарегистрирована как некоммерческая организация), целью которого является оказание бесплатной юридической помощи населению.

Как правило, юридические клиники организуются при высших юридических учебных заведениях, с тем, чтобы предоставлять возможность студентам приобретать опыт консультирования, а преподавателям — поддерживать свой профессиональный уровень, применяя теоретические знания на практике[1].

Но из любого правила есть исключения. Юридическая клиника ФГБОУ ВПО «Шадринкий государственный педагогический институт» - учебная программа, предусматривающая обучение студентов факультета истории и права, специализирующихся на изучении правовых дисциплин, практическим навыкам и профессиональному отношению, включающая безвозмездную работу студентов под руководством преподавателя по оказанию юридической помощи лицам, не имеющим возможности прибегнуть к другим видам юридической помощи. Таким образом, впервые в российской, да и, пожалуй, в мировой практике, юридическое клиническое образование организовано в педагогическом вузе.

Юридическая клиника ФГБОУ ВПО «Шадринкий государственный педагогический институт» носит практико-ориентированный характер представляет собой комплекс интерактивных методик преподавания (в том числе, имитационного характера), направленных на обучение практическим навыкам правовой деятельности студентов факультета истории и права[2].

Организация практики в клинике позволяет обеспечить полноформатную работу студента по реальному делу, причем под таким контролем преподавателя, который обеспечивает фактическую самостоятельность профессиональной деятельности с отчетливыми гарантиями ее качества[3].

Клиническое образование позволяет усилить мотивацию студента факультета истории и права к обучению и избранию будущей сферы деятельности, приобрести реальный практический опыт до получения диплома, углубив и развив теоретические знания, что в итоге и при надлежащем документальном подтверждении позволит иметь преимущества при выборе рабочего места[4].

Правовое образование сегодня становится одним из самых приоритетных, социально - значимых направлений в системе модернизации отечественного образования.

Основной идеей правового образования и воспитания студентов факультета истории и права ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» является формирование правовой компетентности выпускника, которая выражается:

- в потребности выпускников руководствоваться в своей профессиональной деятельности нормативно - правовыми документами;

- в способности защищать свои права и права ребенка на основе законов.

То есть речь идет о формировании и развитии правовой компетентности будущих учителей права. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденному Приказом Министерства образования РФ от 17 января 2011 г. № 46, выпускник должен обладать готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК - 13).

Также в соответствии с Квалификационными характеристиками должностей работников образования, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» к основным составляющим компетентности педагогических работников отнесены профессиональная, коммуникативная, инновационная и правовая компетентности. Более того, одной из составляющих квалификационных испытаний, проводимых при аттестации педагогических работников, является блок заданий нормативно-правовой направленности. В процессе аттестации государство выявляет уровень сформированности правовой компетентности у педагогов, т.е. наличие у них знаний в области правового регулирования педагогических отношений, а также готовности их использования в своей профессиональной деятельности.

Правовая компетентность будущих педагогов представляет собой интегративное качество личности, выражающееся в готовности и умении на основе юридических знаний решать педагогические правовые задачи, предупреждать противоправное поведение школьников и оказывать активное влияние на процесс развития социально-ценностных характеристик личности обучающихся. Это мера соответствия правовых знаний, умений, отношений и опыта будущих педагогов реальному уровню сложности решаемых ими социально - правовых воспитательных задач[5].

Юридические знания, необходимые для развития правовой компетентности будущих педагогов учитывают специфику педагогической деятельности. Гносеологический компонент правовой компетентности является базовым и выполняет обучающую, воспитывающую и прогностическую функции. Юридические знания развиваются в процессе юридического клинического образования.

Наряду с другими способами предоставления студентам – будущим учителям возможности получения практического опыта работы: различными видами учебных практик, клиническое юридическое образование преследует цель совершенствования знаний и умений студентов в сфере юриспруденции для формирования профессионалов высокого уровня подготовки.

Специфика клинической образовательной методики состоит в дополнении практического опыта студентов педагогического вуза обучением и постоянным контролем, поскольку руководитель клиники, призванный руководить работой студентов, уделяет достаточно много времени их подготовке до начала работы по реальному делу и наблюдению непосредственно за работой с тем, чтобы обеспечить должный уровень компетентности и эффективности оказываемых клиенту услуг. Для этого Юридическая клиника ФГБОУ ВПО «Шадринкий государственный педагогический институт», помимо основной, праворазъяснительной работы, активно занимается научной деятельностью. Вне рамок своей деятельности руководитель и стажеры ЮК организуют и проводят круглые столы, конференции, мастер - классы, обучающие семинары, модельные процессы, в ходе которых студенты - стажеры получают дополнительную информацию о соответствующих отраслях права, обучаются необходимым практическим навыкам работы юриста, участвуют в дискуссиях о профессиональной ответственности и отношениях между юристом и его клиентом, а также получают возможность проанализировать свою работу с руководителем.

Особенностями клинической методики преподавания является способ ее организации: она требует от стажеров активного участия в собственном образовании, а от руководителя – творческого и инновационного подхода. Это отвечает принятой в клиническом образовании теории «конструктивного вовлечения» студентов в процесс выработки практических навыков.

При решении конкретной правовой проблемы студент использует имеющиеся у него знания действующего законодательства, изучает и обобщает имеющуюся судебную практику, используя справочно - правовые системы, учебную литературу, монографии.

Основными видами практической деятельности студентов ФГБОУ ВПО «Шадринкий государственный педагогический институт» в Юридической клинике являются:

· сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм;

· анализ юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

· анализ правоприменительной практики;

· обоснование и принятие правовых решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

· составление соответствующих юридических документов;

· осуществление правового просвещения.

Таким образом, полученные в юридической клинике практические навыки позволяют удачно дополнить теоретическое обучение и сформировать компетентного специалиста в области правоведения[6].

Уровень правовых знаний человека не является показателем его ориентации на правомерное поведение. Правовое поведение человека зависит от сложившегося у него ценностного отношения к праву, от сформировавшейся в процессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению, которое во многом формируется благодаря его работе в Юридической клинике. Чем выше соответствие норм права принятым в обществе моральным ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее осуществляется правовое регулирование. В этой ситуации само право расценивается студентами в качестве одной из важнейших социальных ценностей и правомерное поведение становится внутренней потребностью бакалавра педагогики, обладающего правовой компетентностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашенко, С.А. Обучение в юридической клинике (правовые основы, методики, юридическая техника и практикум) [Текст] / С.А. Балашенко [и др.]; под общ. ред. С.А. Балашенко. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 17 с.

2. Доброхотова, Е. Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века: о методах и формах юридического образования в современной России [Текст] / Е.Н. Доброхотова // Правоведение. – 2000. – № 4. – С. 222–229.

3. Касьянчик А.И. Роль юридической клиники в формировании профессиональной компетентности юриста [Текст] / А.И. Касьянчик // Материалы Международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов и секции «Юридические науки» Республиканской научной конференции студентов и аспирантов вузов Республики Беларусь «НИРС - 2011», Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – 248 с.

4. Козловцев, М.П. Психолого-педагогические основы правовой компетентности [Текст] / М.П. Козловцев // Вестник ОГУ. ‑ 2005. – №12. ‑ С. 104-108.

5. Программа ЮК ШГПИ [Электронный ресурс] // Сайт ШГПИ. – Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/f07/studencheskaja-nauka/ (дата обращения: 12.10.2013)

6. Романова Н.Л. Юридическая клиника как инструмент совершенствования практического обучения студентов [Текст] / Н.Л. Романова. И.Б. Рябцева // Правовая помощь населению как одно из направлений совершенствования высшего юридического образования: Сборник материалов научно-практического семинара руководителей центров правовой помощи населению (юридических клиник) / Отв. ред. А.Р. Усиевич, ГОУ ВПО РПА Минюста России Ижевский юридический институт (филиал). – Ижевск: ИжЮИ (ф) РПА МЮ РФ, 2009 – 81 с.

7. Степанова И.Н. Юридическая клиника в юридическом образовании [Текст] / И.Н. Степанова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург, 2012. – С. 1381-1383.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...