Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 1. Определение экономической науки.




 

А. Богданов

 

 

КРАТКИЙ КУРС

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 

 

Издание восьмое

 

С. Дороватовского и Чарушникова.

 

Москва – 1906
Типография Общества распространения полезных книг
арендуемая В. И. Воронцовым
Моховая, против манежа, д. кн. Гагарина

 

 

Общие понятия

 

1. Определение экономической науки.

 

       В процессе развития человечества борьба людей за их существование становится всё в большей степени сознательной и общественной.

       Сознательной борьбой за существование или, короче, трудом называется затрата человеческой энергии для определённой, заранее сознаваемой цели. Цель эта всегда заключается в удовлетворении какой-нибудь человеческой потребности. Если дело идет только о личной потребности самого трудящегося, то перед нами труд «индивидуально-полезный». Таков, например, труд человека, который ест или одевается. С этим видом труда экономической науке не приходится иметь дела. Её интересует только «общественно-полезный» труд, то есть такой, который направлен к удовлетворению не исключительно личных потребностей трудящегося, а потребностей общественных, к пользе общественного целого, членом которого является трудящийся. При этом безразлично, сознательно ли стремится человек принести пользу другим людям, или это выходит независимо от его прямых, непосредственных целей: если даже раб трудится только для того, чтобы избежать палки, или наёмный работник – чтобы спасти себя от голодной смерти, – всё равно, труд их общественно-полезен, когда он фактически содействует удовлетворению потребностей других людей.

       Не занимаясь исследованием потребностей, экономическая наука называет общественно-полезным всякий труд, который нужен обществу, удовлетворяет ли он потребности насущные или второстепенные, естественные или искусственные: труд земледельца и ювелира, учителя и слуги не различается с этой точки зрения.

       В совершенно одинаковом смысле с выражением «общественно-полезный труд» мы будем употреблять термин «производство».
       В процессах производства наука различает две стороны: техническую и общественную.
       Производство есть борьба людей с внешней природой. В борьбе этой человек непосредственно воздействует на природу, – пользуясь её предметами и силами, изменяет её в своих интересах. Непосредственные отношения трудящегося к внешней природе – это техническая сторона производства. Она изучается науками техническими (механика, технология) и естественными (математика, физика, химия, биология).

       Общественную сторону производства составляют те отношения, в которые человек при производстве становится к другим людям. Основное и всеобщее производственное отношение ясно выражается уже в самом обозначении «общественно-полезный труд»: люди трудятся друг для друга для общественного целого – следовательно между ними существует отношение союза, совместности в трудовой борьбе с природой. Это всеобщее отношение в различных случаях принимает различные формы, которые сводятся к немногим основным видам: простое сотрудничество, – когда работники вместе выполняют одинаковую работу; разделение труда, – когда различные части одного производственного процесса выполняются отдельными работниками; подчинение (частный случай разделения труда), – когда один человек выполняет указания другого...

       Основной предмет экономической науки составляет именно общественная сторона производства – отношения между людьми, а не техническая, – не отношения человека к внешней природе.

 

В науке с давних пор укоренилось разделение общественно-полезного труда на «производительный» и «непроизводительный». Производительным называют труд, создающий материальные полезные предметы; непроизводительным – труд, продукты которого не материальны; примеры: труд фабричного рабочего и труд лектора. При таком грубом разграничении вся, например, перевозочная промышленность несмотря на её громадное непосредственное значение в материальной  жизни общества, должна быть отнесена к непроизводительному труду. В таком виде разграничение нельзя признать научным. Можно дать ему иную формулировку, в научном смысле более удовлетворительную: называть производительным всякий общественно-полезный труд, производящий материальные изменения во внешней природе. Тогда не получится таких противоречий, как в предыдущем примере с перевозочной промышленностью. Но тогда само разграничение падает. Всякий общественно-полезный труд приходится считать производительным, потому что никакой труд не может стать общественно-полезным, не проявившись материально, не произведя материальных изменений во внешней природе: труд писателя воздействует на психику людей лишь через посредство материальной рукописи или книги; труд лектора становится полезным для слушателя потому, что их слуха достигают производимые лектором звуковые колебания – материальные изменения в атмосфере и т. п.
  Разграничение производительного и непроизводительного труда играло прежде очень важную роль в науке: в область экономики включались только те отношения людей, которые возникают в сфере «производительного» труда. Однако, если бы даже удалось придать этому разграничению достаточно точную и ясную формулировку, оно вряд ли было бы полезно для науки, для исследования закономерности явлений. Дело не только в крайней условности старого разделения, дело в том, что в науку чисто общественную – науку об отношениях людей – оно вносит чуждую ей точку зрения, определяя границы этой науки естественными свойствами вещей, их материальностью или нематериальностью. Между тем, отношения людей в их общественном труде могут принимать совершенно одинаковые формы как при производстве материальных, так и при производстве нематериальных вещей. Да и какая наука, кроме экономической, могла бы взять на себя специальное исследование тех отношений трудовой совместности, которые связывают «непроизводительных» общественных работников между собой и с работниками «производительными»?

 

      С общественной стороной производства, являясь как бы её продолжением, неразрывно связано распределение.

      Личное потребление лежит вне области экономической науки – одной из наук общественных – и принадлежит учению об организме (физиологии). Но процессы производства не могли бы стать общественно-полезными, если бы их результаты, их материальные и нематериальные продукты не распределялись тем или иным способом между членами общества для личного потребления. Таким образом, между общественным производством и личным потреблением стоит распределение – общественный процесс, в котором продукт труда переходит к потребителю.

      Процесс распределения весь слагается из различных отношений между людьми. Сущность этих отношений всюду одна и та же: с известного момента отдельная личность начинает признавать продукт общественного труда «своим», т. е. предметом своего индивидуального пользования, а другие члены общества допускают это.

      Частные формы распределения сводятся к двум основным типам: во-первых, распределение прямое или организованное, когда одна воля, личная или общественная, определяет долю отдельных лиц в общественном продукте, например, когда рабовладелец, присваивая себе весь продукт рабского труда, уделяет из него рабам необходимые жизненные средства, или когда совет родовой общины распределят предметы потребления между её членами; во-вторых, распределение косвенное или неорганизованное или обмен – когда общественный продукт по пути к потребителю проходит ряд меновых процессов, становясь поочерёдно собственностью различных людей, например посредством продажи-покупки идёт от фабриканта к оптовому торговцу, от оптового торговца к мелочным, от них – к действительным потребителям.

 

Обыкновенно учение об обмене отделяют от учения о распределении, как особый, самостоятельный отдел экономической науки. Для этого нет достаточных оснований: обмен есть частная форма распределения, исторически преходящая, на известной стадии развития возникающая и на известной стадии исчезающая.

 

           Точно определяя область экономической науки, приходится, следовательно, сказать, что это – наука об общественных отношениях производства и распределения.

 

В сущности, было бы вполне точно и вполне достаточно сказать об отношениях производства. Распределение изучается экономической наукой лишь постольку, поскольку оно нераздельно сливается с производством, поскольку оно представляет как бы другую его сторону. Если одному классу принадлежат орудия и материалы труда, а другому – только его рабочая сила, то это – отношение распределения, но в то же время и  производственное отношение, так как означает господство первого над вторым в трудовом процессе. Вообще распределение, изучаемое экономической наукой, есть распределение условий производства, та и другая область отношений для неё одно неразрывное целое.

 

       Общественные отношения не представляют чего-либо постоянного, неизменного; они непрерывно изменяются, как всё в природе. В их изменениях выражается или прогресс, или упадок силы общества, победа общества над природой или природы над обществом. Было время, когда люди жили маленькими, тесно сплочёнными общинами, независимыми друг от друга; тогда производственные отношения были очень узки и несложны, а распределительные сводились к прямому распределению; теперь человеческие общества громадны, экономические отношения в высшей степени сложны; но между прошлым и настоящим устанавливается непрерывная цепь развития. Бывали факты и другого рода – когда сила общества в борьбе с природой падала, обширные общественные связи порывались, экономические отношения становились более узкими и несложными; тут науке приходится прослеживать другую непрерывную цепь изменений, цепь не развития, а упадка, деградации. В вопросах развития и деградации – весь интерес науки, потому что наука есть одно из орудий человечества в борьбе за жизнь, за развитие.

       Теперь мы можем закончить характеристику экономической науки: наука, исследующая общественные отношения производства и распределения в их изменениях, в их развитии и деградации.

       Этим определением намечается в существенных чертах порядок дальнейшего изложения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...