Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Силы развития и его направление в феодальном обществе.




4. Силы развития и его направление в феодальном обществе.


       Стихийный консерватизм психологии феодального периода, подобный консерватизму родовой группы, но всё же менее прочный и устойчивый, мог отступать и давать место развитию только под действием сил стихийного характера. Такова сила абсолютного перенаселения, т. е. Порождаемого неподвижностью техники недостатка средств для удовлетворения потребностей общества.

       Первичное влияние абсолютного перенаселения выразилось в бесчисленных войнах феодального мира. Как было выяснено, преимущественно эти войны и привели к процветанию свободных земледельческих общин в феодальные группы, создали сам тип организации феодального общества.

       Во всяком случае, внутренние войны представляли из себя наименее выгодный для феодального мира способ избавиться от избыточного населения, так как разрушая производительные силы феодального общества, они создавали тем самым новое избыточное население, если не в среде победителей, то в среде побеждённых. Поэтому, вслед за объединением феодального общества католической организацией, начинаются войны внешние, в которых феодальные силы выступают под католическим знанием против не-католических соседей. Крестовые походы выражали собой стремление расширить территорию феодального мира и устранить этим способом земельную тесноту – сельско-хозяйственное перенаселение. На завоёванных землях основывались феодальные королевства.

       Вместе с тем, совершался, хотя и очень медленно, и собственно-технический прогресс. В земледелии он до конца средних веков был, в общем, незначителен, – там общественная психология представляла наибольшие препятствия развитию. Другое дело – обрабатывающая промышленность, где условия были благоприятные для развития. Там прогресс шёл быстрее: вырабатывались технически-лучшие способы производства, какие возможны при мелком ремесленном его характере; ремесло понемногу отделилось от земледелия и специализировалось. Таким образом, усиливалось общественное разделение труда; усиливался, следовательно, обмен. Ремесленник стремился быть поближе к местам сбыта своих продуктов, и уходил мало-по-малу из деревни в возникшие центры обмена – города. Из этого произошли в высшей степени важные экономические изменения, о которых будет речь в последующем изложении.

       Кратко определяя общее направление происходивших в феодальной жизни изменений, надо сказать, что, действуя различными способами, абсолютное перенаселение вело средневековый мир к одной цели – к развитию неорганизованного разделения труда, которое выражается в обмене.

       Даже внутренние войны феодального общества имели необходимым своим результатом рост сношений, следовательно – производственных связей и обмена между феодальными группами. В том же смысле действовали внешние войны. Знакомство с арабами, затем с сарацинами, турками – культурными народами Востока, также знакомство с Византийской империей, лежавшей на пути крестовых походов, дало сильный толчок общественному разделению труда, во-первых, – непосредственно, расширив круг меновых сношений, во-вторых, – косвенно, позволив европейцам заимствовать некоторые новые технические приёмы и усовершенствования, что в те времена необходимо вело к прогрессу обмена, так как более совершенная техника нуждается в большем разделении труда, в специализации.

 

Так, у арабов были заимствованы многие улучшения в сфере земледельческой техники: в садоводстве, в огородничестве, в искусственном орошении полей и пр.; затем, многое в сфере инженерного искусства, некоторые важные сведения по технической химии (приготовление полезных в производстве кислот), далее, в технике морских сообщений и т. д.

               

           Развитие ремесленной техники, будучи связано с постепенным отделением ремесла от земледелия и со специализацией ремесла, означает развитие обмена уже в силу того факта, что никакой ремесленник не может жить непосредственно продуктами своего ремесла и, производя их во много раз больше, чем ему для себя требуется, должен продавать их, чтобы покупать необходимые средства потребления.

       Натуральное хозяйство феодального мира постепенно переходило в меновое.

 

 

       Феодальные отношения складывались в Западной Европе приблизительно с V до IX, от эпохи конца Римской империи до разложения империи Карла Великого. Временем расцвета феодальной системы являются X, XI века. Затем начинается процесс её разложения под влиянием развивающегося обмена.

 

Общая характеристика натурально-хозяйственных обществ прошлого.

 

1. 1. В области производственной техники натуральные общества прошлого характеризуются значительной властью внешней природы над людьми, и, наоборот, – малой властью людей над внешней природой. В наибольшей степени это относится к первобытно-коммунистическому обществу, в наименьшей – к феодальному.

1. 2. В сфере производственных отношений эти общества характеризуются: во-первых, – относительной узостью, во-вторых, – организованным характером производственных связей. Однако, уже с незапамятных времен существовали в них и неорганизованные производственные отношения, создавшие некоторую связь между обособленными организациями. И в этом смысле крайностями являются: общество первобытное – почти совершенно обособленная, в высшей степени сплочённая группа из нескольких десятков человек, в которой почти отсутствует неорганизованные (меновые) связи, и общество феодальное, гораздо менее сплочённое, но зато охватывающее целые сотни тысяч, даже миллионы людей, объединённых не только организованными, но также отчасти и неорганизованными отношениями в борьбе за жизнь.

1. 3. В сфере распределения характерным является: во-первых, господство организованных форм распределения, во-вторых, отсутствие крайностей – богатства и бедности. И в этом отношении вполне типично лишь первобытное общество, а феодальное стоит уже на границе новых форм жизни.

1. 4. Общественная психология натуральных обществ прошлого отличается стихийным консерватизмом (господство обычая) и бедностью познавательного материала. Первобытную эпоху почти правильно было бы признать не имеющей никакого мировоззрения, две последующие характеризуются по преимуществу натуральным фетишизмом, который отражает власть природы над обществом, но власть уже поколебленную и не вполне безусловно подавляющую.

1. 5. Соответственно такому характеру общественной психологии, силы развития в этих обществах стихийны. Абсолютное перенаселение является основным двигателем общественного развития.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...