Индикаторы поведения студента, находящегося в трудной жизненной ситуации
Для своевременной диагностики поведения студентов находящихся в трудной жизненной ситуации, можно опираться на следующую схему вербальных и невербальных показателей: 1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей. 2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причина для тревоги. 3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях - прямой и открытый разговор с человеком. 4. Агрессивность. Вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим, нередко подобные явления оказываются призывом обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение от человека. 5. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К нему может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, свойственными учебе в вузе, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться молодому человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
6. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена скорее свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремится скрыть под маской веселья и беззаботности.
Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличия к учебе, общению, жизни. МАРКЕРЫ ДЕПРЕССИВНОГО СОСТОЯНИЯ: 1. Ситуационные индикаторы: - конфликты с родителями, - конфликты с преподавателями, администрацией вуза; - конфликты в области дружеских или любовных отношений; - потеря (смерть, расставание) близкого человека; - вынужденная социальная изоляция (смена места жительства); - сексуальное насилие; - нежелательная беременность; - «потеря лица» (позор, унижения в группе).
2. Поведенческие индикаторы: - злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем; - эскейп-реакции (уход из дома); - резкое снижение повседневной активности; - необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; - неприязненное или безразличное отношение к окружающим, ненависть к благополучию окружающих; - уход от контактов, изоляция от друзей и семьи; - отказ от общественной работы, от совместных дел; - излишний риск в поступках; - снижение или повышение аппетита; - признаки постоянной усталости; - посещение кладбищ;
- частое прослушивание траурной или печальной музыки; - «приведение дел в порядок».
3. Коммуникативные сигналы: - усиление жалоб на физическое недомогание; - жалобы недостаток сна или повышенная сонливость; - замедленная речь, тихий монотонный голос, краткость или отсутствие ответов; - ускоренная экспрессивная речь; - патетические интонации, причитания, склонность к нытью; - шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни.
4. Когнитивные индикаторы: - так называемая негативная триада, характерная для депрессивных состояний - негативные оценки своей личности, окружающего мира, будущего (собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное); - «туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; - нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.
5. Эмоциональные индикаторы: - депрессивное настроение (безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние); - склонность к быстрой перемене настроения;- скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость;- злобность, раздражительность, ворчливость, враждебность; - тревога, ожидание непоправимой беды, страх; - тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности; - углубление мрачного настроения при радостных событиях.
АЛГОРИТМ ПОМОЩИ СТУДЕНТУ 1. Поддержать! (словесно, физически, эмоционально). 2. Признать проблему. Это позволяет, с одной стороны, сконцентрировать внимание на изменениях в самом себе как основном источнике кризисного состояния, с другой – дает возможность избежать проецирования кризиса на свое окружение (семью, друзей, университет, а иногда и страну).
3. Адресная помощь (направить студента к специалисту)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|