Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индикаторы поведения студента, находящегося в трудной жизненной ситуации




Для своевременной диагностики поведения студентов находящихся в трудной жизненной ситуации, можно опираться на следующую схему вербальных и невербальных показателей:

1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причина для тревоги.

3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях - прямой и открытый разговор с человеком.

4. Агрессивность. Вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим, нередко подобные явления оказываются призывом обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение от человека.

5. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К нему может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, свойственными учебе в вузе, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться молодому человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

6. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена скорее свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремится скрыть под маской веселья и беззаботности.

 


Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличия к учебе, общению, жизни.

МАРКЕРЫ ДЕПРЕССИВНОГО СОСТОЯНИЯ:

1. Ситуационные индикаторы:

- конфликты с родителями,

- конфликты с преподавателями, администрацией вуза;

- конфликты в области дружеских или любовных отношений;

- потеря (смерть, расставание) близкого человека;

- вынужденная социальная изоляция (смена места жительства);

- сексуальное насилие;

- нежелательная беременность;

- «потеря лица» (позор, унижения в группе).

 

2. Поведенческие индикаторы:

- злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

- эскейп-реакции (уход из дома);

- резкое снижение повседневной активности;

- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

- неприязненное или безразличное отношение к окружающим, ненависть к благополучию окружающих;

- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;

- отказ от общественной работы, от совместных дел;

- излишний риск в поступках;

- снижение или повышение аппетита;

- признаки постоянной усталости;

- посещение кладбищ;

- частое прослушивание траурной или печальной музыки;

- «приведение дел в порядок».

 

3. Коммуникативные сигналы:

- усиление жалоб на физическое недомогание;

- жалобы недостаток сна или повышенная сонливость;

- замедленная речь, тихий монотонный голос, краткость или отсутствие ответов;

- ускоренная экспрессивная речь;

- патетические интонации, причитания, склонность к нытью;

- шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни.

 

4. Когнитивные индикаторы:

- так называемая негативная триада, характерная для депрессивных состояний - негативные оценки своей личности, окружающего мира, будущего (собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное);

- «туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.

 

5. Эмоциональные индикаторы:

- депрессивное настроение (безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние);

- склонность к быстрой перемене настроения;- скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость;- злобность, раздражительность, ворчливость, враждебность;

- тревога, ожидание непоправимой беды, страх;

- тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;

- углубление мрачного настроения при радостных событиях.

 

 

АЛГОРИТМ ПОМОЩИ СТУДЕНТУ

1. Поддержать! (словесно, физически, эмоционально).

2. Признать проблему. Это позволяет, с одной стороны, сконцентрировать внимание на изменениях в самом себе как основном источнике кризисного состояния, с другой – дает возможность избежать проецирования кризиса на свое окружение (семью, друзей, университет, а иногда и страну).

 

3. Адресная помощь (направить студента к специалисту)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...