Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный алгоритм ведения индивидуальной беседы




Необходимость проведения индивидуальной беседы со студентами вызвана разными причинами: трудные жизненные ситуации, неуспеваемость студента, учебные трудности, трудности в сессионный период (эмоциональное напряжение, стресс, депрессия), конфликты в группе и с преподавателями и т.д.

Все ситуации различны, и, поэтому требуют своей специфики проведения разговора. Но существует и общий план ведения беседы, с которым мы предлагаем вам ознакомиться:

Главное и первостепенное, вы должны ответить себе на вопрос: что я хочу получить в результате этого разговора? Выходов всего три: 1. Получить информацию от студента по его проблеме; 2. Сообщить информацию студенту; 3. Совместно проработать план действий по преодолению некоторой трудности или решению некоторого вопроса. Чаще всего целью разговора бывает третий вариант.

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Ее цель: приветствие, установление контакта.

1. Здесь необходимо и обязательно приветствие (элементарное «здравствуйте», «привет», «как дела?»). Ошибка некоторых заключается в использовании повелительных или неприязненных форм установления контакта: ни в коем случае нельзя употреблять фразы типа «Аа, это ты! Ну, заходи, раз пришел!», «ну наконец-то пришел, прогульщик!», «Мы тебя уже заждались, неужели нельзя было позвонить, что ты опаздываешь?!» и т.д. Каждый человек вне зависимости от его возраста, национальности, языка, культуры, поступка, который им совершен, имеет право на уважение. Тем более, если вы ожидаете продуктивного разговора, то следует с первых слов показать собеседнику вашу заинтересованность в результате разговора.

2. Также вводная часть заключает в себе определение времени беседы и пространства. Необходимо четко наметить время встречи, продолжительность беседы («у нас есть полчаса, чтобы поговорить»). Тем более, если вы занятой человек и у вас мало времени на разговор. Эта фраза заставить собеседника мобилизоваться, и говорить лишь по делу, не уходя от сути и цели разговора. 

Назначать встречу необходимо в удобном месте. Если вы заранее знаете, что студент идет к вам с личной проблемой, то лучше, чтобы разговор прошел в свободной аудитории, кабинете, чтобы студент не замкнулся в себе, и открыто мог с вами пообщаться. Если же вы поняли, что студенту неудобно рассказывать при всех (например, вы сидите на кафедре с другими преподавателями) свою проблему, то предложите пройти в свободную аудиторию.

3. И третья составляющая, соблюдение конфиденциальности разговора, если это касается глубоких личных тем. Об этом тоже не помешает сообщить собеседнику, если такая необходимость нужна.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Ее цель: установить запрос студента, или определить тему разговора, а также выяснить детали существующей проблемы.

Здесь происходит основной разговор со студентом. Лучше использовать уточняющие фразы: «Я так понимаю, вы на это смотрите следующим образом…», «Хочу уточнить одну деталь…», «Вы сказали…, можете пояснить это?» и т.д. Чем больше деталей вы узнаете, тем шире увидите реальную картину происходящего. На этом этапе общая информация должна отвечать на вопросы: «Что произошло?», «Как произошло?», «Какие действия были совершены?», то есть факты существующей ситуации. Не перебивайте собеседника, дайте возможность выговориться, даже, если наступают 10-15 секундные паузы (которые в разговоре кажутся длинными). Возможно, студенту трудно сформулировать фразу, дайте ему время.

Хорошо, если вы используете невербальные жесты: покачивание головой, открытые жесты и т.д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Ее цель: ПОМОЧЬ построить план действий, выяснить ресурсы решения сложившейся ситуации.

Здесь необходимо ПОМОЧЬ самому студенту найти способы и выходы из ситуации, а не решать ее за него. Плохие фразы: «Я решу этот вопрос», «Тебе лучше поступить так!», «Здесь я могу сделать за тебя, ни о чем не беспокойся». Хорошие фразы: «Что бы ты мог сделать, чтобы решить этот вопрос?», «Как ты думаешь, чтобы тебе помогло изменить (исправить, решить) эту ситуацию?». Эти вопросы помогают студенту найти внутренние ресурсы. Верьте в возможности самого студента. Не поддавайтесь на провокации, не взвешивайте на себя чужую ответственность. Не думайте за студента, активизируйте его мозг. Хороший вариант – перенаправить студента к другому человеку, который может дать совет. Как только студент говорит: «я не могу ничего сделать, помогите», знайте, он НЕ ХОЧЕТ решать эту проблему сам, не хочет думать о ней.

Ваша главная задача: совместно со студентом составить план действий и разграничить ответственность за решение проблемы (примерно 80% должен делать сам студент)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Ее цель: подвести итог.

Можно задать вопросы: «Что ты решил?», «Как ты будешь действовать сейчас?», «помог ли я тебе ответить на вопрос?»

Самое главное во время беседы, сохраняйте спокойствие. Плохие фразы: «Ты вывел меня из себя!», «Надоел ходить ко мне со своими вопросами, ВСЕ идут ко мне, я не железный!», «Как можно вообще так думать, это неправильно!». Запомните, некоторые студенты идут не за ответом на свой вопрос, у некоторых есть цель – увеличить количество человек, которые начнут рядом с ним тревожиться из-за его проблем. Как только вас заполонят эмоции, знайте, вы проиграли, а студент так и не решил проблему.

Ну, и напоследок, обязательно пожелайте удачи в решении проблемы. Хорошие фразы: «Я уверен, что ты справишься с этим!», «Ты сможешь решить эту проблему, у тебя огромный потенциал!», «Я рад, что ты обратился ко мне, надеюсь, ты нашел ответ. Желаю тебе успехов!». Эти положительные подкрепления помогут студенту еще раз убедиться, что кто-то верит в него и в его силы, может поддержать.

 

Надеемся, этот небольшой план поможет вам строить конструктивные беседы со студентами. Мы желаем вам удачи!


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...