Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 3.2. Личность преподавателя высшей школы – 2 часа




Литература

1. Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков – М.: «Академия», - 2008. – 368 с.

2. Смирнов С. Д. Педагогики и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 304 с.

3. Шарипов, Ф. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф. В. Шарипов. – Москва: Логос, 2012 – 432

       

 

        

 

 

 

Лекция 3. 2. Личность преподавателя высшей школы – 2 часа

План семинарского занятия 3. 2. 1 - 2 часа

1. Целостный подход к изучению личности преподавателя высшей школы

2. Пути формирования педагогического  мастерства преподавателя высшей школы.

 1. Репродуктивный уровень работы.

  1. Темы индивидуальных домашних заданий на выбор обучающихся  (выполняются на основе построения таблицы, схемы, плоского графа, простого или сложного плана, теста, кроссворда и др. по тексту лекции.  

Например:

1. Обоснуйте п едагогические подходы к понятию «п рофессиональная позиция преподавателя как воспитателя».

2. Отобразите схематично профессиональную педагогическую позицию личности преподавателя как воспитателя и дайте пояснение.

Возможны и другие темы индивидуальных домашних заданий по тексту лекции по собственному выбору обучающегося.

 2. Написать терминологический словарь по тексту лекции.

 3. Подготовиться к устному самоконтролю (ответь сам себе):

1. Основные направления формирования профессионализма преподавателя.

2. Преподавательская позиция.

3. Профессиональная педагогическая позиция личности преподавателя как воспитателя.

4. Принципы взаимодействия преподавателей и студентов.

5. Профессионально - педагогическое общение в системе взаимодействия преподавателей и обучающихся в высшей школе.

6. Общая характеристика профессиональной позиции преподавателя как воспитателя.

7. Факторы, влияющие на профессиональные качествах личности преподавателя.

8. Требования, предъявляемые к становлению позиции преподавателя как воспитателя.

9.  Классификация взаимодействия преподавателей и студентов.

10. Зависимость взаимодействия преподавателей и студентов от взаимоотношений между ним.

11. Принципы взаимодействия преподавателей и студентов в высшей школе.

12. Профессионально - педагогическое общение в системе взаимодействия преподавателей и студентов в высшей школе.

4. Собеседование.

5. Творческий уровень работы:

1. Подготовить индивидуальное творческое задание по тексту лекции на выбор (в виде реферата, доклада, сообщения, эссе, теста по интересной обучающемуся теме).

     Лекция 3. 2. Личность преподавателя высшей школы – 2 часа.

                                      План лекции

1. Профессиональная позиция преподавателя как воспитателя.

2. Взаимодействие преподавателей и обучающихся в высшей школе.

1. Профессиональная позиция преподавателя как воспитателя.

          Тезис 1. Задача воспитания обучающихся

Задача воспитания обучающихся была актуальной для человеческого общества в любую историческую эпоху. Однако, современная образовательная практика, к сожалению, не уделяет достаточного внимания организации воспитательного процесса.

     Воспитание личности студента воспринимается многими преподавателями как процесс сам собой разумеющийся, который специально организовывать не нужно. Сегодня обострение проблем социализации молодёжи, ее самоопределения в жизни заставляют преподавателей по-новому взглянуть на организацию воспитательного процесса в образовательном просторе высшей школы. Это, в свою очередь, требует профессиональной подготовки преподавателей как воспитателей, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности обучающихся, определения индивидуальной педагогической позиции в своей воспитательной деятельности.

Письменная работа со словарем. Преподаватель – воспитатель.

    Тезис 2. Преподаватель высшей школы, педагог - воспитатель

  Преподаватель в педагогике высшей школы рассматривается как педагог – воспитатель. Под понятием «педагог-воспитатель» нередко подразумевают профессию, социальную роль, вид деятельности, направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести сложно. Профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов.

   Профессия – это вид трудовой активности педагога, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Имея в качестве цели своей деятельности обучение личности, преподаватель призван управлять процессом становления и преобразования личности, её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира. В профессии преподавателя ведущая задача – понять общественные цели обучения и направить усилия обучаемых на их достижение.

       Тезис 3. Преподаватель высшей школы

Преподаватель является основным субъектом преподавательской деятельности. Индивидуальная профессиональная позиция преподавателя через примеры суждений и действий воздействует на личность обучающихся. Исходя из этого, личность преподавателю обладает референтностью. Педагогика высшей школы рассматривает р еферентную личность как человека, особенно значимого и ценного для другого человека, как образец для подражания. Референтная личность оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной.

Если преподаватель стал такой личностью для обучающихся, то ответственность его перед будущим ещё больше возрастает, так как он активно воздействует на формирование будущих личностей.

Готовность преподавателя к выполнению индивидуальных социально значимых функций определяется сформированностью его педагогического сознания, профессиональной «Я-концепции». Р. Бернс компонентами педагогического сознания называет: Я-концепцию, В-концепцию (концепцию воспитателя) и Д-концепцию (концепцию деятельности). Уровень мастерства преподавателя зависит от того, какой из этих компонентов оказывается ведущим. Преподавателей характеризует доминирование В-концепции на фоне развитых и развивающихся Я- и Д-концепций.

Письменная работа со словарем. Референтная личность преподавателя – это.

              Тезис 4. Профессиональная позиция

Определяющую роль в профессиональной деятельности преподавателя выполняет профессиональная позиция, которая характеризует личностное отношение к той деятельности, которой занимается человек, к себе самому в этой деятельности. «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу», – писал известный педагог Ш. А. Амонашвили.

Педагогика высшей школы профессиональную позицию рассматривает как точку зрения, отношение к назначению своей профессии и действия, поведение, обусловленное ими, систему интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

Профессиональная позиция преподавателя, одновременно является и личностной (проявляется в процессе обучения), и профессиональной (проявляется при создании условий достижения профессиональных целей). Необходимо отметить, что преподаватель в личностной позиции встречается с обучающимися, а в профессиональной – с условиями их обучения.

                 Тезис 5. Личность преподавателя

Личность преподавателя определяют следующие позиции:

- социальная. Формируется из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно - ценностное отношение к профессии, целям и средствам преподавательской действительности. Мотивационно -ценностное отношение к преподавательской деятельности в самом широком её понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности преподавателя;

- профессиональная. Характеризуется тем, что здесь нет однозначной прямолинейной зависимости, так как воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому преподаватель, четко сознавая, что он делает, далеко не всегда может дать четкий ответ, почему он так поступает.

      Преподавательская позиция педагогикой высшей школы определяется как продукт педагогического мышления преподавателя, следствие осознания природы воспитательного процесса и одновременно показатель уровня профессиональной готовности к работе со студентами. Это та позиция, которую преподаватель предварительно занимает по отношению к студентам во взаимодействии с ними и которое определяет все последующее его поведение как воспитателя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...