Тезис 10. Специальная подготовка преподавателей и студентов
Тезис 10. Специальная подготовка преподавателей и студентов Успешность такой подготовки определяется рядом условий: - желанием преподавателей и обучающихся самосовершенствоваться во взаимодействии друг с другом не только профессионально, но и личностно, установка на творческое, развивающее взаимодействие; - целостной системой подготовки преподавателей и обучающихся к взаимодействию, которая отражает в себе совокупность интересов, мотивов, ожиданий, органически связанных с жизнедеятельностью высшей школы и существенно влияет на неё, вносит существенный вклад в повышение результативности педагогического процесса; - обеспечением инновационной подготовки обучающихся к субъект-субъектным отношениям; - увеличением доли рефлексивных форм работы с целью овладения практикой взаимодействия, создания общего фонда профессиональных ценностей. Взаимодействие преподавателей и обучающихся обладает богатыми возможностями саморазвития, влияния на развитие учебно-воспитательного процесса, актуализации и обогащения творческих потенциалов его участников, гуманизации их отношений. Тезис 11. Центральная проблема во взаимодействии преподавателей и студентов В сфере высшего профессионального образования и сегодня преобладает установка одинакового подхода ко всем обучающимся. Данный подход закреплен институционально. Закрепление уважительного отношения к преподавателю – обязательное правило ожидания вежливого отношения со стороны обучающихся. Аналогичного правила должны придерживаться преподаватели при взаимодействии со студентами. Взаимное преломление социальных норм и ценностей в сознании участников образовательного процесса, его осмысление и отражение в реальных действиях преподавателей и обучающихся определяет доминанту личностно - ориентированного подхода в образовательной деятельности.
В современном образовательном учреждении возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на обучающихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет. Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее и психотерапевтическое воздействие на студентов. Тезис 12. Авторитет преподавателя Педагогика высшей школы определила качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя: - профессионализм и глубокие знания учебной дисциплины; - умение образно и доступно излагать свои мысли; - высокая общая культура и эрудиция; - быстрота реакции и продуктивность мышления; - умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения; - умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами; - способность понимать психологию обучающегося, его достоинства и недостатки; - внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость; - строгость в сочетании со справедливостью; - психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях; - аккуратный внешний вид. К качествам, противопоказанным преподаванию, относятся: - высокомерие, грубость, недоброжелательность;
- самовлюбленность; - застенчивость; - медленная реакция, консерватизм; - стремление подавить обучающегося; - несобранность, лень; - излишняя эмоциональность, взрывчатость; отсутствие педагогического мастерства. Тезис 13. Педагогическое общение Педагогическое общение как совокупность средств и методов, обеспечивает реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя образовательного учреждения заключается в том, что возвращается истинный смысл назначения деятельности преподавателя: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Помочь каждому обучающемуся осознать индивидуальные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь - таковы приоритеты современного преподавателя высшей школы. В традиционной модели взаимодействия преподавателя с обучающимися такие атрибуты психологической структуры личности как сознательность, активность, субъектность, отношение, целенаправленность, мотивированность, оказываются востребованными не в полной мере. Поэтому преподаватели обращаются к такому явлению, как фасилитация. Преподаватель как фасилитатор оказывает педагогическую помощь и поддержку обучающимся, которая выражается в повышении продуктивности учебной деятельности отдельного обучающегося или учебной группы. Эта поддержка мягкая, ненаправленная, не императивная, но все же обусловливает определенные изменения в личности обучающегося. Оказывая такую поддержку, преподаватель побуждает его реализовать свои замыслы в конкретных деяниях как формах проявления активности субъекта, ответственность за которые несет сам субъект.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|