2.Содержание воспитательного процесса и его основные характеристики
2. Содержание воспитательного процесса и его основные характеристики Тезис 7. Воспитание в высшей школе Воспитание является приоритетным направлением педагогики высшей школы. Особую роль оно призвано играть в психолого-педагогической подготовке специалистов. Под воспитанием педагогика высшей школы понимает целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению накопленным общественным опытом. В широкомсмысле воспитание отождествляется с социализацией человека, в узком смыслевоспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам. Тезис 8. Особенности воспитательного процесса Педагогика высшей школы выделяет основные особенности воспитательного процесса: - длительность. Воспитательный процесс, по сути, длится всю жизнь. При этом школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека. - непрерывность. Это характерная особенность воспитательного процесса. Если процесс воспитания прерывается, осуществляется от случая к случаю, то преподавателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании обучающегося, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки и навыки поведения; - комплексность. Воспитание представляет собой сложный процесс. Комплексность в данном контексте означает необходимость обеспечения единства целей и задач воспитания, единства его содержания, форм и методов осуществления воспитательного процесса;
- вариативность. Воспитательному процессу присущи как вариативность, то есть неоднозначность результатов, так и в значительной мере неопределенность результатов воспитания. Это обстоятельство обусловлено существенными индивидуальными различиями обучающихся, их различным социальным опытом, различным отношением к самому процессу и целям воспитания; - двусторонний характер. Это означает, что от воспитателя к воспитаннику устанавливается прямая связь, а от воспитанника к воспитателю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на такой информации, которая поступает от воспитанников. Структура воспитательного процесса представляет собой закономерно обусловленную взаимосвязь основных его элементов: целей, задач и содержания, принципов, методов и средств, направлений, а также достигнутых результатов. Тезис 9. Цели и задачи воспитания Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенного периода времени, но и для конкретных социальных систем. Поэтому и определяются с учетом общественно-политического строя и социально-экономического уклада, общей стратегии развития государства. Задачи представляют собой конкретизацию целей воспитания и могут рассматриваться, с одной стороны, как отдельные подсистемы в общей структуре системы целей воспитания, а с другой стороны, как некоторые промежуточные цели на пути достижения стратегической цели. Задачи воспитания следующие: - формирование философской ориентации и мировоззренческой позиции личности в вопросах понимания смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности; - привитие человеку творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в процессе обучения и в дальнейшей практической деятельности;
- обеспечение усвоения обучающимися системы общечеловеческих ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры и выработки у него своего отношения к этим ценностям; - раскрытие обучающимся сущности и значения общечеловеческих норм гуманистической морали (в том числе доброты, милосердия, сочувствия, взаимопонимания, толерантности и др. ) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра; - привитие обучающимся осознания интеллектуально-нравственной свободы личности, развитие способности к саморегуляции поведения и деятельности; - обеспечение высокой культуры общения и стремления к формированию и поддержанию благоприятного психологического климата, атмосферы доброжелательных взаимоотношений. Письменная работа со словарем. Интеллигентность – это. Тезис 10. Законы воспитания 1. Закон социальной обусловленности целей, содержания, принципов и методов воспитания. Раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя и экономического уклада на формирование основных компонентов процесса воспитания. Сегодня в Донецкой Народной Республике на основе общепедагогических концепций воспитания происходит формирование целей, идеалов, задач, принципов, содержания и формы патриотического воспитания и критериев оценки его качества; 2. Закон обусловленности результатов воспитания характером деятельности и общения воспитанников. Показывает соотношения между педагогическим управлением и развитием активности воспитанников как субъектов самовоспитания, между характером воспитательных воздействий, способами организации воспитательного процесса и его результатами. Именно в процессе воспитания деятельность и межличностное общение выступают важнейшими факторами формирования сознания и самосознания воспитанника, развития его нравственной парадигмы как ведущих личностных качеств; 3. Закон системности, целостности и единства процесса воспитания. Выступает проявлением общеметодологического положения о соотношении части и целого применительно к воспитательному процессу, отражает необходимость обеспечения гармонического единства всех его компонентов. Этот закон служит ориентиром для организации воспитательной работы в высшей школе, поскольку определяет успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Ведь ее характер предполагает наличие у них не только знаний, умений и навыков, но и определенной совокупности нравственных, духовных и профессионально значимых личностных качеств;
4. Закон единства и взаимосвязи теории воспитания и педагогической практики. Характеризует соотношение между содержанием и методами воспитания, с одной стороны, и будущей профессиональной деятельностью воспитанников, – с другой, зависимость теории воспитания от современной педагогической практики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|