Тезис 6. Методическая система обучения
Тезис 6. Методическая система обучения Методическая система обучения, представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм, средств планирования и проведения контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности процесса обучения. Обучение только тогда продуктивно, если оно строится как методическая система. Дидактика высшей школы отмечает следующие особенности методической системы обучения: - научно обоснованное планирование процесса обучения; - единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки обучающихся; - высокий уровень и быстрый темп изучения учебного материала; - максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения; - сочетание индивидуальной и групповой работы обучавшихся; - насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения; комплексирование различных учебных дисциплин. Тезис 7. Принципы обучения В дидактике выделены следующие принципы обучения: - принцип самоорганизации. Определяет закономерности формирования и совершенствования организации учебной деятельности и профессорско-преподавательского состава как самостоятельно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, достижение которых зависит от преподавателей и обучающихся; - принцип развития. Характеризует постоянную изменчивость учебного процесса, непрерывное совершенствование его от организационных форм и продуктивного взаимодействия между преподавателями и обучающимися; - принцип самодеятельности. Ориентирует преподавателей и обучающихся на проявление инициативы, творчества как в организации учебного процесса, так и в формировании и совершенствовании знаний, навыков и умений, достижении максимального понимания, единства и сплоченности в совместном дидактическом взаимодействии;
- принцип ролевого участия. Предписывает преподавателям и обучающимся выполнение определенных функций, возложенных на них государством, обществом, органами образования. Преподавателям роль организатора и руководителя деятельности обучающихся, ответственного за эффективность их развития и продуктивность овладения ими знаниями, навыками и умениями. Обучающиеся, в свою очередь, выполнять роли, которые диктуют им необходимость, доверять преподавателю, опираться на его опыт и педагогическое мастерство; - принцип ответственности. Требует от всех участников учебного процесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности, а также отчетности, задаваемые или получаемые знания, формируемые навыки и умения. - принцип психологического обеспечения. Означает, что учебная деятельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого созданы и эффективно проявляются психологические предпосылки, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и умений. Резюме Таким образом, именномногообразие и разнообразие форм обучения порождает богатство условий для умственной, трудовой и игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов студентов. 2 . Классификация форм обучения в высшей школе. Тезис 8. Виды классификации форм обучения 1. Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т. д. И, в том числе, – самообразование.
2. Классификация форм обучения по количеству образовательных учреждений, в которых учатся обучающиеся, проходя одну образовательную программу: - обычный вариант (наиболее распространенный). Реализуется как одна образовательная программа - одно образовательное учреждение (школа, профессиональное училище, колледж, университет и т. д. ); - другие варианты. Когда обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу. В качестве примера можно привести межшкольные учебно-производственные комбинаты, где старшеклассники нескольких школ района проходили (и, наверное, иногда еще проходят) трудовое обучение. Сейчас создаются так называемые университетские комплексы, научно-учебные комплексы, где обучающиеся из разных образовательных учреждений, в том числе разных уровней, могут проходить обучение на редком, дорогостоящем оборудовании 3. Классификации форм по системам обучения (систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы - начального образования, общего среднего образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и др. ). 4. Классификация систем (форм) обучения на основе механизмов декомпозиции его содержания. Дидактика высшей школы определяет такие механизмы: - дисциплинный. Когда содержание обучения определяется отдельными учебными дисциплинами (иногда еще называют условно предметным обучением). Все рассмотренные выше системы учения-обучения (кроме самоучения) относятся предметному обучению; - комплексный. Когда декомпозиция содержания обучения осуществляется по выделяемым объектам (иногда называют условно объектным обучением), например, изучение родного края, трудовая деятельность семьи и т. д. Идеи комплексного («объектного») обучения развивались, начиная с XVIII в., и связаны с именами Ж. Жакото, П. Робена, Н. Ф. Гербарта, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского (система объяснительного чтения) и др. 5. Следующая классификация форм процесса обучения на основании непосредственного или опосредованного общения с преподавателем или учебными материалами. К данной классификации относят:
- обычный (традиционный) вариант. Когда обучающийся непосредственно встречается с преподавателем, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения; - перспективный вариант. Это опосредованное общение с преподавателем и средствами обучения согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на дом». К этим формам опосредованного общения относится дистантное обучение – форма обучения, отличающаяся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами общением преподавателем и обучающихся. 6. Классификация форм обучения на основании числа преподавателей, одновременно проводящих учебное занятие. Данная классификация включает: - обычный (традиционный) вариант. Когда одно учебное занятие проводит один преподаватель; - бинарный вариант. Когда одно учебное занятие проводят два и более преподавателя. Например, преподаватели иностранных языков одновременно ведут учебное занятие по теме «Перевод»; лекция, когда в дискуссии участвуют несколько высококвалифицированных преподавателей-экспертов, высказывающих перед обучающимися каждый свое мнение. Обсуждение той или иной проблемы известными специалистами позволяет показать обучающимся разнообразие мнений, подходов к ее решению и др. 7. Классификация форм обучения но основании постоянства или эпизодичности работы преподавателя с данным контингентом обучающихся. Эта форма включает: - обычный (традиционный) вариант. Когда один преподаватель ведет учебную дисциплину постоянно и целиком; - разовый вариант. Для проведения отдельных учебных занятий приглашаются другие преподаватели, в том числе так называемые «гостевые профессора» – крупные ученые-специалисты, в том числе из-за рубежа, чтобы рассказать о подходах к решению тех или иных проблем в различных странах. 8. Классификация форм обучения на основании «монолога-диалога». Она включает: - монологическое обучение. Когда преподаватель говорит, показывает – все обучающиеся слушают и записывают, или обучающихся отвечает – преподаватель и все остальные обучающиеся слушают;
-диалогическое обучение. Когда на учебном занятии происходит обмен информацией, идеями, мнениями между субъектами учебного процесса. Диалог в этом случае может быть как непосредственным вербальным диалогом, так и опосредованным диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в режиме реального времени в сети Интернета. Во многих странах Европы в аудиториях столы преподавателя и обучающихся расставлены не традиционно, как у нас – напротив друг друга, а подковой или кругом – так, чтобы каждый участник занятий мог видеть и разговаривать с любым другим. 9. Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий. Эта классификация включает: - стационарные занятия. Когда они проводятся в одном и том же месте в образовательном учреждении и т. д.; - выездные занятия. К ним относятся экскурсии, выездные занятия на предприятиях, в другие образовательные учреждения, производственная практика обучающихся и т. п. 10. Классификация форм занятий по их целевой направленности. Дидактика высшей школы к ним относит: вводные учебные занятия, учебные занятия по формированию знаний и умений, учебные занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные учебные занятия, учебные занятия по контролю освоения материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, коллоквиумы (групповая форма собеседования преподавателя с обучающимися), зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а так же самооценивание обучающимися. 11. Классификация форм процесса обучения на основании видов учебных занятий. Она представляет: лекцию, семинарское занятие, лабораторную и лабораторно-практическую работы, практическое занятие, консультацию, конференцию, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игру, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т. п. ) и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|