Тезис 3. Система Й. Зиккенгера и другие
Тезис 3. Система Й. Зиккенгера и другие 1. Он предложил создавать четыре типа классов: для наиболее способных, для детей со средними способностями, для малоспособных, вспомогательные классы для умственно отсталых. Отбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов. Предполагалось, что учащиеся смогут переходить из одного типа классов в другой, но на практике это оказалось невозможным из-за значительных различий в программах обучения. 2. Для бригадно-лабораторной системы организации занятий, претендовавшей на универсальность, было характерно умаление роли учителя, низведение его функций к периодическим консультациям учащихся. Переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и не сформированности важнейших общеучебных умений. 3. С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках данной системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены. 4. В последние годы элементы лекционно-семинарской системы обучения стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы. Опыт прямого перенесения лекционно-семинарской системы в школу себя не оправдал.
5. Наиболее устойчивой из перечисленных форм массового обучения оказалась и пока остается классно-урочная система. Она имеет социальную обусловленность, регламентирует совместную деятельность педагога и воспитанников, определяет соотношение индивидуального и коллективного в процессе обучения, степень активности учащихся в учебной деятельности и способы руководства ею со стороны учителя. Работа со словарем: Й. Зиккенгер. Тезис 4. Формы организации обучения Формы организации обучения проявляется через способы построения учебной работы в определенном порядке объединения обучающихся (поточно-массовые, групповые и индивидуальные) и временном режиме исполнения (учебные занятия, консультации и др. ). Ученые - дидакты считают, что понятия “форма обучения” и “форма организации обучения” необходимо различать. Например, М. И. Махмутов под формой обучения понимает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на занятии, а под формой организации обучения – конкретный вид этого учебного занятия. . Форма обучениякак дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные и др. формы обучения. Это подразделение не является строго научной классификацией, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним обучающимся. В групповых формах обучения обучающиеся работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами. При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя обучающимися. Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные связаны с местом проведения занятий.
Исследователь Онищук В. А. характеризует формы организации обучения по дидактическим целям: теоретические, практические, трудовые, комбинированные. Профессор Хуторской А. В. выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные занятия; групповые занятия; индивидуально-групповые занятия. Тезис 5. Функцииформ обучения 1. Обучающая (образовательная функция) позволяет создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Воспитательная функция способствует активному проявлению всех духовных сил ребенка. Организационная функция требует от учителя четкой организационно-методической подачи материала. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у обучающихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами обучения выполняет развивающую функцию. . Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др. 2. Воспитательная функция, как воспитывающий характер обучения, является отчетливо проявляющейся закономерностью, действующей в любые эпохи и в любых условиях, органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения преподавателя со студентами. Объективно обучение не может не воспитывать определенные взгляды, убеждения, отношения, качества личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований. 3. Развивающая функция обучения предполагает ориентацию на развитие личности студента как целостной психической системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|