Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2 Понятие архетипа. Природа и сущность архетипа.




2 Понятие архетипа. Природа и сущность архетипа.

Культурный архетип

  Одной из важных характеристик определенной культурной общности является национальное самосознание, т. е. осознание своей национальной идентичности. Ощущение национальной идентичности – это фиксация различения «свои – чужие», «наши – ваши». Отсюда важнейшим компонентом национального самосознания является национальный образ страны. Его формирование – длительный процесс, обусловленный целым комплексом факторов географо-климатического, историко-культурного, политико-экономического, этнопсихологического, социально-религиозного характера становления национального государства.

Национальный образ – сформировавшееся устойчивое представление о сущностных и типических чертах определенной нации, которое находит свое выражение в вербальных (слова, выражения, пословицы и т. д. ) и невербальных формах (государственная, национальная, религиозная, социальная, художественная символикаи т. д. ) [1, с. 246].

Источником формирования национального образа может выступать как народная культура (сказки, легенды, эпос, исторические предания), так и элитарная культура (произведения художественной культуры, социально-политические и философские тексты и т. п. ). Национальный образ служит определенной формой для этнокультурной идентификации людей, принадлежащих к данной культуре. Национальный образ воплощает в себе единство всеобщего (универсального) и единичного (уникального) и служит одной из важнейших составляющих национального самосознания, т. е. не может существовать автономно, без соотнесенности, сравнения «себя» с «другими». На уровне как личности, так и общности суждения о характерных чертах и особенностях своего народа непременно соотносятся с представлениями о характерных свойствах других народов и их представителей, причем, как правило, эти представления эмоционально окрашены, имеют ярко выраженную оценочную природу (например, Янки-дудль, ковбой, архетип супергероя).

Ядром национального образа выступает архетип (термин К. Г. Юнга). Архетипы – древнейшиепсихологические образования, коренящиеся в индивидуальном и коллективном бессознательном. Культурный архетип – первичные социокультурные идеи и представления, заложенные в основе национальной культуры и достаточно устойчивые по отношению к социальной и даже исторической динамике обществакак носителя определенной культуры.  

Понятие архетип было введено К. Г. Юнгом в 1919 г. в статье «Инстинкт и бессознательное». К. Г. Юнг считал, что все люди обладают врожденной способностью подсознательно образовывать некоторые общие символы – архетипы, которые проявляются в сновидениях, мифах, сказках, легендах. В архетипах, по К. Г. Юнгу, выражается «коллективное бессознательное», т. е. часть бессознательного, которая не является результатом личного опыта, а унаследована человеком от предков. Современная наука подтвердила, что архетип – это глубокий уровень бессознательного. Это первобытные образы, соответствующие мифологическим и религиозным образам [2, с. 65].

К. Г. Юнг полагает, что мифология – хранилище архетипов. Таким образом, первобытный образ, названный архетипом, всегда коллективен, т. е. он является общим для отдельных народов и эпох [2]. Например, в основе фразеологизмов с компонентом «хлеб» есть чужой хлеб, жить на хлебах у кого-либо лежит архетип хлеба как символа жизни, благополучия, материального достатка. Хлеб обязательно должен быть «своим», т. е. заработанным собственным трудом (вспомните слова из Библии, обращенные к первым людям Адаму и Еве: «Хлеб будете добывать в поте лица своего»). Если же есть чужой хлеб, то такое поведение осуждается обществом. Основой для осуждения является, во-первых, названный архетип, а во-вторых, представление о хлебе (архетип) как о ритуальном предмете, способном оказать влияние на различные стороны жизни, – с хлебом связаны весенние обряды, гадания, ворожба, заговоры.

В древности считалось, что если человек ест «твой» хлеб, он может навредить тебе. С другой стороны, есть и прямо противоположная точка зрения, в соответствии с которой странник, вкусивший нашего хлеба-соли, уже не может питать к нам неприязненного чувства, становится как бы родственным человеком. Отсюда и поговорка, бытующая у русских, – «Хлеб-соль не пропустит зла», а одна из функций хлеба-соли, оставленного в течение 40 дней после смерти покойника, быть оберегом. Эти архетипические представления о хлебе до сих пор живут у славян. Например, на Украине на том месте, где хотят построить дом, сыплют по всем четырем углам зерно. Если место хорошее, то зерно в течение трех дней будет лежать на месте. В России под строящуюся избу закладывают хлеб. В Беларуси широко распространено употребление каравая – обрядового хлеба как жертвы солнцу [3]. В английском языке слово bread также означает кусок хлеба, средства к существованию (Daily bread). Oбрядовое употребление хлеба воспринимается как жест доверия(преломить хлеб с кем-либо – Break bread with smb). В английском языке слово bread имеет также символическое значение угощения, гостеприимства (Bread letter / Bread and butter letter (букв. хлебное письмо), письмо в котором выражается благодарность за гостеприимство). Английское устойчивое выражение bread and butter символически воспринимается как средства к существованию, заработок (Bread and butter – средства к обеспеченному существованию, хлеб насущный) и материальный достаток, благосостояние (Have one’s bread buttered on both sides (букв. иметь хлеб, намазанный маслом с обеих сторон) – как сыр в масле кататься; быть материально состоятельным человеком).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...