Тема 2.2 Лингвокультурный анализ языковых сущностей.
Тема 2. 2 Лингвокультурный анализ языковых сущностей. Символ в культуре. Понятие архетипа
Символ в культуре. Культурная символика. Функции и виды символов. Социальная, этническая, мифологическая, политическая, религиозная символика и ее значение. Способы символического выражения. Понятие об архетипе. Природа и сущность архетипа. Культурный архетип. Связь архетипа с национальным образом страны.
Ключевые термины: символ, культурная символика, социальная, этническая, мифологическая, политическая, религиозная символика, культурный архетип. 1 Символ в культуре. Культурная символика. Способы символического выражения Важным продуктом творческой деятельности человека является символ, представляющий собой способ духовного освоения мира, образную форму отражения культурной информации и выражения ее смысла. Символы не только изображают некоторые объекты, но и отражают добавочный смысл. Вся культура предстает как символически значимое построение мира. Символ является конкретно-зримым воплощением определенных идей, идеалов и ценностей. Символичны все формы культуры – мифология, религия, искусство, мораль, политика и т. п. Культурная символика – совокупность мифологических, религиозных, социальных, этнических, художественных и политических (в том числе государственных) символов, используемых социальными группами, организациями и институтами для выражения основных понятий, идеалов, норм и ценностей[1, с. 153]. Культурные символы способствуют сохранению и исторической трансляции культурных концептов, ценностей и норм между представителями одной культуры. В культурной символике воплощаются идеи, идеалы, нормы и смыслы, основополагающие для культурной жизни общности. Символ выступает своеобразным опознавательным знаком одной общности от другой. Показателен пример культурной символики казаков. Покрой и традиционные цвета одежды и головных уборов, прическа, оружие, конь, убранство жилища, украшения, использование определенных слов выступали символами отличия казаков от иных социальных групп. То же касается и шотландцев, мужская юбка kilt которых резко отличает их от других общностей, живущих не только на территории Великобритании, но Европы, Азии.
В качестве символа могут выступать слова, невербальные приемы (жесты, мимика, позы), графические изображения, различные предметы, явления, процессы природного и социального характера, а также фигуры фантастических существ(Единорог, Сфинкс и т. д. ). Выбор того или иного предмета или явления в качестве объекта символической детерминации свидетельствует о его ценности для представителей социальной группы или общности [1, с. 154] (например, павлин в России и Южной Азии; ворон в России и в Англии). В Англии ворон raven рассматривается как страж, охранник (Tower ravens живут в Тауэре и охраняют его (обычно пять-шесть); на их прокорм государство выделяет особые средства. Существовало поверье, что если из Тауэра исчезнут вороны, то Тауэр падет, а Британская империя погибнет); в нашей лингвокультуре ворон ассоциируется более с негативными характеристиками. Каждая историко-культурная общность имеет самобытную систему культурной символики, в структуре которой можно выделить следующие подсистемы – это социальная, этническая, мифологическая, религиозная, художественная, политическая, государственная символика. Социальная символика – совокупность символов, являющихся атрибутивно-статусными признаками индивидов, входящих в те или иные социальные группы в общей структуре общественной системы. При этом классификация социальных групп может быть проведена по таким критериям, как пол (женщины и мужчины), возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики), родство и брак (холостые, женатые, родители, вдовые; а в американской лингвокультурной общности выделяют еще divorced- разведенных и separated – живущих просто отдельно – мужа и жену, но не разведенных), национальность (итальянцы, сирийцы и проч. ), участие во власти (руководители, подчиненные), место жительства (горожане, сельские жители, земляки), образование и т. д. В соответствии с этим идет и градация социальных символов, которая выражается в таких показателях, как расово-антропологические черты, прически, манеры, одежда.
Социальный символизм позволяет людям идентифицировать себя с определенным социальным слоем (классом). Очень показательна современная реклама как отражение происходящих в российском обществе идейно-ценностных трансформаций, которая наглядно демонстрирует символы, указывающие на поляризацию общества на богатых и бедных. Так, реклама автомобилей зарубежных фирм, элитных домовладений, дорогостоящей бытовой техники и т. д., адресована зажиточному классу, а реклама супов быстрого приготовления, приправ, жевательных резинок и т. п. – неимущим слоям населения. Социальный символизм помогает индивиду лучше адаптироваться к новому социальному статусу и соответствующей роли в обществе. Можно выделить социальную символику отдельных личностей (например, художника М. Шемякина, писательницы Д. Донцовой), организаций (ООН, РГУ и т. д. ), корпораций (Nestle, Microsoft, Apple и т. д. ), институтов (церкви, семьи, армии, правоохранительных органов и т. п. ) [1, с. 156]. Этническая символика – совокупность символов, выражающих специфику социокультурного бытия этнической общности и имеющих определенные традиции в изображении и интерпретации. В этнических символах воплощаются идеи, идеалы и ценности, которые в историко-культурном и социополитическом аспектах объединяют людей между собой и позволяют им идентифицировать себя с членами конкретной этнической общности. Именно в этнических символах в наиболее яркой форме отражаются этноспецифические черты той или иной культуры. В системуэтнической символики японцев входят такие растения, как сакура, сосна, бамбук, цветочная пыльца; насекомые – сверчок, светлячки, тутовый шелкопряд; птицы – камышовка, кукушка, сокол; рыбы – карп, сом, золотая рыбка; животные – кошка, собака, корова, лошадь, олень, черепаха (в Беларуси – зубр); вещи – зеркало, зонтик, бумага; отдохновение – чай, табак, азартные игры; фигура японского императора, изображение солнца (в Англии – королева).
Мифологическая символика – совокупность символов, присутствующих в мифологических и религиозных системах разных народов с древних времен. Мифологические символы – отражение определенных представлений и верований о сущности человека, различных вещей, явлений и процессов земного, социального и небесного, сверхъестественного характера. Подобные символы обладают архетипическим содержанием и продолжают существовать в современной культуре, претерпевая некоторые идейно-смысловые и внешне выразительные трансформации. Религиозная символика – это система символов, сложившаяся в процессе возникновения, оформления и утверждения той или иной религии, призванная воплотить ее основные догматы. Религиозный символ не только дает представление о сущности человека, его месте и роли в мире, о его связи с Богом, но и регламентирует в нравственно-правовом аспекте отношения между людьми в обществе. Религиозные символы играют важную роль в духовно-культурном и политическом сплочении как членов социальной (этнической) группы между собой, так и представителей социальных групп и общностей, исповедующих одну религию. В качестве религиозных символов могут выступать объекты или вещи (например, крест – символ христианской веры; полумесяц (a crescent moon) – символ мусульманской религии), поведение (крестное знамение, коленопреклонение перед алтарем и т. д. ), мифы или предания (библейская повесть о сотворении человека), а также люди (Будда как символ мудрости и просветления). Художественная символика – система символов, широко использующихся в произведениях художественной культуры (живопись, графика, скульптура, архитектура, зодчество и т. п. ) с древних времен и до настоящего дня. Художественные символы обладают мощным эмоционально-психологическим потенциалом, поскольку способны оказывать не только понятийно-рефлексивное воздействие на адресата, но и побуждать латентные (скрытые) импульсы и ассоциации, эмоционально окрашенные чувства. Художественные символы – отражение определенных философских, религиозных, этнических, правовых, политических и эстетических категорий и норм. Яркий пример тому – художественная символика советского искусства, проникнутая пафосом патриотизма, чувством гражданской ответственности, высоких нравственных идеалов и т. п.
Политическая символика – совокупность символов, воплощающих идеи, идеалы, представления и ценности, которые используются политическими субъектами (индивидами, партиями, организациями и институтами) с целью объединения людей в определенные политические группы и общности и побуждения к политическим действиям. Политическая символика может иметь как вербальный (политический лозунг, класс слов политической речи, имя вождя, президента, название политической партии, топонимика и т. п. ), так и невербальный характер (плакат, карикатура, политический портрет, графические знаки и какие-либо предметы и явления социальной и природной действительности). Особое место здесь принадлежит одежде, головным уборам, прическам, знакам отличия. Символический смысл могут иметь произведения изобразительного искусства, музыки, литературы, театра, кинематографа, праздничный концерт. Имеют символическое значение места политического действия (резиденция, дворец, кабинет), политическая процессия (кортеж, сопровождение, торжественные приемы, награды и проч. ). Государственная символика – система официальных знаков и символов, служащих для идентификации конкретного государства или государственно-административного образования (республики, штата). К государственным символам относят герб, флаг и гимн, их употребление регламентируется специальными законодательными актами [1, с. 156-163]. Таким образом, в каждой культуре можно выделить символы, которые наиболее ярко воплощают ее ключевые идеи и ценности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|