Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РАЗДЕЛ 3 Концепутальная картина мира




РАЗДЕЛ 3 Концепутальная картина мира

Тема 3. 1 Концептуальная картина мира

Концептуальная картина мира. Понятие «концептосфера». Концепты как опорные элементы лингвокультуры. Ключевые концепты русской и американской концептосферы.

 

Ключевые термины: значение, слово, концептуальная картина мира, концептосфера, концепт-схема, концепт-фрейм – ситуативно-объемное представление фрагмента действительности, концепт-сценарий.

1 Концептуальная картина мира

 

Картину мира, составленную из концептов и связей между ними, называют концептуальной картиной мира.

Концептуальные картины мира у разных людей могут быть различными, например, у представителей разных эпох, разных социальных групп, разных областей научного знания и т. п. Люди, говорящие на разных языках, могут иметь при определенных условиях близкие концептуальные картины мира, а люди, говорящие на одном языке – разные. В содержании концептов фиксируются несходства в культурном опыте тех или иных народов.

Концептосфера – это чисто мыслительная сфера, состоящая из концептов, существующих в виде мыслительных картинок, схем, понятий, фреймов, сценариев, абстрактных сущностей, обобщающих разнообразные признаки внешнего мира[1, с. 11].

Концептуальные признаки выявляются через семантику языка. Значения слов, фразеосочетаний, схем предложений, текстов служат источником знаний о содержании тех или иных концептов. Концепты репрезентируются словами, однако вся совокупность речевых средств не дает полной картины концепта. Слово своим значением в языке представляет лишь частьконцепта, отсюда необходимость синонимии слова, потребность в текстах, совокупно раскрывающих содержимое концепта.

Концепты, составляющие концептуальную картину мира, идеальны и кодируются в сознании единицами универсального предметного кода, в основе которых лежат индивидуальные чувственные образы, формирующиеся на базе личного чувственного опыта человека. Образы конкретны, однако они могут абстрагироваться и из чувственного превращаются в образ мыслительный. Многие концепты, если не все, сохраняют свою чувственную природу, например, концепты, представленные словами кислый, сладкий, гладкий, окурок, яма, ложка, стол, стул и проч.

Выступая в качестве базовых опорных элементов языка, концепты объединяют представителей определенной лингвокультуры, обеспечивая основу взаимопонимания между ними через «сгустки смысла», в которых воплощается дух народа.

 

2 Концепты как опорные элементы лингвокультуры

 

Понятие «концепт», введенное в лингвистику Д. С. Лихачевым [2], обозначает «сгусток культуры в сознании человека», «пучок» представлений, знаний, ассоциаций, переживаний, сопровождающих слово. Концепты, понимаемые как основные ячейки культуры в ментальном мире человека, могут быть использованы как опорные элементы для сопоставления менталитетов, а также культурных и ценностных доминант.

Концепты – мыслительные картинки, которые представляют собой когнитивные структуры, репрезентирующие внешние характеристики предметов окружающей действительности их цветовую палитру, конкретную конфигурацию, другие внешние признаки («ромашка» – травянистое растение с белыми перистыми цветами на конце ветвистого стебля, желтыми цветоложем конической формы, с характерным запахом) [1, с. 13]. По содержанию концепты подразделяются следующим образом: 1) концепт-схема – это концепт, представленный некоторой обобщенной пространственно-графической или контурной схемой (объемными и контурными параметрами реалий в отвлечении от их видовых характеристик): например, схематический образ человека, дерева («дерево» – многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону) и т. д.; 2) концепт-фрейм  – это мыслимый в целостности его составных частей многокомпонентный концепт, ситуативно-объемное представление фрагмента действительности, некоторая совокупность: магазин, стадион, больница и т. д. («город» крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр); 3) концепт-сценарий репрезентирует поэтапную динамику действий, закрепленных в коллективной памяти носителей языка, последовательность эпизодов во времени: посещение ресторана, поездка в другой город, экскурсия и проч., («драка» – ссора, сопровождаемая взаимными побоями).

Концепт может не иметь визуального прототипического образа, хотя и возможны визуально-образные ассоциации, с ним связанные. Например, «воля» может сопровождаться «картинкой» открытого «чистого поля» (хотя здесь, возможно, обратная связь: «чистое поле» обязательно включает «волю» и «свободу»).

Концепт как единица концептосферы может иметь словесное выражение, а может и не иметь. Некоторые концепты, связанные с тактильными, вкусовыми и обонятельными ощущениями, не имеют прямого языкового выражения и обозначаются сочетаниями слов («запах све6жевыепеченного хлеба») [3, с. 103]. Таким образом, в первом случае концепты вербализуются, т. е. имеют языковую репрезентацию, языковую объективацию. Концепт репрезентируется в языке:  

готовыми лексемами и фразеосочетаниями из состава лексико-фразеологической системы языка;

свободными словосочетаниями;

структурными и позиционными схемами предложений, несущими типовые пропозиции (синтаксические концепты);

текстами и совокупностями текстов [1, с. 15].        

Экспериментальное исследование показало, что наиболее яркие наглядные образы у носителей русского языка связаны с названиями астрономических тел, транспортных средств, предметов быта, времен года, месяцев, времени суток, наименований частей тела человека и животных, названий лиц по родственным отношениям, наименований растений, приборов и аппаратов, печатных изданий, частей ландшафта. Наиболее яркие образы были выявлены для таких единиц как солнце, луна, кровь, автобус, стол, ночь, зуб, уголь, бабушка, мать, трава, парта, телефон, ключ, книга, лес, магазин, дождь, собака, яблоко, журнал, чай, очки, улица, газета, голубь[1, с. 17].

Будучи многомерным ментальным образованием, концепт имеет три измерения образное, понятийное и ценностное. Образная сторона концепта это зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, воспринимаемые обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти. Понятийная сторона концепта это языковая фиксация концепта, его обозначение, описание, признаковая структура, дефиниция, сопоставительные характеристики данного концепта по отношению к тому или иному ряду концептов, которые никогда не существуют изолированно. Ценностная сторона концепта важность этого психического образования как для индивидуума, так и для коллектива. Ценностная сторона концепта является определяющей для того, чтобы концепт можно было выделить. Совокупность концептов, рассматриваемых в аспекте ценностей, образует ценностную картину мира. В этом сложном ментальном образовании выделяются наиболее существенные для данной культуры ценностные доминанты, совокупность которых и образует определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке [3, с. 107] и который обусловливают концепты, наиболее характерные для данной культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...