2 Виды стереотипов. Дополнительные вопросы и задания для обсуждения
2 Виды стереотипов
Выделяют стереотипы-представления, стереотипы-поведения, стереотипы-ситуации и стереотипы-образы. Стереотип-представление есть некоторая структура ментально-лингвального комплекса, формируемая инвариантной совокупностью валентных связей, приписываемых данной единице и репрезентирующих образ, представление феномена, стоящего за данной единицей, в его [образа, представления] национальной маркированности при определенной предсказуемости направленных ассоциативных связей (векторов ассоциаций). Стереотип, с точки зрения «содержания», есть некий фрагмент картины мира, существующей в сознании. Это некоторый образ-представление, это ментальная «картинка», некое устойчивое, обусловленное национально-культурной спецификой представление о предмете или о ситуации. Причем не о конкретном предмете или ситуации, когда-либо имевших место, но о предмете или ситуации «вообще». Например, стереотипный образ учительницы или стереотип-образ - ситуация – очереди или транспорта. Стереотипы поведения представляют собой инварианты деятельности, определяют коммуникативное поведение в той или иной коммуникативной ситуации и хранятся в сознании в видештампов, выступающими в роли канона. Иначе говоря, они диктуют, предписывают определенное поведение. Стереотипы-представления хранятся в виде клише сознания и функционируют как эталоны. Они также связаны с речевым поведением, его характеризуя и в нем проявляясь, т. е. они диктуют, предсказывают не столькосамо поведение, сколько набор ассоциаций и предопределяют их языковуюформу. И поскольку такие стереотипы есть определенное представление о предмете или ситуации, выделяются, соответственно, стереотип-образ (форма хранения – клише) и стереотип-ситуация (форма хранения – клише, но последнее может актуализироваться в коммуникации и как штамп). Таким образом, на первом уровне выделяют стереотип поведения (штамп сознания) и стереотип-представление (клише); на втором уровне – стереотип-ситуация (клише / штамп) и стереотип-образ (клише). Примером таких стереотипов могут быть следующие:
Стереотипы-образы: пчела – труженица; французский – грация, изысканный, изящный; баран – упрямый; лимон – кислый, желтый, и проч. Стереотипы- ситуации: билет – компостер; аист – капуста и проч. Стереотипы-ситуации включают в себя и определенное (предсказуемое, ожидаемое) поведение участников коммуникации. Таким образом, можно сказать, что стереотип-ситуация некоторым образом предопределяет стереотип поведения (например, стереотип-ситуация: транспорт – билет; стереотип поведения: обращение к ближайшему пассажиру «Пробейте / Прокомпостируйте / Передайте, пожалуйста» и т. д. ) [2]. Целостность культуры предполагает выработку стереотипов культуры – стереотипов поведения, восприятия, понимания, общения, то есть стереотипов общей картины мира. В культуре отдельного народа стереотипы охватывают: – вербальное поведение; – невербальное поведение (мимика, жесты и проч. ); – национальный характер и представления о нем другими народами; – социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях; – особенности быта и повседневной жизни представителей конкретной культуры; – национальную кухню; – религиозные и национальные обряды. На коммуникативном уровне стереотипизация происходит на основе: 1) акцентов (например, хорошо известный всем грузинский акцент в России или южный акцент в США: “Boy, I’m gonna book you for sassin’ a law officer”); 2) манеры произнесения слов и постановки ударений;
3) особенности интонации; 4) темпа речи (например, речь южан в США более медленная, чем северян); 5) манеры говорить громко или тихо (американцы говорят громче, чем большинство европейцев, за что последние осуждают их); 6) выбора лексики (существуют определенные словечки и словосочетания, свойственные определенным группам населения, как, например, слова браток, лох и др. в речи «новых русских»); 7) клишированных фраз; 8) синтаксических особенностей; 9) речевых стратегий; 10) коммуникативной дистанции (например, у русских и американцев она меньше, чем у англичан, в результате чего русские воспринимают американцев как более сердечных, а англичан – как более отстраненных) [1]. Применительно к МК выделяют экзостереотипы, т. е. внешние стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой, и эндостереотипы, т. е. мифы о самих себе, существующие внутри данной культуры.
Дополнительные вопросы и задания для обсуждения 1 Что понимается под стереотипом и стереотипным поведением. Дайте примеры различных видов стереотипов.
2 Как соотносятся понятия «стереотип» и «национальный характер»?
3 В следующих примерах определите тип стереотипа: осел – упрямство и глупость; билет – компостер; аист – капуста; пчела – труженица; французский – грация, изысканный, изящный; ишак – труженик, готовый безропотно работать; немецкий – пунктуальность; английский – консерватизм, сдержанность; баран – упрямый; лимон – кислый, желтый; транспорт – билет. Объясните, на основе каких характеристик и национально-специфических особенностей возникли эти стереотипы. 4 Как влияют стереотипы на выбор лексики? Приведите примеры.
5 Проведите опрос нескольких человек, чтобы узнать какие у них имеются стереотипы о британцах, американцах, немцах, французах и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|