Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список произведений. Михаил Иванович Глинка (1804-1857).




Список произведений

Вокальное творчество:

Песни Op. 74 (около 20)

Инструментальная музыка:
Фортепианное трио, соната для виолончели и фортепиано
Фортепианные произведения:
- 2 концерта для фортепиано с оркестром № 1 e-moll Op. 11 и № 2 f-moll Op. 21.

- 3 сонаты (№ 1 c-moll Op. 4, № 2 b-moll Op. 35, № 3 h-moll Op. 58).

- 4 баллады.

- 4 экспромта.

- 4 скерцо.

- 3 рондо.

- 18 вальсов.

- 58 мазурок.

- 21 ноктюрн.

- 16 полонезов.

- 24 прелюдии Op. 28 и прелюдия cis-moll Op. 45.

- 24 этюда Op. 10 и Op. 25 и 3 посмертных этюда.

- Вариации (в том числе «Блестящие вариации» Op. 12).

- Танцевальные пьесы: Контрданс Ges-dur, 3 экосеза Op. 72 № 3.

- «Большая фантазия на польские темы» Op. 13.

- «Краковяк, большое концертное рондо» Op. 14.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857).

Русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Глинка выводит русскую музыку на новый профессиональный уровень, создаёт первую национальную классическую оперу, закладывает основы русского классического симфонизма. Позже П. И. Чайковский сказал: «Вся русская симфоническая музыка заключена в “Камаринской” Глинки, подобно тому, как весь дуб – в жёлуде! ». Начиная с Глинки, появляется понятие «Восток в русской музыке» – определение музыковеда и композитора Б. В. Асафьева. (Приведите пример – герой оперы «Руслан и Людмила»). Глинка обращается к разнонациональному фольклору; позже композиторы следующего поколения будут развивать данную линию: введение народных песен в произведения, собирание фольклора и составление сборников народных песен (приведите примеры). По своему значению Глинку сравнивают с А. С. Пушкиным: он сделал столько же для литературы, сколько Глинка для музыки. В. В. Стасов говорил: «…оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». (Были ли знакомы Пушкин и Глинка, какие произведения Глинки написаны на слова А. С. Пушкина). Композиторы последующих поколений продолжили дело Глинки, в их музыке видна опора на его творчество. Глинка создал «Заметки об инструментовке» и автобиографию «Записки».

Творчество композитора:

I) Жанры, в которых работал, что нового внёс в каждый из них.

А) Оперы: «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».

Б) Симфонические сочинения – четыре одночастных произведения: две испанские увертюры – «Арагонская хота» (1845), «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1-я ред. - 1848, 2-я ред. – 1851). «Камаринская» (1848) – русское скерцо, в котором Глинка использует две темы: свадебную «Из-за гор, гор высоких» и плясовую «Камаринскую». «Вальс-фантазия» (пьеса для фортепиано – 1839, оркестровый вариант – 1845, 2 ред. – 1856)- обращение к жанру вальса в симфонической музыке. Также Глинка создал музыку к трагедии «Князь Холмский» Н. Кукольника. В трёх симфонических произведениях введены цитаты испанского или русского фольклора; все одночастные симфонические сочинения имеют разные музыкальные формы: «Камаринская» написана в форме двойных вариаций, «Арагонская хота» – в сонатной форме, и т. д.

Глинка предпринимал попытки создать симфонию: фрагменты юношеской симфонии B-dur и увертюры-симфонии; в конце жизни начал работать над симфонией «Тарас Бульба», но понял, что русский тематизм облекает в европейские формы: «…развитие Allegro было начато на немецкий лад, между тем, как общий характер пьесы был Малороссийский. Я бросил партитуру…».

В) Романсы. В творчестве Глинки представлены вокальные жанры популярные в начале XIX века: элегия, баллада, застольная песня, русская песня, песни, имеющие итальянскую или испанскую тематику.

·  «Я помню чудное мгновенье» (сл. А. С. Пушкина); – (рассказать про романс, кому посвящены музыка и стихотворение).

· «Я здесь, Инезилья» (сл. А. С. Пушкина);

· «Не искушая меня без нужды» (сл. Е. А. Баратынского);

· «Сомнение» (сл. Н. Кукольника);

· «Ночной зефир» (Сл. А. С. Пушкина);

· «Венецианская ночь» (сл. И. И. Козлова);

· «Жаворонок» (сл. Н. Кукольника, из цикла «Прощание с Петербургом»);

· «Попутная песня» (сл. Н. Кукольника, из цикла «Прощание с Петербургом»).

Г) Фортепианные пьесы, камерные ансамбли.

 

II) Биография и творчество композитора:

1) Детство композитора. Село Новоспасское (Смоленская губерния). (Как происходило знакомство с музыкой, чем занимался, что изучал).

2) Годы учения в Петербурге в Благородном пансионе при Педагогическом институте (1818-1822). (Какие предметы изучал, как проходили его занятия музыкой, какие изучал языки, кто был воспитателем Глинки). По окончанию пансиона Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения, служба тяготила его, и вскоре он вышел в отставку.

3) Поездка за границу (1830-1834) – Италия, Германия. В Италии учился пению, посещал театр. В это время много сочинял в итальянской манере, но через какое-то время охладел и захотел писать «по-русски». (Что такое bel canto и как оно повлияло на Глинку). В Берлине около пяти месяцев брал уроки у немецкого теоретика Зигфрида Дена по гармонии и контрапункту. За границей возникло желание создать национальную оперу.

4) Возвращение на родину – 1834 год. Начало работы над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Жанр оперы – отечественная героико-трагическая. (Литературный первоисточник. Главный либреттист – барон Розен, либреттист советского времени – Сергей Городетский. Почему существует два варианта либретто. Кто присутствовал на премьере (ноябрь, 1836 год). Главные действующие лица, строение оперы, сюжет, основные номера. Противопоставление двух жанров: песни и танца. «Жизнь за царя» - первая опера без разговорных диалогов – их сменяет речитатив).

5) Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинка назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, где проработал около трёх лет. В его обязанности входило разучивание партий, подбор материала; также Глинка занимался теорией музыки со своими воспитанниками. В 1838 году Глинка предпринял поездку на Украину, чтобы найти мальчиков с хорошими голосами.

6) Вторая опера композитора – «Руслан и Людмила» (1836-1842). Жанр оперы – сказочно-эпическая. (Литературный первоисточник, в чём проявлялись эпические черты. Много ли человек участвовало в написании либретто, почему Пушкин не стал либреттистом оперы. Сюжет, действующие лица, основные номера. Имела ли опера успех).

7) Поездка за границу (1844-1848) – Франция и Испания. Некоторые произведения Глинки звучат в концерте Берлиоза (Париж). Жизнь в Испании, знакомство с национальным фольклором, запись испанских песен и танцев. Итогом поездки в Испанию стали две симфонические увертюры: «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1-я ред. – 1848, 2-я ред. – 1851). Некоторое время проводит в Варшаве, там сочиняет «Камаринскую» (1848).

8) Последние годы жизни проводит в России (Новоспасское, Смоленск, Петербург) и за рубежом (Париж, Берлин). В начале 50-х задумывает программную симфонию «Тарас Бульба», а в 1855 году оперу «Двумужница», оба замысла остались не завершенными. В 50-е гг. начинают формироваться связи с М. А. Балакиревым, общается с музыкальными критиками А. Н. Серовым и В. В. Стасовым, постоянно встречается с Даргомыжским, которому передаёт тетради З. Дена. В Балакиреве Глинка видит человека, который продолжит его дело – развитие русской классической музыки: «…в первом в Балакиреве я нашёл взгляды, так близко подходящие к моим во всём, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка». В 50-е годы по просьбе сестры Людмилы Ивановны Шестаковой Глинка создаёт «Записки».

Глинка умер в 1857 году в Берлине. Через некоторое время, благодаря стараниям сестры, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на кладбище Александро-Невской лавры. Сестра Глинки Людмила Ивановна Шестакова до конца своей жизни занималась пропагандой творчества брата.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...