Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Теории воспитания




Тема 6. Воспитание как педагогический процесс. Общие закономерности и принципы воспитания

Сущность понятия воспитания. Воспитание как процесс целенаправленного развития личности и достижения целей образования. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Цель и задачи воспитания в современной школе. Системы и структуры воспитательного процесса.

Гуманистическая концепция воспитания. Воспитательная система школы, ее основные компоненты и признаки. Воспитательные системы отечественной школы. Зарубежные воспитательные системы, их общая характеристика.

Закономерности воспитания и их характеристика. Система принципов воспитания.

а) основная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: AcademiA, 2006. - 188 с.

2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гумманит. изд. Центр Владос, 2005.- Кн.1: общие основы. Процесс обучения. – 574 с.

3. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 7-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2010. - 567 с.

б) дополнительная литература:

1. Воспитательная деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 333 с.

2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 2009. - 509 с.

3. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов; под ред. Л. И. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006.

4. Гогоберидзе, А.Г. Теоретическая педагогика [Текст]: путеводитель для студ.: учебно-метод. сопровождение студ. в процессе преподавания дисциплины "Теоретическая педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 121 с.

5. Каменский А.М. Воспитание авторитетом: образовательный потенциал внеурочной работы / А. М. Каменский; ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2007. - 143 с.

6. Караковский, В. А. Воспитание для всех [Текст]: научно-популярная литература / В. А. Караковский. - М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 240 с.

7. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: AcademiA, 2008. - 394 с.

8. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности [Текст]: научное издание / А. М. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 173 с.

9. Осмоловская И.М. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы: методические указания / И. М. Осмоловская; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2005. - 175 с.

10. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учеб. курс / С. А. Щенников [и др.]. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006. - 591 с.

11. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - 430 с.

12. Планирование воспитательной работы в классе: метод. пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сфера, 2006. - 154 с.

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 2 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 815 с.

14. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования: научное издание / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 185 с.

15. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ вузов, обуч. по направлению "Психология" / С. Д. Смирнов. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2009. - 394 с.

16. Теория обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Педагогика" / ред. И. П. Андриади. - М.: Академия, 2010. - 335 с.

17. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход / Ю. Г. Фокин. - М.: AcademiA, 2006. - 240 с.

18. Школа и родители [Электронный ресурс]: электрон. пособие / сост. Г. Т. Дьячкова [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград: Учитель, 2010.

Тема 7. Методы, средства и формы организации воспитания. Направления организации воспитательного процесса. Диагностика воспитанности

Методы и приемы воспитания. Подходы к классификации методов воспитания. Понятие о средствах воспитания. Система средств воспитания и развития личности. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Понятие о формах организации воспитательного процесса. Классификация и общая характеристика форм воспитания.

Роль компонентов воспитательной системы в формировании мировоззрения школьников.

Критерии оценки воспитательного процесса: их классификация и характеристика. Формы регистрации результатов диагностики. Тесты и экспертные системы.

а) основная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: AcademiA, 2006. - 188 с.

2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гумманит. изд. Центр Владос, 2005.- Кн.1: общие основы. Процесс обучения. – 574 с.

3. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 7-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2010. - 567 с.

б) дополнительная литература:

1. Воспитательная деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 333 с.

2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 2009. - 509 с.

3. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов; под ред. Л. И. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006.

4. Гогоберидзе, А.Г. Теоретическая педагогика [Текст]: путеводитель для студ.: учебно-метод. сопровождение студ. в процессе преподавания дисциплины "Теоретическая педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 121 с.

5. Каменский А.М. Воспитание авторитетом: образовательный потенциал внеурочной работы / А. М. Каменский; ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2007. - 143 с.

6. Караковский, В. А. Воспитание для всех [Текст]: научно-популярная литература / В. А. Караковский. - М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 240 с.

7. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: AcademiA, 2008. - 394 с.

8. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности [Текст]: научное издание / А. М. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 173 с.

9. Осмоловская И.М. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы: методические указания / И. М. Осмоловская; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2005. - 175 с.

10. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учеб. курс / С. А. Щенников [и др.]. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006. - 591 с.

11. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - 430 с.

12. Планирование воспитательной работы в классе: метод. пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сфера, 2006. - 154 с.

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 2 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 815 с.

14. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования: научное издание / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 185 с.

15. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ вузов, обуч. по направлению "Психология" / С. Д. Смирнов. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2009. - 394 с.

16. Теория обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Педагогика" / ред. И. П. Андриади. - М.: Академия, 2010. - 335 с.

17. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход / Ю. Г. Фокин. - М.: AcademiA, 2006. - 240 с.

18. Школа и родители [Электронный ресурс]: электрон. пособие / сост. Г. Т. Дьячкова [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград: Учитель, 2010.

Тема 8. Учебно-воспитательный коллектив и ученическое самоуправление: подходы, проблемы, пути решения. Роль детско-юношеских организаций в становлении личности ребенка

Коллектив как социокультурная среда воспитания личности. Подходы к разработке проблем коллектива. Роль коллектива в развитии личности ребенка. Ученический коллектив как педагогическая система.

Инструментовка воспитательного процесса как самодеятельности воспитанников. Соуправление и самоуправление в воспитательной системе школы.

Сообщество сверстников как фактор развития. Детское движение и детские объединения. Функции детских объединений. Вариативность детского движения.

а) основная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: AcademiA, 2006. - 188 с.

2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гумманит. изд. Центр Владос, 2005.- Кн.1: общие основы. Процесс обучения. – 574 с.

3. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 7-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2010. - 567 с.

б) дополнительная литература:

1. Воспитательная деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 333 с.

2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 2009. - 509 с.

3. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов; под ред. Л. И. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006.

4. Гогоберидзе, А.Г. Теоретическая педагогика [Текст]: путеводитель для студ.: учебно-метод. сопровождение студ. в процессе преподавания дисциплины "Теоретическая педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 121 с.

5. Каменский А.М. Воспитание авторитетом: образовательный потенциал внеурочной работы / А. М. Каменский; ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2007. - 143 с.

6. Караковский, В. А. Воспитание для всех [Текст]: научно-популярная литература / В. А. Караковский. - М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 240 с.

7. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: AcademiA, 2008. - 394 с.

8. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности [Текст]: научное издание / А. М. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 173 с.

9. Осмоловская И.М. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы: методические указания / И. М. Осмоловская; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2005. - 175 с.

10. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учеб. курс / С. А. Щенников [и др.]. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006. - 591 с.

11. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - 430 с.

12. Планирование воспитательной работы в классе: метод. пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сфера, 2006. - 154 с.

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 2 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 815 с.

14. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования: научное издание / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 185 с.

15. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ вузов, обуч. по направлению "Психология" / С. Д. Смирнов. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2009. - 394 с.

16. Теория обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Педагогика" / ред. И. П. Андриади. - М.: Академия, 2010. - 335 с.

17. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход / Ю. Г. Фокин. - М.: AcademiA, 2006. - 240 с.

18. Школа и родители [Электронный ресурс]: электрон. пособие / сост. Г. Т. Дьячкова [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград: Учитель, 2010.

Основные понятия (тезаурус): образование, педагогика, обучение, воспитание, закономерности, принципы, факторы обучения, содержание образования, стандарты обучения, ценностное отношение, парадигма, модель, инновационные модели, ученическое самоуправление, сопротивление воспитанию, ученический коллектив, стили семейного воспитания, детско-юношеские организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...