Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация самостоятельной работы обучающихся, включая перечень учебно-методического обеспечения




Работа с основной и дополнительной литературой, составление опорного конспекта, творческие задания, алгоритм проектной деятельности.

Типовые задания для самостоятельной работы по данному курсу ориентированы на формирование у студентов компетентности в области современных теорий обучения и воспитания, на ориентацию студентов в проблемном поле практических педагогических задач в реально существующих социокультурных условиях.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Выполнение учебно-исследовательского задания.

2. Подбор научно-педагогической литературы по заданной проблеме.

3. Подготовка выступления по заданной теме по нескольким источникам.

4. Сравнение педагогических позиций авторов, выявление общего и особенного в их взглядах.

5. Составление краткой аннотации прочитанного, плана выступления, его тезисов.

6. Анализ конкретных педагогических ситуаций, выделение проблем и дальнейшее предложение различных вариантов их решения.

7. Разработка конкретных методик изучения определенного педагогического явления, используя которые можно проанализировать полученные результаты.

8. Написание реферата по определенной проблеме.

Темы для самостоятельной работы отражают актуальные проблемы развития педагогической науки и практики и определяются в процессе собеседования преподавателя и студентов с целью максимального содействия развитию учебно-профессиональных интересов будущих педагогов.

Темы заданий для самостоятельной работы

1. Процесс обучения как педагогическая система.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Диагностика (формирование) мотивационно-познавательной сферы школьников.

4. Современные подходы к оценке и отметке учебно-познавательной деятельности школьников.

5. Изучение уровня обученности школьников.

6. Ценности как основа целей и содержания воспитания.

7. Социологические и (био)психологические концепции и парадигмы воспитания в зарубежной педагогике.

8. Проблема целеполагания в условиях современного российского общества.

9. Воспитательная система школы.

10. Проблема гражданского и политического воспитания школьников.

11. Проблемы нравственного воспитания молодежи в современных условиях.

12. Воспитание культуры межнациональных отношений в современной школе.

13. Роль профессиональной ориентации в подготовке школьников к выбору профессии.

14. Особенности воспитания эстетической и физической культуры учащихся в условиях современной школы.

15. Воспитание экологической культуры.

16. Изучение уровня воспитанности школьников.

17. Организация самовоспитания школьников.

18. Личность и коллектив в учебном (воспитательном) процессе.

19. Факторы эффективного формирования ученического коллектива.

20. Роль педагога в развитии школьного самоуправления.

21. Условия эффективного педагогического общения.

22. Стимулирование познавательной активности учащихся.

23. Активные методы обучения в школе.

24. Развитие творческих способностей учащихся.

25. Дифференциация и индивидуализация в педагогическом процессе.

26. Телекоммуникации в учебном процессе.

27. Игра в учебном (воспитательном) процессе.

Перечень учебно-методического обеспечения представлен в приложениях, в разделах «Аннотации лекций» и «Планы семинарских занятий».

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При самостоятельном изучении вопросов студенту необходимо:

1. Внимательно прочитать и понять тему (проблему).

2. Подобрать учебную и научно-педагогическую литературу по изучаемой теме (проблеме).

3. Прочитать материал учебника, осмыслить полученную информацию.

4. Записать в тетрадь основные положения вопроса в виде тезисов.

5. Дополнить данные положения, обратившись к другим источникам.

6. Если при подготовке к занятиям встречаются вопросы, в понимании которых возникают затруднения, то необходимо получить консультацию преподавателя заранее.

7. Оформить собранный материал по вопросу и представить его преподавателю.

В ходе изучения данного курса студенту могут быть предложены различные виды заданий для самостоятельной работы и выступления на семинарах. По желанию студент может выбрать сам понравившееся задание и подготовить его.

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

 

Вопросы к зачету

1. Предмет изучения и основные понятия дидактики.

2. Современная дидактическая концепция (подходы, проблемы).

3. Современное понимание сущности и структуры обучения.

4. Комплексное влияние факторов обучения.

5. Компоненты учебной деятельности школьника.

6. Приемы стимулирования учения.

7. Законы и закономерности обучения.

8. Система принципов обучения.

9. Компоненты структуры содержания образования, требования и критерии его отбора.

10. Характеристика государственного стандарта образования.

11. Понятие и классификация методов обучения.

12. Модель компьютерного обучения.

13. Модель концентрированного обучения.

14. Модель проектного обучения.

15. Инновационные методики обучения. Программированное обучение.

16. Инновационные методики обучения. Развивающее обучение.

17. Инновационные методики обучения. Проблемное обучение.

18. Методика В.Ф. Шаталова.

19. Методики авторских школ: Школа самоопределения.

20. Методики авторских школ: «Школа диалога культур».

21. Методики авторских школ: Русская родовая школа М.П. Щетинина.

22. Зарубежные методики обучения. Новая школа С. Френе.

23. Зарубежные методики обучения. Система М. Монтессори.

24. Зарубежные методики обучения. Вальдорфская школа.

25. Понятие и типы дистанционного обучения.

26. Особенности организации дистанционной конференции (или чат-занятия).

27. Урок как основная форма учебных занятий в общеобразовательной школе.

28. Формы учебных занятий (дискуссия, защита творческих работ).

29. Специфика личностно ориентированного подхода (позиция Е.В. Бондаревской или Е.Н. Спепанова).

30. Особенности организации личностно-ориентированного урока.

31. Интерактивные методы обучения: групповая работа.

32. Интерактивные методы обучения: мозговой штурм.

33. Интерактивные методы обучения: конкретная ситуация.

34. Понятие и классификация педагогических технологий.

35. Технология уровневой дифференциации.

36. Технология «Учебные портфолио».

37. Модели организации индивидуального образования.

38. Сущность компетентностного подхода в образовании.

39. Интерактивные методы обучения: групповая работа.

40. Интерактивные методы обучения: конкретная ситуация.

41. Понятие и классификация педагогических технологий.

42. Технология уровневой дифференциации.

43. Технология «Учебные портфолио».

44. Перечислите проблемы, функции, требования и критерии процесса оценивания.

45. Охарактеризуйте психолого-педагогические показатели деятельности школы.

46. Перечислите и охарактеризуйте приемы, используемые учителем на разных этапах работы на уроке.

47. Раскройте сущность психолого-педагогической компетентности учителя.

48. Раскройте особенности и технологию педагогического мониторинга индивидуальности школьника.

49. Охарактеризуйте модели организации индивидуального образования.

50. Охарактеризуйте особенности дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

51. Профессиональное выгорание педагога: понятие, виды, факторы, коррекция.

52. Специфика деятельности учителя с детьми, имеющими различные типы мышления.

53. Специфика деятельности учреждений дополнительного образования города Омска.

54. Авторские и инновационные учреждения дошкольного и школьного образования города Омска.

55. Адаптация ребенка к школе (на разных ступенях образования).

56. Качество российского образования в оценках зарубежных и отечественных экспертов.

57. Религиозное образование школьников. Понятие, подходы, современные тенденции.

58. Внутришкольное управление: проблемы, подходы, пути решения.

59. Понятие и характерные признаки воспитания. Прогрессивные идеи современной парадигмы воспитания.

60. Педагог-воспитатель: основные позиции в воспитательной деятельности, типичные ошибки.

61. «Сопротивление воспитанию»: проявления и идеи преодоления.

62. Прогрессивные идеи педагогов-новаторов.

63. Закономерности, принципы воспитания и его основополагающие характеристики.

64. Типология целей воспитания, проблема определения цели субъектами целеполагания.

65. Понятие и признаки ученического коллектива, его структура.

66. Стадии развития коллектива, законы его формирования.

67. Детские объединения, их функции, идеи и принципы создания (привести примеры).

68. Классификация неформальных молодежных объединений, формы работы педагога с ними (привести примеры).

69. Семь идей для создания программы оздоровления.

70. Содержание воспитания в современной теории и практике.

71. Способы повышения воспитательного потенциала урока.

72. Основные условия развития толерантности у школьников.

73. Цели, функции и методика деятельности классного руководителя.

74. Воспитательный процесс в сельской школе.

75. Организация воспитательной работы с детьми-сиротами.

76. Классификация методов воспитания.

77. Многообразие воспитательных приемов.

78. Современные технологии воспитания: традиционное и личностно-ориентированное КТД.

79. Современные технологии воспитания: тренинг общения.

80. Современные технологии воспитания: шоу-технологии.

81. Школа как воспитательная система.

82. Прогрессивные идеи современной парадигмы воспитания.

83. «Сопротивление воспитанию»: проявления и идеи преодоления.

84. Классификация методов воспитания.

85. Организация воспитательной работы с детьми-сиротами.

86. Современные технологии воспитания: традиционное и личностно-ориентированное КТД.

87. Школа как воспитательная система.

88. Компоненты воспитательной системы класса.

89. Понятие и этапы развития ученического самоуправления, современные примеры.

90. Проблемы организации ученического самоуправления и пути их решения.

91. Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы.

92. Особенности личностно-ориентированного классного часа.

93. Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания.

94. Назначение и функции работы школы с родителями учащихся.

95. Организационные формы работы с родителями. Стиль и тон взаимодействия школы с родителями учащихся.

96. Условия и этапы самовоспитания.

97. Социальная среда воспитания школьников (школа, улица, ДОУ).

98. Содержание воспитания школьников в школе и ДОУ.

99. Современные концепции воспитания (В.А. Караковскийи др.; Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.И Рожков; Н.Е. Щуркова и др Е.В. Бондаревская и др.; О.С. Газман, Н.Б. Крылова; Г.К. Селевко и др.). Раскрыть сущность любой концепции на выбор студента.

100. Особенности продуктивного взаимодействия учителя и ученика.

101. Мягкие методики коррекции поведения детей.

102. Законодательные основы семейного воспитания («Семейный кодекс»).

103. Достоинства и недостатки появления в России системы Ювенальной Юстиции.

104. Насилие в семье: виды, последствия для ребенка, психолого-педагогическая помощь.

105. Способы формирования вежливости у ребенка в семье и школе.

106. Адаптация и методы воспитания ребенка в приемной семье.

107. Подростковое одиночество: понятие, виды, способы помощи.

108. Ценностные ориентации подростков и молодежи: понятие, классификации, современные тенденции, способы формирования.

109. Нецензурная лексика как проблема современного школьника. Причины и пути решения.

110. Специфика гендерного подхода в воспитании детей.

111. Роль отца в воспитании ребенка.

112. Стили семейного воспитания.

113. Правовое воспитание школьников.

114. Работа педагога с беспризорными детьми и подростками.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса:

а) основная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: AcademiA, 2006. - 188 с.

2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гумманит. изд. Центр Владос, 2005.- Кн.1: общие основы. Процесс обучения. – 574 с.

3. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 7-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2010. - 567 с.

б) дополнительная литература:

1. Воспитательная деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 333 с.

2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 2009. - 509 с.

3. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов; под ред. Л. И. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006.

4. Гогоберидзе, А.Г. Теоретическая педагогика [Текст]: путеводитель для студ.: учебно-метод. сопровождение студ. в процессе преподавания дисциплины "Теоретическая педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 121 с.

5. Каменский А.М. Воспитание авторитетом: образовательный потенциал внеурочной работы / А. М. Каменский; ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2007. - 143 с.

6. Караковский, В. А. Воспитание для всех [Текст]: научно-популярная литература / В. А. Караковский. - М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 240 с.

7. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: AcademiA, 2008. - 394 с.

8. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности [Текст]: научное издание / А. М. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 173 с.

9. Осмоловская И.М. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы: методические указания / И. М. Осмоловская; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2005. - 175 с.

10. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учеб. курс / С. А. Щенников [и др.]. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006. - 591 с.

11. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - 430 с.

12. Планирование воспитательной работы в классе: метод. пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сфера, 2006. - 154 с.

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 2 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 815 с.

14. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования: научное издание / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 185 с.

15. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ вузов, обуч. по направлению "Психология" / С. Д. Смирнов. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2009. - 394 с.

16. Теория обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Педагогика" / ред. И. П. Андриади. - М.: Академия, 2010. - 335 с.

17. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход / Ю. Г. Фокин. - М.: AcademiA, 2006. - 240 с.

18. Школа и родители [Электронный ресурс]: электрон. пособие / сост. Г. Т. Дьячкова [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Волгоград: Учитель, 2010.

в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ЭБС:

1. ГОС. НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ.УШИНСКОГО. ПОЛНОТЕКСТОВАЯ БАЗА АВТОРЕФЕРАТОВ. – URL: http://www.gnpbu.ru/cgi-bin/WebIrbis3/Search1.exe?C21COM=Enter&I21DBN=IRBIS_AREF

2. ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА. – URL: http://www.pedlib.ru/

3. ПРОЕКТ PUBLIC.RU - ПУБЛИЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-БИБЛИОТЕКА. – URL: http://www.public.ru/

4. БИБЛИОТЕКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОРТАЛА «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ». – URL:http://www.edu.ru/

5. Организационные основы системы образования [Эл.учебник] / СПбГУ. – URL: http://www.sia.spbu.ru/1/1_index.htm

г) информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости):

Работа с информационным порталом ОмГПУ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...