Материально-техническая база
Лекционные и семинарские занятия проводятся в аудиториях факультета психологии и педагогики, обеспеченных точкой доступа в Интернет. Для работы используются стационарная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, переносной или стационарный экран. Приложения: Аннотации лекций.
Раздел 1. Теории обучения Тема 1. Дидактика как наука. Содержания образования. Стандарты образования Дидактика как часть педагогики. Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики. Личностно-ориентированный и компетентностный подходы в образовании. Образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.Понятие, сущность и компоненты содержания образования. Источники и факторы формирования содержания образования. Теории формирования содержания образования. Структура, эволюция, принципы и критерии отбора содержания образования. Факторы и принципы формирования, научные требования к содержанию образования. Пути усовершенствования содержания образования в современных условиях. Государственный стандарт общего среднего образования. Стандарт образования и проблема модернизации общего и высшего образования. Рекомендуемая литература: 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: AcademiA, 2006. - 188 с. 2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гумманит. изд. Центр Владос, 2005.- Кн.1: общие основы. Процесс обучения. – 574 с. 3. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 7-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2010. - 567 с. Тема 2. Сущность и структура процесса обучения. Законы, закономерности и принципы обучения
Современное понимание сущности и структуры обучения. Обучение как целостная педагогическая система. Методологические основы процесса обучения. Целостность, системность и комплексность процесса обучения. Цели, задачи и внутренняя структура обучения. Функции обучения. Движущие силы процесса обучения. Виды обучения. Цикличность обучения: цели, средства, результат. Компоненты процесса обучения: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Комплексное влияние факторов на продуктивность процесса обучения. Принципы обучения как категории дидактики. Система дидактических принципов и их характеристика: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, связи теории с практикой, возрастосообразности построения процесса обучения.Взаимосвязь принципов и правил обучения. Рекомендуемая литература: 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: AcademiA, 2006. - 188 с. 2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гумманит. изд. Центр Владос, 2005.- Кн.1: общие основы. Процесс обучения. – 574 с. 3. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 7-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2010. - 567 с.
Тема 3. Современные дидактические концепции. Методики авторских школ. Зарубежные методики обучения Развитие и общая характеристика дидактических систем и моделей обучения (И. Гербарт, Д. Дьюи, Дж. Бруннер). Становление современной теории обучения. Современные дидактические концепции (теории обучения): ассоциативная и деятельностная теории, теория проблемного обучения (А.М. Матюшин, М.И. Махмутов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория развивающей учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков), теория учебной деятельности (Л.С. Выготский), теория программированного обучения (Б. Скиннер, Н. Кроудер). «Русская родовая школа» М.П. Щетинина. «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского. «Школа диалога культур» Библера. Дидактический комплекс C.Френе. Сущность педагогики Р.Штайнера. Дидактическая система М.Монтессори.
Рекомендуемая литература: 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: AcademiA, 2006. - 188 с. 2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гумманит. изд. Центр Владос, 2005.- Кн.1: общие основы. Процесс обучения. – 574 с. 3. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 7-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2010. - 567 с. Тема 4. Методы и средства обучения. Виды и формы организации процесса обучения Метод как многомерное явление. Сущность и структура метода. Методический прием. Подходы к классификации методов: по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов), по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), по видам совместной деятельности (Ю.К. Бабанский), по дидактическим целям, бинарные и полинарные классификации. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования и мотивации. Методы контроля и самоконтроля. Сущность и содержание методов. Факторы и условия выбора методов обучения. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения: на уровне урока, учебного предмета, процесса обучения, средства учебной деятельности. Материальные средства обучения: учебные и наглядные пособия, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудования и др. Оборудование учебного кабинета. Технические средства обучения. Компьютер и телекоммуникационные сети как средство обучения. Средства материализации умственных действий. Классификация и основные виды обучения. Объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное обучение, их общая характеристика. Понятие о формах организации обучения. Ретроспективный анализ развития организационных форм обучения: индивидуально-групповая, классно-урочная, белл-ланкастерская, маннгеймская, Дальтон-план, план Трампа, лекционно-семинарская. Урок как основная форма организации обучения. Типы и структура уроков. Вспомогательные формы организации обучения.
Рекомендуемая литература: 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: AcademiA, 2006. - 188 с. 2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гумманит. изд. Центр Владос, 2005.- Кн.1: общие основы. Процесс обучения. – 574 с. 3. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 7-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2010. - 567 с. Тема 5. Мотивация учебной деятельности. Диагностика результатов процесса обучения Понятие и классификации мотивов. Мотивы как движущие силы познания. Методы изучения, активизации, формирования и развития мотивации учения (примерные программы). Стимулирование учения: правила, методы, приемы. Понятие о диагностике обученности. Соотношение понятий «проверка», «контроль», «оценка». Принципы и функции диагностирования и контролирования. Логика диагностирования. Тестирование достижений и развития: классификации, требования к составлению, общая характеристика. Рекомендуемая литература: 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: AcademiA, 2006. - 188 с. 2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гумманит. изд. Центр Владос, 2005.- Кн.1: общие основы. Процесс обучения. – 574 с. 3. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 7-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2010. - 567 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|