Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Analysis of the situation in the small and medium-sized business lending market




ANALYSIS OF THE SITUATION IN THE SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS LENDING MARKET

Ochetova Anna Sergeevna, Strelnikova Natalia Mikhailovna

Volga State University of Technology

The situation in the small and medium-sized business lending market. Based on the analysis-evaluated methods, the factors influencing the active development of the small and medium-sized business lending market in the Russian Federation.

Keywords: lending, small and medium businesses (SME).

 

УДК 336. 647/. 648

 

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Пайдыганова Марина Юрьевна

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный

технологический университет», Россия, Йошкар-Ола

marina. paidiganova@yandex. ru

 

В статье рассмотрены подходы к определению инвестиционной привлекательности предприятия. Исследованы факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность и методы ее оценки.

Ключевые слова : инвестиции, инвестиционная привлекательность, методика оценки, рентабельность, риск, доходность.

Инвестиционная привлекательность в современных условиях является одной из важнейших характеристик деятельности хозяйствующего субъекта, поскольку она прямо влияет на его перспективы развития, конкурентоспособность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что правильная оценка инвестиционной привлекательности предприятия имеет особую важность, как для инвесторов, так и для самого предприятия.

Выбирая объект для вложения средств, вкладчику предстоит учесть немало факторов, влияющих на эффективность произведенных инвестиций. Большое значение оценки инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов состоит в правильном изучении технико-экономических показателей деятельности финансируемой компании и прогнозе ее эффективного роста с целью извлечения прибыли. Для предприятия на основании оценки инвестиционной привлекательности появляется возможность выявить свои недостатки, а также создать мероприятия, нацеленные на их устранение и на достижение своего конкурентного превосходства.

Понятие инвестиционной привлекательности довольно сложное и объясняется весьма неоднозначно исходя из характера предмета, к которому относится, при этом определенные аспекты этого понятия остаются недостаточно исследованными.

Согласно И. М. Озовой, Л. Р. Газиевой и З. Р. Катчиевой «под инвестиционной привлекательностью предприятия понимается осуществимость вложений свободных денежных средств». Свободные денежные средства анализируются внешними субъектами для того, чтобы выбрать лучший вариант для инвестиций [ 2, с. 374]. Данное определение довольно простое, оно не затрагивает все аспекты понятия.

Авторы О. М. Фокина и А. В. Красникова «под инвестиционной привлекательностью» понимают «преимущества и недостатки в инвестирование отдельных направлений и объектов с позиции конкретного инвестора» [3, с. 26]. Безусловно, данные определения достаточно широкие, но они требуют большей детализации.

Ендовицкий Д. А. и Бабушкин В. А. раскрывают данное понятие с позиции потенциальных инвесторов. Они определяют «инвестиционную привлекательность» как «такое состояние организации, при котором у потенциального собственника капитала (инвестора, кредитора, лизингодателя и пр. ) возникает желание пойти на определенный риск и обеспечить приток инвестиций в монетарной и (или) немонетарной форме». Это определение более подробное, оно раскрывает суть понятия, но следует уточнить, какие преимущества предприятия могут вызвать желание инвестора пойти на риск.

Подробную и обоснованную формулировку дают Э. И. Крылов, В. М. Власова и М. Е. Егорова. С их точки зрения «инвестиционная привлекательность — это экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции». Данное определение более подробно раскрывает все внутренние, как финансовые, так и нефинансовые факторы инвестиционной привлекательности, на которые само предприятие способно повлиять.

Следует подчеркнуть, что в приведенных выше подходах к определению не затронута инвестиционная привлекательность отрасли, региона и страны. Поэтому в данной статье под инвестиционной привлекательностью предприятия понимается уровень финансового состояния, эффективности управленческого аппарата и использования капитала, конкурентоспособности продукции, инновационного развития предприятия, а также уровень инвестиционной привлекательности отрасли, региона и страны.

Не менее важным аспектом в теме исследования является изучение факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия на макро- и микроэкономическом уровне.

Факторы макроэкономического уровня способствуют проведению оценки инвестиционной привлекательности на уровне страны. Такого рода факторам соответствуют:

1. Политическая устойчивость. Стабильная политическая среда, хорошее отношение правительства к предпринимателям создает повышение инвестиционной привлекательности.

2. Базовые макроэкономические показатели, которые характеризуют положение национальной экономики на сегодняшний день.

3. Уровень совершенства нормативно-правового регулирования в инвестиционной сфере.

4. Налоговая система.

5. Социальная ситуация в стране.

Инвестиционная привлекательность региона, конкретной отрасли или же отдельного предприятия рассматриваются на микроэкономическом уровне.

Инвестиционная привлекательность региона определена степенью его промышленного развития, географическим положением, природно-климатической средой, уровнем инфраструктуры, наличием льгот для инвесторов и уровнем практичности разработки полезных ископаемых. Оценка инвестиционной привлекательности отдельной отрасли хозяйства составляет процесс системного исследования экономической информации по отрасли [4, с. 373].

Далее приведены факторы инвестиционной привлекательности предприятия. Изучив работы Ендовицкого Д. А. и Бабушкина В. А., можно сказать, что все факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность, можно классифицировать по источнику формирования на внутренние и внешние.

Внутренние факторы обусловливает деятельность предприятия, внешние же факторы от деятельности хозяйствующего субъекта не зависят (к ним относятся инвестиционная привлекательность страны, региона и отдельной отрасли).

Более конкретно приведены особенно важные внутренние факторы:

1) финансовое состояние рассматриваемого хозяйствующего субъекта относится к числу главнейших внутренних факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность. Оно определяет конкурентоспособность хозяйствующего субъекта и его потенциал в деловом сотрудничестве;

2) развитие высокоэффективной структуры управления предприятием во-первых, дает лучшее распределение приобретенных ресурсов и контроль над их применением, а во-вторых, считается одной из главных гарантий возвратности инвестируемых средств и соответствующей уплаты дивидендов или же процентов по ним;

3) безусловный интерес для инвестора представляет анализ номенклатуры изготовленной продукции с учетом соотношения постоянных и переменных затрат в структуре ее себестоимости;

4) непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность имеет и фактор диверсификации изготовленной продукции. Более интересным является предприятие, выпускающее разнообразную продукцию;

5) на выбор инвестора оказывает влияние открытость компании, полнота и достоверность раскрытия информации в отчетности. Очень важно, как менеджмент информирует о своих успехах и неудачах.

Классификация факторов, приведенная выше, позволяет тщательнее разобраться в причинах изменения изучаемых явлений и глубже оценить положение и роль отдельного фактора в образовании величины итоговых показателей.

Следующий, но не менее важный этап исследования – это изучение методов, применяемых для оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта, разработанных зарубежными и отечественными деятелями науки. Из всех существующих методов было заострено внимание на следующие 4 группы:

1. Финансовые (бухгалтерские) - методики, в которых базой для всестороннего анализа инвестиционной привлекательности предприятия является финансовое состояние, которое определяется на базе отчетностей РСБУ и МСФО.

2. Рыночные – методики, построенные на основе итогов продаж на рынке акций.

3. Комбинированные - комплексные методики, основанные на различных источниках информации, необходимых для расчета интегрального показателя.

4. Метод, основанный на отношении уровней доходности и риска.

Далее приведены характеристики вышеперечисленных групп методик. Рыночные методики оценки инвестиционной привлекательности строятся на основе внешней информации об организации. Данные методики исторически возникли первыми и были основаны на показателях капитализации компании. Они активно применялись в развитых странах с середины 60-х годов прошлого века портфельными инвесторами. Применяя методики рыночного подхода, экономисты анализируют доходность капитала, курс акций на бирже, уровень дивидендов и другое.

Большинство российских деятелей науки разрабатывают, а после успешно используют методики, которые основаны на концепции финансового или бухгалтерского подхода. Этот подход строится на анализе внутренней информации и включает показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности, деловой активности, рентабельности и другие.

Индикатором, характеризующим стабильность финансового положения организации традиционно, является финансовая устойчивость. Коэффициенты финансовой устойчивости помогают определить финансовую независимость по каждому из активов.

Показатели деловой активности компании характеризуют уровень эффективности и интенсивности эксплуатации активов или пассивов. Коэффициенты деловой активности позволяют понять, как скоро фирма приобретает средства за отпущенные товары и насколько быстро платит по своей кредиторской задолженности. При помощи них есть возможность узнать, какова продолжительность оборота оборотных средств и материальных запасов, что является крайне необходимым показателем, представляющим финансовое состояние предприятия и степень продуктивности ее менеджмента [1, с. 3].

Платежеспособность предприятия тесно связана с его ликвидностью и ликвидностью его активов. Под ликвидностью предприятия понимают наличие в собственности предприятия оборотных активов, достаточных для покрытия краткосрочных обязательств. Ликвидность активов характеризуется их способностью преобразовываться в денежные средства.

Главные характеристики каждого бизнеса – его рентабельность и доходность. Сформированные в бухгалтерских отчетностях виды прибыли считаются наиболее универсальными показателями, обозначающими успешность финансовой деятельности компании.

Пример методики, основанный на бухгалтерском подходе – семифакторная модель оценки инвестиционной привлекательности.

Комбинированный или комплексный метод учитывает внешние и внутренние факторы, воздействующие на уровень инвестиционной привлекательности компании. В методиках, принадлежащих данному подходу, происходит преобразование комплекса ключевых финансово-экономических коэффициентов в единый интегральный показатель и толкование его значения. Комплексный подход дает возможность учитывать кроме количественных финансово-экономических показателей и качественные. К ним относятся: прозрачность данных, уровень управленческого аппарата предприятия, привлекательность отрасли и многие другие.

Анализ инвестиционной привлекательности, построенный на концепции взаимосвязи доходности и риска, проводится исходя из мнений, что любое предприятие составляет совокупность материальных и финансовых активов, представленных в разных соотношениях, а сам процесс «владения» активом неизменно связан с риском. В контексте данного метода инвестор нацелен на максимальное повышение доходности и минимизацию риска.

Подводя итог, следует отметить, что существует масса методик оценки инвестиционной привлекательности, разрабатываемых в соответствии с предпочтениями пользователей оценкой инвестиционной привлекательности. Основные методики: рыночный, финансовый (бухгалтерский), комбинированный и подход, основанный на риске и доходности.

Внутренние факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность компании, учитываются в финансовых методах, рыночный метод основывается на внешней информации о компании, внутренние и внешние факторы включены в комбинированный, а метод, основанный на риске и доходности, дает возможность соответственно изучить риски и доходность от инвестиций для самого инвестора.

Список литературы

1. Головецкий Н. Я., Жилкин А. И., Латыпов У. А. Методические основы оценки инвестиционной привлекательности ПАО «Роснефть» // Вестник Евразийской науки. 2020. №2. С. 1 – 12.

2. Озова И. М., Газиева Л. Р., Катчиева З. Р. Инвестиционная привлекательность предприятия // Вестник академии знаний. 2019. №35. С. 373 – 376.

3. Фокина О. М., Красникова А. В. Методология оценки инвестиционной привлекательности предприятия: развитие на основе стоимостного подхода // ИнвестРегион. 2011. №3. С. 26-29.

4. Юзвович Л. И., Дегтярев С. А., Князева Е. Г. Инвестиции. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 610 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...