Классификация острых кишечных инфекций
ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов 5 и 6 курсов педиатрического факультета
Москва 2009
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов 5 и 6 курсов педиатрического факультета
«Утверждено и рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 0402100 – Педиатрия»
Зам председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России проректор ММА им. И.М. Сеченова, профессор И.Н. Денисов
Москва 2009
Острые кишечные инфекции у детей: Учебно-методическое пособие. Под редакцией проф. В.Ф.Учайкина – М.: РГМУ – 2009- 153с.
В учебно-методическом пособии на современном уровне представлены мотивация изучения темы, перечень необходимых умений и навыков по диагностике, терапии и профилактике острых кишечных инфекций у детей, Для контроля знаний предлагаются ситуационные, тестовые задачи и тестовый контроль с вопросами и эталонами ответов.
Пособие составлено сотрудниками кафедры детских инфекционных болезней с курсом вакцинопрофилактики ФУВ РГМУ: профессорами: А.А.Новокшоновым,д.м.н.Ф.С.Харламовой;д.м.н.А.В.Смирновым;
доцентами: к.м.н. А.Г. Писаревым, к.м.н. В.А.Коневым; ассистентами: к.м.н. Н.В.Соколовой, к.м.н. Г.В.Чаплыгиной, старшим преподавателем кафедры педагогики РГМУ В.П. Лениченко.
Зав. кафедрой детских инфекционных болезней с курсом вакцинопрофилактики ФУВ РГМУ академик РАМН, профессор В.Ф.Учайкин
Ответственная за методическую работу профессор, д.м.н. Ф.С.Харламова
Рецензенты: профессор, д.м.н. В.Ф. Баликин профессор, д.м.н. А.В. Горелов профессор, д.м.н.Э.Н. Симованьян
Российский государственный медицинский университет Содержание Стр. Введение 5
Острые кишечные инфекции проф. Новокшонов А.А. 5 Классификация острых кишечных инфекций. 6 Клинические критерии постановки топического диагноза 10 Брюшной тиф у детей проф. Новокшонов А.А. 12 Схема обследования больного брюшным тифом 16
Тестовый контроль 18 Протокол лечения брюшного тифа у детей 27 Противоэпидемические мероприятия при брюшном тифе у детей 36 Активная иммунизация и фагопрофилактика 37 Шигеллезы (дизентерия) проф. Харламова Ф.С. 39 Схема обследования больного шигеллезом 43 Тестовый контроль 44 Вакцинопрофилактика шигеллезов у детей 53 Эшерихиозы .проф. Смирнов А.В., проф. Новокшонов А.А. 54 Схема обследования больного эшерихиозом 57 Тестовый контроль 59 Вакцинопрофилактика эшерихиозов у детей 69 Сальмонеллез Чаплыгина Г.В. 69 Схема обследования больного сальмонеллезом 74 Тестовый контроль 76 Кишечный иерсиниоз доц. Писарев А.Г. 90 Схема обследования больного кишечным иерсиниозом 93
Тестовый контроль 94 Протокол лечения детей с кишечным иерсиниозом 101 Ротавирусная инфекция проф. Новокшонов А.А. 102 Схема обследования больного ротавирусной инфекцией 106 Тестовый контроль 109 Вакцинопрофилактика ротавирусной инфекции у детей 117 Ботулизм у детей Соколова Н.В. 119 Схема обследования больного ботулизмом 121 Тестовый контроль 123 Схема лечения больного ботулизмом 128 Активная иммунизация против ботулизма 130 Основные принципы (протокол) лечения ОКИ у детей проф. Новокшонов А.А. 130 Диета 130 Регидратационная терапия 133 Ферментотерапия 137 Симптоматическая терапия 140
Этиотропная терапия 141 Синдромальная терапия 144 Наблюдение и контроль 146 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студента, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Здесь представлены: мотивация изучения темы, цели занятия, базисные разделы, рекомендуемая литература, схема обследования больного, клинические задачи. Для подготовки к занятиям предлагается повторить базисные разделы, прочитать рекомендуемую литературу, оценить свои знания, отвечая на вопросы задач. Практические занятия строятся по следующему плану: 1. Проверка готовности студента к занятию. 2. Инструкция преподавателя по работе в кишечном инфекционном отделении у постели больного. 3. Курация больных и ведение больного по теме занятия. 4. Демонстрация и разбор больного по теме занятия. 5. Заключительная проверка знаний студентов по теме (решение практических клинических задач). 6. Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов. 7. Задание на дом. ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ Острые кишечные инфекции (ОКИ) – это большая группа инфекционных заболеваний человека с энтеральным (фекально-оральным) механизмом заражения, вызываемых патогенными (шигеллы, сальмонеллы и др.) и условно-патогенными (протей, клебсиеллы, клостридии и др.) бактериями, вирусами (рота-, астро-, калицивирусами и др.) и простейшими (амеба гистолитика, лямблии, балантидии коли и др.). Острые кишечные инфекции до настоящего времени занимают ведущее место в инфекционной патологии детского возраста, уступая по заболеваемости только гриппу и острым респираторным инфекциям. По данным ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется до 1-1,2 млрд. диарейных заболеваний и около 5 млн. детей ежегодно умирают от кишечных инфекций и их осложнений. Источником инфекции является человек и/или животные. Ведущий путь передачи для детей раннего возраста – контактно-бытовой, для детей старшего возраста – пищевой или водный. Воздушно-капельным, трансмиссивным и парентеральным путем кишечные инфекции не передаются. При ОКИ, протекающих с бактериемией (например, брюшной тиф), возможно внутриутробное инфицирование плода. Кишечные инфекции встречаются как в виде спорадических случаев, так и в виде эпидемических вспышек, вплоть до пандемий (холера). Для большинства ОКИ бактериальной этиологии характерен летне-осенний подъем заболеваемости, для вирусных диарей – осенне-зимний период года.
Входными воротами инфекции и органом «мишенью» является желудочно-кишечный тракт. Клинически ОКИ характеризуются симптомами интоксикации (вялость, сниженный аппетит, лихорадка и др.), нередким развитием синдромов инфекционного токсикоза (нейротоксикоза, токсикоза с эксикозом, гиповолемического, инфекционно-токсического шока и др.) и диарейным синдромом. Особенности клинических проявлений каждой нозологической формы ОКИ определяются, главным образом, наличием того или иного набора ведущих («пусковых») факторов патогенности у возбудителя инфекции (способность к инвазии, продукция экзотоксинов, их тропизм и др.).
Классификация острых кишечных инфекций
В настоящее время принято классифицировать кишечные инфекции по этиологическому фактору, подтвержденному на основании лабораторных методов диагностики, что позволяет выявлять нозологические формы ОКИ (шигеллез, сальмонеллез и др.). В отсутствии лабораторного подтверждения, диагноз верифицируется по топической локализации патологического процесса (гастрит, энтерит, гастроэнтерит, колит и др.). В этом случае диагноз ОКИ устанавливается на основании клинико-эпидемиологических данных, как «кишечная инфекция неустановленной этиологии» с обязательным указанием (как и при лабораторном подтверждении) топики поражения ЖКТ и ведущего клинического синдрома, определяющего тяжесть заболевания (токсикоз с эксикозом, нейротоксикоз, инфекционно-токсический шок и др.). Несмотря на значительные достижения в изучении особенностей патогенеза и клинических проявлений, этиология ОКИ, при использовании только «традиционных» лабораторных исследований (бактериологического и серологического), в 50-80% случаев остается нераспознанной. Это связано, как с несовершенством бактериологической лабораторной службы, так и ростом удельного веса в структуре ОКИ у детей в последние годы вирусных и паразитарных кишечных инфекций, выявление которых многим практическим лабораториям недоступно, а дифференциальная диагностика из-за однотипности клинических проявлений представляет определенные трудности для практического врача. Общепринятая классификация ОКИ по этиологическому принципу и рекомендуемая терапевтическая тактика, направленная на лечение конкретной нозологической формы, которая устанавливается по результатам лабораторных исследований ретроспективно, в настоящее время не отвечает потребностям клиницистов. Для построения рациональной этиопатогенетической терапии ОКИ в начальном периоде заболевания (до получения результатов лабораторных исследований) следует использовать усовершенствованную и дополненную сотрудниками кафедры детских инфекций классификацию ВОЗ. Классификация предусматривает разделение всех ОКИ на группы по «пусковому» механизму и патогенезу развития диареи и инфекционного процесса на «инвазивные», «секреторные», «осмотические» и смешанные. В классификации представлен перечень возможных возбудителей, топики поражения ЖКТ и клинические синдромы инфекционного токсикоза, которые могут иметь место при том или ином типе диареи (ОКИ). Развитие определенного типа диареи (ОКИ) и топика поражения ЖКТ (энтерит, колит и др.) определяются наличием одинаковых факторов патогенности для группы возбудителей (способность к инвазии, тропизм, продукция экзотоксинов и др.) и единого для них патогенеза и «пускового» механизма развития инфекционного процесса, что и является основой этиопатогенетической классификации кишечных инфекций. Определение типа диареи может опосредованно указывать не только на возможный этиологический фактор, но и позволяет дифференцированно подходить к построению терапевтической тактики даже при одной и той же нозологической форме кишечной инфекции, исходя из этиопатогенеза «пускового» механизма развития инфекционного процесса в данном конкретном случае заболевания. Многочисленными исследованиями установлено, что один и тот же возбудитель (например, сальмонеллы, кампилобактер, клостридии и др.) может вызывать как «инвазивный», так и при инфицировании штаммами бактерий, способными продуцировать энтеротоксин, «секреторный» или смешанный тип диареи. Таким образом, для построения рациональной терапевтической тактики ОКИ у детей важным является не только установление этиологического диагноза, но и типа диареи, определяющего основные направления этиопатогенетической терапии.
Таблица 1. Этиопатогенетическая классификация ОКИ у детей.
Таблица 2. Патогенез и критерии диагностики «типа» диареи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|