Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеративное устройство России

Конституционный строй – система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции. Он характеризуется особыми принципами – базовыми началами, лежащими в основе правовой системы, взаимоотношений человека, государства и общества в целом. Эти исходные положения закреплены в Главе 1 Конституции и являются отправной точкой для других глав Конституции.

Основы конституционного строя – система закрепляемых в Конституции РФ фундаментальных принципов устройства публичной власти и общества. В первой главе Конституции РФ основы нормативно не разделены на какие-либо виды. Тем не менее, их можно объединить в определенные группы: закрепляющие организацию государства и публичной власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические, экономические и духовные основы государства и общества.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России. Они являются основополагающими при установлении правового статуса человека и гражданина.

Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст.ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ, в соответствии с которыми Российская Федерация – это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство.

Определение России как демократического государства означает, что единственными источником власти в стране и носителем суверенитета является многонациональный народ; власть в стране осуществляется по воле большинства при соблюдении и охране прав меньшинства; власть формируется и осуществляется по демократическим процедурам, прежде всего посредством свободных выборов и референдума. Формами демократии являются: непосредственное выражение воли народа (референдум, свободные выборы), т.е. прямая демократия, и представительная – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей (деятельность Президента РФ, депутатов, мэров).

Федеративное устройство России позволяет обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Федеративное устройство основано на целостности страны, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в России. К основополагающим чертам федерализма в соответствии с Конституцией относится следующее.

В современной российской конституционной модели достаточно четко обозначен принцип государственного суверенитета Российской Федерации как единого и неделимого, распространяемого на всю ее территорию. Это предполагает четкое определение объема прав, которыми должна обладать федерация и входящие в ее состав субъекты.

Наличие общенационального федерального права и его главенство в правовой системе обеспечиваются верховенством Конституции и федеральных законов на всей территории государства.

Принцип единства системы государственной власти в сочетании с принципом субсидиарности предопределяет особенности правового регулирования разграничения государственной власти по вертикали в рамках государства. Он выражается в единой политике законотворчества, государственного регулирования и управления, наличии механизмов координации деятельности и институтов представительства. Требование единства системы органов государственной власти означает их определенную соподчиненность. В соответствии с Конституцией РФ принцип единства непосредственно закреплен в отношении системы органов исполнительной и судебной власти. Федеральное Собрание и законодательные органы власти субъектов РФ не образуют единую систему законодательных (представительных) органов власти, что выражает особенность федеративных отношений, специфику разделения законотворчества на федеральном и региональном уровнях в федеративном государстве.

Базовым принципом, характеризующим конституционную модель федерализма, является равноправие субъектов РФ. При этом специально подчеркивается, что субъекты равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ). Такая конституционная формула дает возможность минимизировать различия в статусе субъектов Федерации с сохранением их государственно-правовой природы. На сегодняшний день Российская Федерация представлена 85 субъектами, из которых 22 республики в составе государства, 1 автономная область, 4 автономных округа, 9 краев, 46 областей и 3 города федерального значения. Первые три вида субъектов представляют национальные образования, а остальные – территориальные.

Особый статус республик в составе России подчеркивается наделением их элементами государственности, правом принимать свою конституцию, возможностью устанавливать государственные языки.

Определение Российской Федерации правовым государством означает признание основных неотчуждаемых прав и свобод человека в качестве высшей ценности и закрепление системы их гарантий на уровне международных стандартов; закрепление верховенства права в функционировании институтов государства и общества, приоритета федеральной Конституции и законов, связанность государства правом; установление правовых принципов и формы осуществления власти, систему разделения власти «по вертикали» и «по горизонтали» и взаимодействие ветвей власти.

Закрепление республиканской формы правления в качестве одной из основ конституционного строя означает, что власть в стране осуществляется только выборными органами либо должностными лицами, глава государства получает власть непосредственно от народа, высший законодательный орган власти – Федеральное Собрание – формируется населением.

Политические характеристики Российской Федерации исходят из демократической политической системы государства. Они сводятся к установлению принципа разделения властей, независимости государственной власти, политического плюрализма, единства государственной власти, разграничения государственной власти и местного самоуправления.

Принцип разделения властей является неотъемлемой чертой демократического государства. Государственная власть строится на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы всех ветвей власти самостоятельны и не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законами. Этот принцип обеспечивается системой «сдержек и противовесов», в соответствии с которой каждая из властей наделяется рядом полномочий, позволяющим ей контролировать и ограничивать другие власти. При этом ни одна из властей не может доминировать над другими.

Важным свойством государства является его независимость, означающая верховенство и самостоятельность от любой другой власти. Пространственный предел государственного суверенитета ограничен государственной границей.

Формула государственного суверенитета включает в себя два основных компонента – верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Верховенство государственной власти означает безусловное ее распространение на все население и все социальные структуры в пределах собственной территории; монопольное право на применение легального насилия; осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего в юридических (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность органов государства). Суверенитет предполагает, что над государственной властью не стоит никакая иная сила, способная воспрепятствовать в осуществлении ее воли или способная подчинить власть себе. В сфере международных отношений суверенитет государства выражается в праве самостоятельно и независимо от других государств решать собственные внутренние дела, вступать в международные соглашения либо выходить из них.

Правовое демократическое государство базируется на принципе политического многообразия, что предполагает создание равных условий для всех общественных, политических и иных организаций, связанных с политикой в той или иной степени, предоставление им равных возможностей для участия в политических процессах. Политический плюрализм гарантирует эффективность народовластия посредством вовлечения в политическую жизнь страны широких слоев населения, существования легальной оппозиции.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, органы которого полностью самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их ведению. Важной гарантией этой самостоятельности является организационное выделение местного самоуправления из системы органов государственной власти.

Экономическую основу конституционного строя России составляет социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений. К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести:

1. Единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории России не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с федеральными законами, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (например, при чрезвычайном экологическом бедствии).

2. Поддержка конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Запрещаются действия субъектов, доминирующих на рынке (соглашения между субъектами, доминирующими на рынке), и действия со стороны органов власти (в т. ч. принятие актов), которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

3. Свобода экономической деятельности выступает собирательным принципом, означающим применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в эту деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения.

4. Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

5. В РФ признается многообразие и гарантируется равная защита форм собственности. Устанавливается равенство всех форм собственности: частной, государственной, муниципальной и «иных форм собственности». Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности.

6. Конституция России устанавливает возможность нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности.

Провозглашение России социальным государством означает, что его главной задачей является достижение такого общественного прогресса, который основывается на принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования. Оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства необходимо лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована. Главная задача социальной политики России – достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплены основные направления социальной политики государства, которые одновременно могут считаться наиболее значимыми социальными гарантиями: поддержка семьи, материнства и детства; назначение пенсий инвалидам и другим недееспособным лицам; создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы и выплачивать им в соответствии с законодательством пособия по безработице; выплата государственных пенсий и социальных пособий; охрана здоровья и труда граждан; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; регулирование межнациональных отношений на основе равенства и отсутствия дискриминации.

Духовными основами конституционного строя Российской Федерации выступают следующие характеристики.

Российская Федерация – светское государство. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Как светское государство Россия характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Государство в вопросах свободы вероисповеданий нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

Поскольку Россия является светским государством, то запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Также запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

    В России провозглашена свобода совести и вероисповедания, означающая беспрепятственную возможность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность образуемых верующими религиозных объединений. Каждый вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения.

Наказываются по закону нарушения равноправия граждан по признаку отношения их к религии (ст. 136 УК РФ), нарушение свободы совести и вероисповедания и организация религиозных и общественных объединений, посягающих на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ).

Идеологическое многообразие означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В современном российском обществе возможно сосуществование различных философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей и теорий; многопартийность, свобода общественных объединений. Однако государство устанавливает запрет на агитацию, пропаганду насилия, насильственное изменение конституционного строя, социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Органы власти не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан, за исключением случаев пропаганды войны, насилия, жестокости, расовой и классовой нетерпимости и т.п. Каждый вправе участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры, имеет доступ к культурным ценностям государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...