Обсессивно-компульсивное расстройство 7 глава
2. тепло в конечностях,
. 3. регуляция сердечного ритм,
4. регуляция дыхательного ритма,
5. тепло в области живота,
6. прохлада в области лба.
Работа над каждым упражнением занимает примерно две недели, весь курс АТ-1 длится
около 3 месяцев. Упражнения выполняются путем мысленного повторения соответствующих
формул самовнушения.
Клейнзорге и Клюмбиес, 1965 внедрили в терапевтическую практику направленную орга-
нотренировку - модификацию АТ-1, при которой больные, разделенные на группы по синдро-
мам, проходят курс расширенных упражнений, соответствующих их расстройствам. Комплекту-
ются такие группы, как «покой», «сосуды», «сердце», «легкие», «живот», «голова». АТ-1 наиболее
эффективна при психосоматических заболеваниях со спазмами гладкой мускулатуры: начальная
стадия гипертонической болезни, коронарная болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь
желудка и толстого кишечника, спастический колит, мочеполовые расстройства.
АТ-2 является по сути аутопсихоанализом и состоит из 7 упражнений «высшей школы»
Шульца:
1. фиксация спонтанных цветовых представлений;
2. вызывание определенных цветовых представлений;
визуализация конкретных предметов;
сосредоточенность на зрительных образах - символах абстрактных понятий;
концентрация пассивного внимания на произвольно вызываемых эмоциональнозначи-
мых ситуациях;
вызывание образов других людей;
7. «ответ бессознательного» на вопросы «Чего я хочу?», «В чем моя проблема?» и т. п. Бессозна-
тельное отвечает потоком образов, в которых пациент видит себя со стороны в различных
ситуациях. В результате наступает катарсис и аутогенная нейтрализация, т. е. излечение.
В. Луге, 1974 дополнил аутогенную нейтрализацию двумя элементами: аутогенным от-
реагированием и аутогенной вербализацией. Психотерапевт, как во время психоаналитичес-
кой сессии, сохраняет полную нейтральность, а пациент в состоянии релаксации с закрытыми
глазами рассказывает обо всех появляющихся сенсорных образах (при аутогенном отреагиро-
вании - с визуализацией представлений). Суть метода близка к ассоциативному эксперимен-
ту К. Г. Юнга для выявления вытесненных влечений.
Символдрама
Близка к АТ-2 символдрама или кататимно-имажинативная терапия (Ката - сообразно,
тпуппоз - дух, греч.; 1тадо - образ, лат.) X. Лейнера - краткосрочный метод, основанный на
свободном фантазировании в форме образов на заданные темы - направляемых сновидениях
наяву, которые соотносятся с проблематикой личности, ее аффективными нарушениями, в том
числе с периодом детского развития. Терапевт выполняет контролирующую, сопровождающую
функцию. Курс лечения занимает 20-30 сеансов с обычной для психодинамической сессии про-
должительностью 50 минут, при этом первая половина сессии посвящена собственно кататим-
ной имажинации, а вторая - проработке вскрытого материала. Ниже приводится таблица стан-
дартных мотивов и техник, расположенных в порядке их эмоциональной заряженное™.
| Стандартные мотивы
| Терапевтические техники
| Операции с символами
|
Начальная ступень
| 1.Луг 2. Текущий ручей.3. Гора 4. Дом 5. Опушка леса
| А. Тренировочные приемы Б. Развертывание творческих имажинации
\
| Примирение Питание
|
Средняя ступень
| 6. Знакомые личности 7. Сексуальность (розовый куст) 8. Агрессивность (лев) 9. Я-идеал
| В. Ассоциативные приемы Г. Обычное сновидение Д. Фокусирование острых конфликтов Е. Осмотр внутренних органов Ж. Удовлетворение архаических потребностей 3; Проработка И. Анализ переноса
| Внутренний лидер Сопоставление символов
|
Высшая ступень
| 10а. Пещера 106. Лужа 1 1. Вулкан 12. Фолианты
| К. Комбинация с конвенциональным психоанализом Л. Рисование имажинативных содержаний
| Истощение и ослабление Магические жидкости
|
Музыкальные образы
| 1-8
| В. Ассоциативные приемы
|
|
в группах
| 1 -8
| Индивидуальные фантазии Групповые фантазии
| Техники обратной связи
|
Методика эффективна для лечения адаптационных реакций, кризисных состояний, не-
врозов, соматоформных расстройств, психогенных нарушений сексуальных функций, психо-
генной депрессии. Применяется в форме индивидуальной, супружеской, семейной и группо-
вой терапии. Противопоказанием является хрупкое Я у тяжело депрессивных, истероидных и
пограничных личностей из-за опасности внезапного затопления эго избыточным количеством
импульсов. Работа с высшими ступенями требует дополнительной тренированности психоте-
рапевта (Базисное руководство по психотерапии, 2001, с. 521).
Гештальггерапия Перлза
Под гештальтом Перлз понимает результат интеграции множества факторов, действую-
щих в данный момент. Когда человек осознает свои насущные потребности и желания, из них
выстраивается четкая фигура, для которой потребности прошлого и будущего являются фо-
ном. Если потребность не удовлетворяется, гештальт остается незавершенным, возникает
фиксация на фигуре, которая мешает воспринимать и удовлетворять и другие потребности,
неуправляемость незавершенных гештальтов мобилизует интеллектуально-волевой контроль,
который все больше подавляет спонтанные эмоции и потребности. Так, по Перлзу, развивает-
ся невроз.
Нормальная саморегуляция предполагает полное осознание. Перлз выделяет три зоны
осознавания: внешний мир, внутренний мир тела, мир мыслей и фантазий. Последний дол-
жен быть посредником между внешним и телесным миром, однако при неврозе он искажен
травматическим опытом и скорее мешает саморегуляции. Перлз различает 5 механизмов на-
рушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия и конф-
луенция.
Наиболее ранние интроекты. родительские поучения, некритически усвоенные и неотли-
чимые от собственных убеждений. Интроекцию дополняет проекция, при которой человек
отчуждает присущие ему качества, не соответствующие его «Я-концепции». Образующиеся в
результате проекции «дыры» заполняются проектами.
Ретрофлексия - «поворот на себя» происходит при блокаде потребности, с превращени-
ем межличностного конфликта во внутриличностный, что сопровождается мышечными зажи-
мами. Дефлексия - это уклонение от реальных контактов, замена их ритуальными формами
общения, болтливостью, сглаживанием конфликтов. Конфлуенция - полное слияние, выра-
жающееся в стирании границ между Я и окружением, конформности и симбиозе.
В результате действия описанных механизмов личность дробится на упрощенные дихо-
томии: мужское - женское, активное - пассивное, зависимость - отчужденность, рациональ-
ность - эмоциональность, эгоизм - бескорыстие и т. п. В ряду подобных дихотомий Перлз
придает особое значение такой игре, как «Собака сверху - Собака снизу», т. е. нападающее и
защищающееся начало (ср. Суперэго и Ид Фрейда, Родитель и Ребенок Берна). Фрагменти-
рованная личность диагностируется по рассогласованию между вербальными и невербальны-
ми проявлениями.
Терапевтический процесс движется с поверхности вглубь.
1 уровень - клише, где действия заменены ритуалами;
2 уровень - игра роли с поиском подходящего по сценарию партнера;
3 уровень - тупик, когда человек оказывается без роли и переживает чувство пустоты и
страха смерти (антиэкзистенциальный уровень или уровень фобического избегания);
4 уровень - внутреннего взрыва (подавленных чувств: горя, гнева, радости, оргазма).
Основные принципы терапии:
• принцип «сейчас» - прошлое и будущее существуют лишь как акты воспоминаний или
фантазий;
• принцип «Я - ТЫ» - прямая конфронтация мобилизует «настоящесть» переживаний;
• принцип субъективации высказываний - «что-то давит в груди» переводится как «Я по-
давляю себя»;
• континуум сознания - концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний со
всеми его составляющими: ощущениями, чувствами, мыслями, действиями.
Технические процедуры терапии называются играми и представляют собой эксперимен-
ты с различными ролями, отождествления со значимыми чувствами, отчужденными сублично-
стями и интроектами. Цель игр - закрытие гештальтов; критерием достижения цели является
«ага-переживание» (ср. с инсайтом). Наиболее известны следующие игры.
» Фокусирование на той части, которая выражает неосознанное переживание (клиенту
предлагают говорить от ее имени).
«Идентификация одной из трех зон осознавания.
» Челночная техника: клиент садится то на «горячий стул», обращаясь к воображаемому
собеседнику на «пустом стуле», то усаживается на «пустой стул», меняя роль на значимого
другого или собственную субличность.
» Незаконченное дело: клиенту предлагают покончить с каким-то чувством - например,
начать диалог со слов «Я обижен...».
«Проективная игра: клиент заявляет, что он жалеет кого-то; ему предлагают сыграть
роль человека, вызывающего жалость - «разыграть проекцию».
» Реверсия или выявление противоположного: «душечке» предлагают сыграть роль
«стервы».
» Упражнения на воображение (наиболее популярна игра «Антикварная лавка», в которой
пациент идентифицируется с определенными предметами).
Важное значение придается осознанию позиций, проявляющихся в речевых конструкци-
ях; их предлагают заменять в сторону большей личной ответственности. Вводятся следующие
правила:
- Употребляй местоимение Я вместо МЫ, ОН, ОНИ.
- Глагол «не могу» заменяй на «не хочу», «должен» - на «предпочитаю».
- Говори: «Я выбрал» вместо «Мне сделали».
- Говори: «Я хочу» вместо «Человек должен, мне следует».
- Расшифровывай слово ЭТО.
- Вопрос «почему» заменяй на «как».
- Вопрос превращай в утверждение.
Исключай минимизацию: «я устал» вместо «я немного устал».
- Используй настоящее время.
Широко применяются метафоры. Примером может служить метафора интеграции. Пос-
ле того, как челночным методом выявлены конфликтующие субличности пациента, на одина-
ковом расстоянии от «горячего» и пустого» стула ставится 3-й стул, на который усаживается
пациент. Он берет все хорошее (качества, умения) с 1-го стула левой рукой, затем все хоро-
шее со 2-го правой рукой. После этого руки соединяются, наступает интеграция субличнос-
тей. Эта же метафора может быть визуальной: представить сумку, куда складывается все нуж-
ное для сотрудничества обеих частей.
Большое внимание уделяется сновидениям и фантазиям, которые переносятся на реаль-
ную почву, в настоящее время, с возвращением личности тех их фрагментов, которые были
спроецированы на вымышленные образы. Сновидения рассматривают как проекцию, как воз-
можность осознания актуальных взаимоотношений с другими и терапевтом для понимания экзи-
стенциальной позиции индивида. Дж. Цинкер использует «Театр сновидения», где участники
гештальт-группы разыгрывают части сна под управлением сновидца, который распределяет роли
и задает нужное ему направление или предоставляет участникам свободу импровизации.
Основные цели фантазирования - контакт с неприемлемыми событиями, чувствами или
личными качествами, контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией, ис-
следование неизвестного, исследование новых или неизвестных аспектов личности. Одним
из наиболее распространенных упражнений при этом является «Антикварная лавка»', иденти-
фикация с каким-либо предметом в лавке, рассказ от его имени о своих ощущениях, предыс-
тории, прежних хозяевах.
Гештальт-терапевт обычно работает с одним (реже - двумя) из участников. Взявший на
себя роль пациента усаживается на «горячий стул» рядом с терапевтом. Остальные члены
группы могут идентифицироваться с работающим участником, оказывать ему эмоциональную
поддержку и обеспечивать обратную связь. Доброволец, находящийся на «горячем стуле»,
должен соблюдать принцип «здесь и сейчас» и рассказывать о содержании своего сознания.
Терапевт, не прибегая к интерпретациям, следует за пациентом, всячески поддерживая его в
попытках осознать, «что значит сейчас быть им».
Если пациент недостаточно осознает свои очевидные особенности, ему предлагают сыг-
рать роль, где они выступят в утрированной форме. Если он хочет избавиться от определенно-
го поведения, ему поручают роль человека с желательными чертами характера и в преувели-
ченной форе (техника «сделать наоборот»). Для игры дается 5-10 мин., затем участники де-
лятся впечатлениями.
Некоторые упражнения выполняются в парах или всей группой. Используется прием «блуж-
дающего стула», когда на нем оказывается то один, то другой участник. В современной груп-
повой гештальт-терапии уделяется внимание также социальному взаимодействию участников
и различным уровням функционирования группы: внутриличностному, межличностному, груп-
повому (Е. Кепнер).
М. Каплан описывает 5 основных функций гештальт-группы: средство психологической
поддержки участников, основа для получения участниками опыта «здесь и сейчас», условия
для осознания участниками переживаемого ими «здесь и сейчас» опыта, группа как активный
соучастник индивидуальной работы каждого члена группы, группа как динамичный и актуаль-
ный процесс межличностных отношений.
Руководитель должен придерживаться принципа «Здесь и сейчас», быть аутентичным
(самим собой) при взаимодействии с членами группы, не нуждаться в поддержке и восхище-
нии со стороны группы. Он должен подбирать и применять гештальт-упражнения творчески, в
соответствии с актуальными потребностями группы.
Руководитель группы определяет порядок и темп ее работы, для начала он может пред-
ложить участникам серию упражнений, которые фокусируют внимание на сознании текущего
момента и на взаимодействии с окружением. Затем он предлагает добровольцу занять место
на «горячем стуле» и подробно описывать, что ему удается осознать. На текущем моменте
сосредотачиваются и остальные члены группы.
Руководитель помогает участникам осознать их невербальное поведение (язык тела),
задавая вопросы: «Вы осознаете свою улыбку?», «Как, по-вашему, звучит ваш голос?», «Что
делает ваша нога?» и т. п. При этом может выявиться важная тема для групповой дискуссии.
Если невербальное поведение одного участника является реакцией на другого члена группы,
его просят обратиться ко второму прямо. Таким образом облегчается осознание скрытых чувств
и эмоциональных блоков.
Анализ переноса заменяется фокусированием на контакте: с собственными функциями,
с терапевтом, с членами группы. Для расширения границ контактов применяются специаль-
ные упражнения: длительное жевание, многократное открывание и закрывание глаз, фокуси-
рование взгляда, оглядывание по сторонам, прислушивание к звучанию речи, повторение
сказанного, прочувствование собственных движений (например, вращение глазами, головой,
тазом). Одновременно повышается доверие к другому человеку совместными физическими
упражнениями: прикосновениями, взаимными толчками и т. п. Применяют также релаксацию,
дыхательные упражнения, приемы телесной терапии, психогимнастики, танцевальной тера-
пии. Работа с контактом по И. и М. Польтстер проходит через 8 этапов: выявление потребно-
сти, попытка развернуть потребность, мобилизация внутренней борьбы, утверждение темы
(объединяющей потребность и сопротивление), тупик, катарсис, озарение, признание.
Одна из целей упражнений на осознание состоит в том, чтобы помочь члену группы
проанализировать свои чувства. Различают 4 уровня выражения чувств: блокированный (чело-
век не знает о чувстве), заторможенный (знает, но не проявляет), эксгибиционистский (про-
являет неадекватно), спонтанный (нормальный). Задача терапевта - довести пациента до 3-
го уровня и помочь ему поупражняться на этом уровне, пока он не перейдет на 4-й. В это
время происходит работа с отыгрыванием, которое проявляется в 4 основных вариантах: отыг-
рывание незаконченной ситуации из далекого прошлого, отыгрывание незаконченной акту-
альной ситуации, отыгрывание особенностей характера, отыгрывание полярности (противо-
положного чувства и поведения).
При работе с сопротивлением учитываются его варианты: интроекция (пассивное усвое-
ние чужого), проекция (приписывание своего другому), дефлексия (хаотичные связи с окружа-
ющими), конфлюэнция (симбиоз). Задачи гештальт-группы состоят в ассимиляции интроек-
тов, замене проекций прямым самовыражением, ослаблении ретрофлексивного напряжения,
установлении целенаправленных равноправных связей с окружающими.
Гештальттерапия (последние годы - в сочетании с трансактным анализом) широко при-
меняется для групповой терапии неврозов, а также для лечения психосоматических расстройств
и личностного развития.
Биоэнергетический анализ
А. Лоуэн на основе характероанализа В. Райха разработал свой биоэнергетический ана-
лиз. Он описал 9 типов характера: оральный, два мазохистских, два истерических, фалличес-
ки-нарциссический, шизоидный и шизофренический. Терапевтический эффект в концепции
Лоуэна обусловлен нормализацией биоэнергетических процессов. Так, при лечении конвер-
сионных проявлений предлагаются приемы, направленные на освобождение энергетических
каналов, при лечении соматизированной депрессии ставится задача повышения энергетичес-
кого потенциала.
Биоэнергетический анализ проводится на всех уровнях:
- на уровне 1 слоя (слой эго) - традиционная аналитическая работа;
_ на уровне 2 слоя (слой мышечного напряжения) - специфическая работа по снятию мы-
шечных блоков;
на уровне 3 слоя (слой отрицательных эмоций) - катартические техники.
Аналитическая и телесная работа занимают примерно одинаковое время. Феномены нео-
сознанной экспрессии вытесненных чувств страха, гнева (плач, рвота) анализируются, упраж-
нения наполняются осмысленным содержанием, после проработки которого переходят к сле-
дующему упражнению.
Анализ телесной организации позволяет получить важную дополнительную информацию.
Мышечные блоки являются эквивалентами эмоциональных фиксаций и проявляются различным
образом: в напряжении мышц или их вялости, болезненности или ощущении щекотки при про-
щупывании. Блок круговой мускулатуры глаз с подключением мышц глазного яблока подавляет
слезы («сухой плач»), но вызывает головную боль. Напряжение мышц плеч, задней части шеи и
верхней части спины блокирует удары рукой, агрессию, но ограничивает движения и вызывает
болевой синдром. Блокируются мышцы груди и таза, перекрывая любовь. Хронические функци-
ональные заболевания кишечника Лоуэн рассматривает как «плач кишечника» при напряженном
животе. Заблокированные колени, плохой контакт стоп с землей говорят о плохом заземлении,
укоренении (нет почвы под ногами, чувства безопасности и уверенности).
Применяются следующие специфические приемы снятия мышечного и эмоционального
напряжения: усиление укоренения, вибрация, выпускание живота, лук, глубокое дыхание с
валиком под поясницей, выдох со стоном и рыданием, вращение бедрами, движения тазом,
лягание, удары по мату. Имеются также специальные упражнения для мышц лица. Метод
применяется индивидуально и в группе.
В нашей стране применение биоэнергетической терапии нередко основано на идее ми-
стической природной биоэнергии (космической, экстрасенсорной, колдовской и т. п.). При
этом используются эффекты самовнушения и веры в сверхъестественное, распространенные
среди малообразованных людей и усилившихся в связи с «магическим настроем» в период
затяжного социально-экономического кризиса.
Психодинамическая терапия
психосоматических больных
Сохраняет значение анализ сновидений, которые по Фрейду являются прямой дорогой в
бессознательное пациента. А. Минделл, 2001 приводит случай женщины, у которой в груди было
много молока (гиперлактация) при отсутствии грудного ребенка. Она была совершенно резис-
тентна к терапии, категорически отказывалась отвечать на вопросы о своей жизни, однако мимо-
ходом пожаловалась на мужа, которого она ненавидела за то, что он никогда не мог ее прилас-
кать. В ответ на предположение терапевта о недостаточной нежности и чуткости у нее самой, она
обвинила его в собственной тупости. После этого она рассказала о сне, где она была брошенным
ребенком, и проинтерпретировала его так: «Я знаю, почему у меня так много молока: потому,
что я отказываюсь быть ребенком, мне следует больше нянчиться с собой».
Большое значение автор придает выявлению символического значения телесного симп-
тома. Так, мужчина с огромным зобом, не поддающимся лечению, отказался отвечать на воп-
рос о своем отце, сильно разволновался и начал бить себя по колену. Терапевт предложил
пациенту боксерскую грушу, которую тот бил до изнеможения с криками ненависти к отцу. Нако-
нец, выдохшись, он прошептал, что именно отец всегда запрещал ему драться и кричать - отец
как бы зажал ему горло, и теперь пытается контролировать его изнутри.
Фрайбергер, 1991 разработал 4-ступенчатую психодинамически ориентирован-
ную терапию психосоматических больных.
1. Восстановление орально-нарциссических связей со значимым другим и стабилизация
лабильного самосознания. Гарантия помощи, поддержка и ободрение. Вербализация пере-
живаний уменьшает их поверхностный, ипохондрический слой, снижает уровень тревоги, что
приводит к улучшению самочувствия, повышает доверие к психотерапевту и способствует со-
зданию мотивации ко 2 стадии терапии.
2. Развитие способности больного к восприятию собственных чувств и переживаний,
особенно фрустрационно агрессивных. Ассоциативный анамнез проясняет связь соматичес-
ких симптомов с биографией больного. Необходима эмпатическая поддержка, вдумчивое и
прочувствованное присоединение к тому, что говорит больной, - таким образом ему легче
прочувствовать и осмыслить свою ситуацию
3. Закрепление и улучшение саморефлексии, осознание конфликта, понимание связи
между соматическими симптомами и конфликтной ситуацией. Выработка позитивной мотива-
ции к конфликтоперерабатывающей терапии, которая ведется с учетом психологических воз-
можностей пациента.
4. Если возможно - полная переработка конфликта в ходе длительной раскрывающей терапии.
Маурер, 1986 применяет сомато-ориентированную психотерапию, теоретической
предпосылкой которой служит сочетание аналитической и экзистенциальной психологии в
рамках холистической (психофизиологической) модели. Этапы терапии:
1. установление эмоционального контакта;
2. интеграция в сознании терапевта разрозненных впечатлений;
3. осознание им того состояния больного, которое должно быть достигнуто в результате
терапевтических воздействий;
4. непосредственная переработка больным терапевтических вмешательств, интеграция
переработанного материала в собственное содержание психики больного;
5. осуществление больным спонтанных действий, связанных с уже приобретенной в ре-
зультате терапии новой ориентацией в собственной личности и своей жизни.
От терапевта требуется:
• многомерность мышления, целостное восприятие поведения больного на его соматичес-
ком, психологическом, социальном, экологическом и трансцендентном уровне;
• умение устанавливать эмпатическую коммуникацию;
• умение находить общий язык в речевом взаимодействии с больным.
Позитивная психотерапия по Н. Пезешкиану
Данная форма терапии также включает 5 ступеней: наблюдение, инвентаризация, ситуа-
тивное ободрение, вербализация и расширение системы целей.
1. Применяются:
А) висбаденский опросник, выявляющий симптомы, симптомообразующие факторы,
включая первичную травмирующую ситуацию;
Б) выслушивание больного и членов его семьи, наблюдение за их взаимоотношениями,
выяснение собственных эмоциональных реакций;
В) позитивное тлокование: позитивная переинтерпретация психосоматического расстрой-
ства с учетом его значения для больного и его семьи; в результате терапевт дистан-
цируется от собственного восприятия и модели мышления;
Рассматриваются: конфликты за последние 5 лет, механизмы реакций на конфликты - в
том числе механизмы телесных реакций и их значение для больного и его близких. Ана-
лизируются модели для подражания, нормы и обычаи, транскультуральные аспекты; ак-
туальные способности и их развитие, отношение значимых других.
Выясняется позитивное значение симптоматики, способов разрешения конфликтов для
сплочения семьи.
Достигается осознание и проговаривание скрытых конфликтов; анализируются отноше-
ния сдержанности/открытости в семье.
Привлекается внимание к другим сферам жизни, потребностям и возможностям, проис-
ходит расширение круга общения, постановка новых целей.
Семейная терапия
Семейная терапия психосоматических больных имеет важное значение, поскольку роди-
тельская семья играет ведущую роль в формировании таких патогенетических факторов психо-
соматических заболеваний, как алекситимия, конверсия, незрелость когнитивных и эмоциональных
структур личности. Родительские семьи больных характеризуются сдержанностью в проявлении
эмоций. Родители стремятся контролировать и подавлять инициативу своих детей, блокировать
несанкционированные эмоциональные проявления. Эти паттерны пациенты переносят в создан-
ную ими семью, поддерживая таким образом невротизирующую атмосферу.
Основной задачей семейной терапии является достижение осознания пациентом собствен-
ных эмоциональных проблем, тех ситуаций, которые поддерживают неконструктивное их разре-
шение в семье, и стереотипов поведения, уводящих пациента от его эмоциональных проблем.
Коррекция нарушений в рамках семейной терапии осуществляется по двум направлени-
ям: развитие и усиление эмоциональных коммуникаций в семье с использованием невербаль-
ных техник В. Сатир, 1999; разыгрывание ролевых ситуаций в аспекте поведенческой семей-
ной терапии следующего содержания: «просьба», «требование», «благодарность» и другие,
которые в дальнейшем обсуждаются. На семейных сессиях больные с помощь родственников
учатся расширять диапазон социально-психологических ролей за счет приобретения и углуб-
ления ролей «мужа и отца», «жены и матери».
Важно найти для пациента «союзника», наиболее заинтересованного в разрешении сло-
жившейся ситуации члена семьи (это может быть супруг или супруга, дети). С помощью «союз-
ника» проводится работа по повышению коммуникативной компетентности больного: повыше-
ние внешней привлекательности, организация досуга, вовлечение в различную совместную де-
ятельность, просьбы помочь, обнаружение своей неуверенности в роли воспитателя и т. п.
Клиническая иллюстрация (собственное наблюдение)
Г-д, 48 лет, консультант американской компьютерной фирмы, лингвист по образованию,
разведен, детей нет. Родители 70 лет живут в США, отец бывший инженер-электронщик на
пенсии по возрасту, мать заведует школьной библиотекой. Брат на 4 года моложе, преуспева-
ющий юрист, имеет большую дружную семью. Приехав на работу в Москву, Г-д в течение года
лечился в Американском медицинском центре по поводу психосоматических расстройств с
недостаточным эффектом и был направлен на консультацию.
Жалобы при поступлении: пониженное настроение, постоянное внутреннее напряжение,
чувство одиночества, утрата жизненной перспективы, снижение работоспособности, а также
затрудненное прерывистое мочеиспускание с частыми позывами, болезненная сухость губ,
набухание слизистой носа с затруднением дыхания.
Анамнез болезни. Больным себя считает последние 20 лет, с того времени, как отец
начал лечиться у уролога. У пациента в этот период развилась фиксация на мочевыделении,
возникли его нарушения, лечился у уролога спазмолитиками, часто приходилось удалять мочу
катетером. Временное улучшение наступило лишь после оперативного рассечения сфинктера
мочевого пузыря, после чего возникло забрасывание эйякулята в мочевой пузырь. Воспринял
это как «самооплодотворение». Все 20 лет посещал психотерапевтов, часто меняя их. Посто-
янно принимает антидепрессанты, транквилизаторы, спазмолитики, капли в нос, пользуется
гигиенической помадой; каждый вечер занимается социально-психологическим тренингом с
помощью курса на аудиокассетах.
Анамнез жизни. Дед по линии отца - выходец из Литвы, правоверный еврей, учил Г-да
русскому языку, относился к внуку нежно и уважительно.
Отец - «порядочный человек», общий любимец, очень мягок с окружающими и вспыль-
чив с женой и детьми (домашнее прозвище - Ьи11у, хулиган). Построил большую загородную
усадьбу, «настоящий хозяин, мужик». Всегда возвращался домой с работы в 6.30, отказывал-
ся работать по вечерам и выходным, не ездил в командировки, в 62 г. вышел на пенсию.
Последние 20 лет страдает почечно-каменной болезнью с расстройством мочеиспускания.
Вечером обычно смотрел телевизор, держа маленького Г-да на коленях и угощая шоколадом,
который поглощал в это время в больших количествах. В школьные годы много занимался с
сыном, но быстро раздражался, кричал, обзывал тупицей, бил по голове. Считает психологию
и психотерапию ерундой. Не интересуется переживаниями других и не делится своими. Счи-
тает себя всегда правым, яростно спорит с сыном при попытке возразить. Его кредо: думай
по-своему, но делай по-моему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: