Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсессивно-компульсивное расстройство 14 глава




Г. использование анестезирующих мазей.

Ответы

1. Правильные ответы А, Б, В. Фрейд выделял три фазы психосексуального развития ре-
бенка. Оральная фаза продолжается от 1 -го года до 1,5 лет жизни: это время, когда потребности
ребенка, восприятие и удовольствие сосредоточены в области рта, губ и языка. Мастурбация
появляется в раннем возрасте и достигает пика во время фаллической фазы и в пубертатном
периоде. Психоаналитическая теория связывает неврозы с нарушениями психосексуального раз-
вития - Фрейд наблюдал, что многие его пациенты искажали воспоминания о раннем сексуаль-
ном опыте и путали инфантильные сексуальные фантазии с реальными событиями.

2. Правильный ответ Б. Психиатрический диагноз часто может помочь поставить диагноз
нарушения эрекции. Психологически обусловленная дисфункция может быть вызвана трево-
гой, психическим расстройством или психодинамическим конфликтом. Ранние утренние эрекция
и нормальная функция при мастурбации и улучшение половой функции с некоторыми партне-
рами предполагают психодинамическую причину, как наличие скорее внезапного, чем посте-
пенного начала расстройства.

3. Правильный ответ В. Оценка ночной эрекции является распространенным методом
дифференциального диагноза между органической и функциональной импотенцией. В 80-95
процентах случаев наличие эрекции, которая в норме наблюдается во время фазы быстрого
сна, позволяет исключить органическую природу расстройства. Однако у мужчин с такими
состояниями, как гиперпролактинемия или едва уловимые сосудистые расстройства, может
наблюдаться эрекция во время фазы быстрого сна. Напротив, исследования могут показать
снижение эрекции полового члена при отсутствии органической патологии, например, у неко-
торых мужчин с депрессией. Исследование ночной эрекции не всегда является необходимым,
если пациент отмечает спонтанную эрекцию, утреннюю эрекцию или хорошую эрекцию при
мастурбации.


 



13-2499



4. Правильный ответ Б. Ряд соматических заболеваний и видов лечения связаны с умень-
шением способности женщин испытывать оргазм. Сахарный диабет, гипотиреоз и первичная
гиперпролактинемия часто приводят к этому осложнению. Ряд препаратов, таких, как гипо-
тензивные средства и некоторые антидепрессанты, могут также нарушить эту функцию. Бен-
зодиазепины обычно не нарушают ни эрекцию у мужчин, ни способность испытывать оргазм
у женщин.

5. Правильный ответ А. Вагинизм включает спазм мускулатуры наружной трети влагали-
ща и, таким образом, препятствует половому контакту. Обычно спазм возникает в ответ на
любую попытку проникновения, включая влагалищное исследование. Некоторые женщины с
этим расстройством способны к возбуждению и достижению оргазма при стимуляции клито-
ра. Спазм влагалищных мышц не поддается произвольному контролю.

6. Правильный ответ В. Сексуальная функция обычно нарушается у лиц, злоупотребляю-
щих алкоголем. Алкоголь оказывает непосредственное действие на тестикулы (яички - мужские
половые железы), чем могут быть вызваны обычно описываемые импотенция и сниженная про-
дукция и подвижность сперматозоидов. Объем эйякулята обычно снижен, а также отмечается
снижение продукции тестостерона. У женщин злоупотребление алкоголем приводит к наруше-
нию менструального цикла, а также к нежелательному действию на развивающийся плод.

7. Правильный ответ В. Техника лечения аноргазмии У. Мастерса и В. Джонсон основы-
вается на поведенческом подходе к терапии сексуальной дисфункции, но некоторые психоте-
рапевты (например, X. Каплан) включают и психодинамические аспекты. Это подход, ориен-
тированный на пару, где оба партнера участвуют с самого начала лечения. В совместных со-
беседованиях они побуждаются к обнаружению природы проблемы, пониманию сексуального
опыта друг друга, развенчанию мифов и неправильных представлений о сексе и развитию
правильного отношения к нему. Далее можно включать сначала один вид сексуального удов-
летворения, при котором развивается тревога, с последующим постепенным расширением
репертуара с помощью специальных упражнений, когда пара чувствует себя спокойно при
сексуальном удовлетворении друг друга. Им предписывают не иметь сексуальных контактов
до завершающих этапов лечения, тем самым устраняя основной источник тревоги.

8. Правильный ответ Д. В эдиповом комплексе нет ничего такого, что само по себе дик-
товало бы необходимость в психотерапевте того же или противоположного пола. Пациент пе-
реживает перенос независимо от пола аналитика, например, перенос чувств к матери на ана-
литика-мужчину. Так как психоаналитическая психотерапия использует перенос в качестве
основного средства раскрытия и разрешения конфликта, не следует избегать развития пере-
носа. Аналогично, психотерапевтическому процессу не будет способствовать и избегание сек-
суальных тем, так как они очень важны для развития эдипова комплекса и, следовательно, для
его разрешения.

9. Правильные ответы А, Б, В. Эффективность успешного лечения преждевременной
эякуляции достаточно высока. Методика лечения включает работу с обоими партнерами и
начинается с чувственного сосредоточения - серии упражнений, направленных на повыше-
ние восприятия приятных прикосновений, звуков и визуальных стимулов. Методика «сжатия»
является упражнением, когда половой член стимулируется до появления первых ощущений
наступающего оргазма, а затем сильно сжимается у венечной связки, что приводит к частич-
ной потере эрекции. Методика «стоп - старт» включает стимуляцию мужчины до точки, близ-
кой к наступлению оргазма; затем стимуляция прекращается, пока не исчезнет чувство на-
ступления оргазма. Использование анестезирующих мазей показало себя малоэффективным
при лечении преждевременной эякуляции.


Рекомендуемая литература

Васильченко Г.С. Сексология. Справочник. - М., 1990.

Каплан Х.С. Сексуальная терапия. Иллюстрированное руководство. Пер. с англ. - М., 1994.

Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. - М., 1994.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чешек. - М., 1991.

Либих С.С. (ред.). Руководство по сексологии. - СПб., 2001.

Либих С.С., Фрадкин В. И. Сексуальные дисгармонии. - Ташкент, 1990.

Мастере У. и др. Мастере и Джонсон о любви и сексе. -СПб., 1991.

Мастере У. и др. Основы сексологии. Пер. с англ. - М., 1998.

Фрейд 3. Психология сексуальное™. - Мн., 1993.

Фрейд 3. Три очерка по психологии сексуальности // Психология бессознательного. - М., 1990. - С. 123-

201.
Хорни К. Женская психология. Пер. с англ. - СПб., 1993.

Дополнительная литература

Абрагам К. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо // Классический психо-
анализ детского возраста. Красноярск, 1994. - С. 9-37.

Берн Э. Секс в человеческой любви. Пер. с англ. - М., 1990.

Буртянский Д.Л. и др. Основы клинической сексологии и патогенетической психотерапии. - Саратов, 1987.

Буртанский Д.Л., Кришталь В. В. Сексуальная дисгармония супружеской пары и ее коррекция: Учебное посо-
бие для врачей. - Харьк., 1982.

Вейнингер 0. Пол и характер: Принципиальное исследование. Пер. с нем. - М., 1999.

Винокуров Б.Л., Эскузян Ф.Ф. Медицинская и социальная реабилитация сексуальной дисгармонии и рас-
стройств мужской потенции при неврозах. - Сочи, 1993.

Голобурда А.В. Нарушение потенции у мужчин при истерическом неврозе и психопатии истероидного круга
//Журн. невропат, и психиатрии, 1990. - 35. - С. 107-112.

Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей - слушателей курсов последипломного образо-
вания. - М., 1998.

Дворкин Э.М. Психотерапия сексуальных расстройств // Руководство по психотерапии. - 2-е изд. - Таш-
кент, 1979.-С. 420-434.

Еникеева Д. Сексуальная жизнь женщины. - М.. 1998.

Еникеева Д. Сексуальная патология. - М., 1997.

Жеробкина И. «Прочти мое желание...» Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. - М., 2000.

Здравомыслов В.И. и др. Функциональная женская сексопатология. -А.- Ата, 1985.

Иванов Н.В. Психотерапия функциональных сексуальных расстройств у женщин // Руководство по психоте-
рапии. М., 1982.

Имелинский К. Сексология и сексопатология. Пер. с польск. - М., 1986.

Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М., 1993.

Келли Г. Основы современной сексологии. Пер. с англ. - СПб., 2000.

Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. Пер. с нем. - М., 1994. Т. 1 -2.

Кибрик Н.Д., Андрианов В. В. Особенности психотерапевтической помощи суицидентам с сексуальными
дисгармониями//Метод, рек. - М., 1993.

Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1990.

Кочарян Г.С. Новые психотерапевтические приемы и методики в сексологической практике // Метод, рек. -
М.,1991.

Кочарян Г.С. Ускоренный вариант аутогенной тренировки для лечения сексуальных расстройств // Метод,
рек.-М.,1991.

Кришталь В. В., Агишева Н.К. Психодиагностика и психотерапевтическая коррекция сексуальной дисгармо-
нии супружеской пары. - М., 1985.


 



13*



Кришталь В. В., Пульман Б.Л. Сексология. Т. 1. Нормальная сексология. Т. 2. Клиническая сексология. Общая
сексопатология. -X., 1997.

Кришталь В. В., Григорян С.Р. Сексология. Т. 3. Клиническая сексология мужчин. Т. 4. Клиническая сексоло-
гия женщин. -X., 1998.

Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных про-
блем и трудностей во взаимоотношениях. Пер. с англ. - Воронеж, 1993.

Лев-Старович С. Партнерский секс. Пер. с польск. - М., 1990.

Либих С.С. К проблеме гармонизации сексуальных отношений в супружеской жизни: Лекции для врачей-
курсантов.-Л., 1982.

Литвак М.Е. Секс в семье и на работе. - Ростов н/Д., 2001.

Лоуэн А. Любовь и оргазм. Пер. с англ. - М., 1998.

Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ любви и сексу-
альности. Пер. с англ. - Мн., 1998.

Лявшина Г.Х. Психосексуальное развитие детей: Учебное пособие. - СПб., 1996.

Макдугал Дж. Тысячеликий Эрос. Психоаналитическое исследование человеческой сексуальности. Пер. с
англ.-СПб., 1999.

Моник Ю. Кастрация и мужская ярость. Фаллическая травма. Пер. сангл. - М., 1999.

Моник Ю. Фаллос. Священный мужской образ. Пер. с англ. - М., 2000.

Неврозы и сексуальные расстройства. - Воронеж, 1985.

Некрасов С.Н., Возилин И.В. Жизненные сценарии женщины и сексуальность. - Свердловск, 1991.

Ницшке Б. Значение сексуальности в трудах Зигмунда Фрейда // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1.
Пер. с нем. - М., 1998. - С. 365-406.

Общая сексопатология (Руководство для врачей). - М., 1977.

Посвянский П.В. Психотерапия психогенно-функциональных форм мужской половой слабости // Руковод-
ство по психотерапии. - М., 1974.

Райх В. Сексуальная революция. Пер. с нем. - СПб., 1997.

Рейбен Д. Все, что вы хотите узнать о сексе, но стеснялись спросить. Пер. с англ. - Харьк., 1991.

Рожановская З.В. Психотерапия сексуальных нарушений у женщин // Руководство по психотерапии. - 3-е
изд. Ташкент, 1985.

Свядощ А.М. Женская сексопатология. - 3-е изд. - М., 1988.

Старшенбаум Г. В. Гипноз и аутотренинг // Твое здоровье, 1995. - № 1. - С. 35-61.

Тауск В.К. К психологии детской сексуальности // Клинический психоанализ детского возраста. - Красно-
ярск, 1994.-С. 85-101.

Федорова А. И. Диспарейния: патогенез, клиническая картина, лечение. - СПб., 1999.

Фрейд 3. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Зигмунд Фрейд, психоанализ и
русская мысль. - М., 1994. - С. 15-28.

ХолдерА. Эдипов комплекс//Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. -М., 1998. -С. 613.

ХолисДж. Нарциссизм. - М., 2002.

Щеглов Л.М. Неврозы и сексуальные расстройства. - СПб., 1996.

Щеглов Л.М. Сексология. Врачу и пациенту. - СПб., 2001.

Янг Р. Эдипов комплекс. - М., 2002.


Глава 8
РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Общие положения

Характер отражает всё многообразие отношений личности к окружающему миру
и к самой себе. Личность включает задатки, способности, темперамент, харак-
тер и направленность.

Крайние варианты личностной нормы называются акцентуациями. Они отли-
чаются от психопатических состояний тем, что дезадаптация личности возникает
лишь при воздействии специфической для данного вида акцентуации психоге-
нии; тогда как психопатические состояния дезадаптации развиваются при воз-
действии любой психогении или даже без видимых причин.

Психопатии - расстройства личности, длительно существующие, глубокие и
стойкие нарушения характера, дезадаптивные модели поведения, эмоциональ-
ного и когнитивного реагирования, принимаемые личностью (эгосинтонные, в
отличие от невротических эгодистонных, не принимаемых личностью).

А. Е. Личко, 1985 на подростковом материале описал патохарактерологические реакции -
психогенно обусловленные, выраженные и стереотипно повторяющиеся отклонения в пове-
дении, отличающиеся от нормальных его форм склонностью:

• к генерализации (способностью возникать в самых различных ситуациях и по различ-
ным, зачастую незначительным поводам);

• к стереотипности проявлений, повторяя как клише по разным поводам одни и те же поступки;

• превышать «потолок» поведенческих нарушений, однако в соответствии с поведенчески-
ми девиациями, свойственными группе, к которой принадлежит индивидуум;

• приводить к социальной дезадаптации.

Указанные реакции проявляются в трех основных клинических формах: неустойчивые,
истероидные и аффективно-эксплозивные.

Выделены следующие типы характерологических реакций:

1. отказа - характеризуется отсутствием или снижением стремления к естественным кон-
тактам с окружающими;

2. оппозиции - характеризуется активным или пассивным противопоставлением себя ок-
ружающим;

3. имитации - характеризуется стремлением к подражанию какому-либо лицу или образцу;

4. компенсации - характеризуется стремлением скрыть или восполнить собственную несо-
стоятельность в какой-либо области успехом в другой;

5. гиперкомпенсации - характеризуется стремлением достичь успеха именно в той облас-
ти деятельности, в которой отмечается несостоятельность;


6. эмансипации - характеризуется склонностью к подчеркнутой собственной самостоятель-
ности и независимости;

7. группирования - характеризуется неспособностью к самостоятельной деятельности и стрем-
лением решить собственные проблемы посредством группировки с другими людьми.
При формировании акцентуации характера наблюдается нарушение влияния родителей на

детей в форме воспитательной неуверенности или фобии утраты ребенка. При гиперпротекции
родители оказывают ребенку слишком много внимания, при гипопротекции - недостаточно.
Они могут потворствовать удовлетворению его потребностей или игнорировать их. Могут предъяв-
лять к ребенку как чрезмерные требования (выполнения обязанностей или соблюдения запре-
тов), так и непозволительную мягкость, чрезмерно пользовать санкциями или неоправданно
избегать их. Наконец, стиль воспитания может быть неустойчивым, непоследовательным.

А. Е. Личко, 1976 показал, что гиперпротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях
по гипертимному, неустойчивому и конформному типу. Доминирующая гиперпротекция наибо-
лее травматична для гипертимных подростков и детей с психастеническими, сенситивными и
астено-невротическими чертами. Воспитание по типу потворствующей гиперпротекции небла-
гоприятно для истероидной, лабильной и гипертимной акцентуации. Эмоциональное отверже-
ние больше всего травмирует лабильных, сенситивных и астено-невротических подростков. Ус-
ловия повышенной моральной ответственности наиболее тяжелы для психастеников.

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, 1998 описывают эффект самоусиления нарушений,
возникающий, если в ответ сопротивлению родителей неблагоприятным проявлениям харак-
тера подростка последний добивается своих целей усилением этих проявлений (эпилептоид -
агрессивным взрывом, истероид - усилением демонстрации, неустойчивый - полным ухо-
дом из-под контроля). Авторы выделяют и такие патологизирующие роли родителей, как рас-
ширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, проекция на
подростка собственных нежелательных качеств. У родителей пациентов детского и подростко-
вого возраста часто встречаются неразвитость родительских чувств, сдвиг в установках роди-
теля по отношению к подростку в зависимости от пола подростка.

Соотношение типов воспитания и типов характеров
(по В. Д. Менделевичу, 1999).

 

 

Тип воспитания Тип характера
И Ш В ПС А П М
«Кумир семьи» ++ - - - - - +
Гиперопека + + + - ++ - +
Гипоопека + ++ ++ - + - +
Безнадзорность - + + - - - -
«Золушка» - - - - + - -
«Ежовые рукавицы» - + ++ + + - •»•
Парадоксальная коммуникация - ++ - - - + +

- истерический; Ш - шизоидный; В - возбудимый, ПС - психастенический; А - астенический; П -

паранойяльный; М - мозаичный тип характера.
. _ степень влияния особенностей воспитания на формирование соответствующих типов характера.

Основные клинические критерии психопатических состояний определяются триадой
П. Б. Ганнушкина: тотальность (везде), относительная стабильность патологических черт лич-
ности (всегда) и их выраженность до степени социальной дезадаптации. Характерны ригид-
ность, скрытая защитная тревога, недостаток сопереживания (даже при проявлении заботы),
психическая незрелость, межличностные трудности на работе и в любви.

Отмечается высокий показатель конкордантности у монозиготных близнецов. В процес-
се развития часто наблюдаются индивидуальные трудности и семейные проблемы. Расстрой-
ства личности проявляются в подростковом возрасте или юности.

Для психогенеза психопатии характерен порочный круг: индивид не видит себя так, как окру-
жающие, не сочувствует им. Из-за этого возникают межличностные конфликты, срываются меха-
низмы компенсации, что приводит к дальнейшему нарастанию конфликта, еще большей деком-
пенсации, дальнейшему усилению и стабилизации патологических личностных особенностей.

Патохарактерологическое развитие (невротизация) личности наблюдается после длитель-
ных стрессовых ситуаций. Чаще оно принимает форму ананкастного, тревожного, импульсив-
ного, истерического, параноидального расстройства на уровне невротического поведения (не-
вроз характера по Фрейду).

Психопатизация личности характеризуется большей выраженностью и стабильностью
проявлений, формируется обычно в результате органического поражения мозга или психоти-
ческого приступа. При психопатизации чаще встречаются признаки астенического, импуль-
сивного и.истерического расстройства.

Динамика психопатий может проявляться невротическими и психопатическими реакция-
ми, психогенными депрессиями на невротическом уровне, декомпенсациями, фазовыми со-
стояниями, патологическим развитием личности.

Невротические реакции у психопатических личностей - чаще астенические и истеричес-
кие; от невротических реакций, развивающихся не на психопатической почве, отличаются лег-
костью возникновения и рецидивирования, стойкостью.

Психопатические реакции - кратковременное усугубление личностных расстройств в от-
вет на неблагоприятные внешние воздействия.

Психогенные депрессии на невротическом уровне у психопатических личностей отлича-
ются затяжным течением, плохой курабельностью (податливостью к лечению) и склонностью
к рецидивированию из-за поведенческих расстройств, создающих вокруг больного атмосферу
хронического стресса.

Декомпенсации - состояния резкого и сравнительно длительного усугубления личност-
ных расстройств вследствие переутомления или психогении, обусловленные поломкой выра-
ботанных с годами компенсаторных механизмов. На высоте декомпенсации могут развиться
психозы: сумеречные состояния сознания у истероидов, тяжелые дисфории и патологические
аффекты у возбудимых и эпилептоидов, бредовые психозы у параноидальных. Велик риск
тяжелой гетеро- и аутоагрессии.

Фазовые состояния - спонтанные периодические расстройства настроения. При дли-
тельности в течение нескольких часов или дней говорят об эпизодах дистимии (печальная
подавленность) или дисфории (мрачная озлобленность). Могут быть монополярные фазы (деп-
рессивные, гипертимные) и биполярные.


 




Патологическое развитие личности: у сформировавшейся психопатической личности после
неблагоприятных внешних воздействий развиваются стойкое сутяжно-паранойяльное или ипо-
хондрическое состояние на уровне сверхценных идей либо на психотическом уровне.

Для понимания генеза расстройств личности важное значение имеют труды таких иссле-
дователей, как 3. Фрейд, К. Юнг, Г. С. Салливан, Э. Эриксон и др.

В структурной теории 3. Фрейд выделил три уровня психики: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Это
явилось развитием топографической модели, отображающей концепции сознательного и бес-
сознательного. «Оно» является вместилищем влечений, направленных на получение удоволь-
ствий; «Я» является центральным посредником, перерабатывающим «Оно», «Сверх-Я» (со-
весть и идеалы) и реальность. Конфликт, производящий сигнал тревоги, возникает, когда
неприемлемые импульсы «Оно» угрожают проникнуть в сознание или реализоваться в пове-
дении, неприемлемом для «Сверх-Я» и «Я».

К. Юнг был первоначально членом ближайшего окружения 3. Фрейда, но позже силь-
но разошелся с ним в вопросах либидо, психической энергии и природы бессознательного.
К. Юнг считал, что бессознательное является более чем продуктом истории индивида и вклю-
чает также коллективное бессознательное с памятью культурного прошлого, национальной
памятью и даже дочеловеческой памятью. Бессознательное содержит архетипы, которые яв-
ляются врожденными идеями, аккумулированными многими поколениями и взаимодействую-
щими с жизненным опытом. Архетипы включают врожденные представления о таких поняти-
ях, как мать, отец, герой, а также живущие в человеке прототипы мужчины и женщины.

Г. Кохут изначально являлся классическим психоаналитиком, который в дальнейшем раз-
работал систему психоанализа, которая наиболее часто обозначается как эгопсихология. В
большей степени, чем инстинкты и конфликты, Кохут рассматривал развитие «Я», особенно
то, как оно относится к задержкам развития и недостатку эмпатии, соответствующей фазе. Он
меньше уделял внимания сопротивлению, защите и конфликтам по сравнению с нарушения-
ми развития, которые оставляют стойкий отпечаток на образе «Я» и самооценке. Наиболее
важными из таких нарушений являются недостаток эмпатии и подражания, из-за чего у ребен-
ка развивается чувство пониженной самооценки.

Дж. Боулби обычно считают психоаналитиком, занимающимся изучением поведенческо-
го комплекса, привязанности. Его исследования предполагают особую значимость первично-
го симбиотического влечения в раннем детском возрасте, которое проходит определенные
стадии развития. Это проявляется в симбиотическом поведении, включающем цепляние, со-
сание, преследование, крик и улыбку. Он рассматривал отношения родителя и ребенка как
центральные, а не как средство отреагирования.

0. Кернберг подчеркивает исключительное значение расщепления в диагностике и лече-
нии пограничного расстройства личности. Расщепление включает неспособность соединять
хорошие и плохие качества собственного «Я» или окружающих в целостный образ. Это часто
приводит к тому, что одно и то же лицо либо идеализируют (любят), либо не ценят (ненави-
дят). Расщепление предохраняет пациента от распространения тревоги и препятствует под-
держанию стабильных и позитивных интроекций. Другие механизмы защиты также имеют
определенное значение, но являются второстепенными.

Г. С. Салливан наиболее известен своей теорией развития личности, которая подчерки-
вает важность межличностных отношений. Г. С. Салливан считал, что первые 5 лет жизни,
хотя и являются важными для психологического развития, не полностью определяют структу-
ру личности. Напротив, личность продолжает развиваться и изменяться на протяжении подро-
сткового периода и даже взрослого состояния. Он подчеркивал влияние социального положе-


ния и условий на развитие. Теория Г. С. Салливана сфокусирована на комплексной концепции
«Я», которая в значительной степени отличается от психоаналитической концепции «Я».

Э. Эриксон представил развитие личности человека в виде 8 больших последовательных
стадий. Признавая теорию психосексуального развития 3. Фрейда, Э. Эриксон расширил ди-
апазон ее описания, включив социальные факторы помимо связи родитель - ребенок, пере-
неся внимание с психопатологических образований на нормальный рост и развитие, а также
сделав заключение о том, что процесс развития продолжается в течение всей жизни. Разре-
шение каждой из 8 стадий развития зависит, как утверждал Э. Эриксон, от качества предше-
ствующей стадии и влияет на течение последующих стадий.

В течение орально-сенсорной стадии (1-й год жизни) наиболее важным и спорным вопро-
сом является «доверие - недоверие». В течение второй стадии, соответствующей анальному
периоду по 3. Фрейду, успешное разрешение конфликта приводит к автономии; проблемы,
возникающие на этой стадии, могут привести к чувству стыда или неуверенности в себе. Тре-
тья стадия длится в течение 5-го года жизни и соответствует появлению эдипова комплекса по
3. Фрейду. Э. Эриксон описывает задачу этой стадии как формирование нормально растущей
инициативы. В течение латентной фазы, в возрасте 6-11 лет, основным психосоциальным
кризисом является «трудолюбие - неполноценность». Основываясь на автономии и инициатив-
ности предшествующих стадий, дети приближаются к задачам взрослой жизни. Будет ли отме-
чаться удовлетворение достижениями или появится чувство неполноценности, зависит от взаи-
модействия ребенка с учителями и сверстниками, а также с родителями. Идеи Э. Эриксона по
поводу развития идентификации в подростковом возрасте особенно широко известны. Он пола-
гал, что в течение этого периода подростки стараются интегрировать и сделать более явной
эгоидентичность в отношениях с родителями, сверстниками и лицами противоположного пола;
если этот процесс не будет успешным, это может привести к ролевому смешению.

Хотя 3. Фрейд считал, что оживление эдипова комплекса в подростковом возрасте явля-
ется финальной стадией развития, Э. Эриксон видел, что развитие продолжается и во взрос-
лом состоянии. Он считал первым кризисом ранней зрелости конфликт между интимностью и
изоляцией. В возрасте средней зрелости ключевым исходом является «продуктивность - инер-
тность». Э. Эриксон подчеркивал важность не только воспитания детей, но и поощрения попы-
ток помочь другим, особенно молодому поколению. В последней стадии люди оценивают
свою жизнь. Адекватное разрешение стадий интимности и продуктивности обеспечивает со-
держание этой стадии (целостность - эгоинтеграцию); недостаточное разрешение может выз-
вать отчаяние и безумный страх смерти.

Параноидальное расстройство личности

Характерны: тенденция приписывать окружающим злые намерения, недоверие, подо-
зрительность, скрытность, ревность, поиск скрытого окружающего смысла в высказываниях и
действиях других, недоброжелательность, неспособность прощать обиды, агрессивные реак-
ции на воображаемые угрозы.

Чаще встречается у мужчин, в семьях которых имеются больные шизофренией и бредо-
выми расстройствами, испытавших в детстве трудности в семейных отношениях и насилие.

Психодинамика: проекция (приписывание отрицаемых побуждений другому); отрицание
(игнорирование реальных событий и переживаний), рационализация (рассудочное обоснова-
ние скрытых побуждений). Стыд, оборонительные, мазохистские, ипохондрические черты, а
также несостоявшаяся индивидуализация.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...