Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология оценки




В педагогических измерениях принято различать три уровня результатов образования. Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях. Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель в конкретном образовательном учреждении, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации. В процессе измерений появляется третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений обучающихся. Все три уровня представления результатов образования отличаются друг от друга. Опыт показывает, что реальные достижения обучающихся ниже планируемого уровня в образовательных стандартах и реализуемого учителями.

В связи с вышесказанным важнейшим положением становится следующее: стандарт гарантирует возможность для достижения каждым обучающимся планируемых результатов образования при выполнении условий организации образовательного процесса, указанных в стандарте.

Одно из основных назначений системы оценки результатов образования - выявить достижение требований к освоению основной образовательной программы, которые заданы в образовательных стандартах. Следовательно, содержание требований должно служить основанием при определении содержания и критериев оценки.

Оценка достижения требований к освоению основных образовательных программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально-ориентированного подхода. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению основных образовательных программ или требования к результатам образования.

Систему оценки результатов образования необходимо переориентировать на другой принцип оценивания по сравнению с традиционно используемым в образовательной организации – необходимо перейти на накопительную систему оценивание на основе «сложения», а не «вычитания».

Как известно, образовательный стандарт фиксирует объем и уровень полноценного образования по каждой его области, учебной дисциплине и курсу. Все, чем обязан овладеть обучающийся на уровне планируемых стандартом требований к результатам образования, должно стать его личным достоянием, усвоено сознательно и прочно, поэтому первым шагом обновления системы оценки должна стать обязательность проверки и оценки овладения обучающимся теми знаниями и умениями, на которые можно опереться при организации последующего обучения, его дальнейшей дифференциации и специализации.

Объективность оценки предполагает, во-первых, соответствие измерителей планируемым целям, в нашем случае - требованиям к результатам образования, т. е.


валидность содержания проверочной работы. Во-вторых, объективность оценки невозможна, если не будет обеспечена однозначность оценки работы обучающегося любым проверяющим. Выполнение этого условия во многом зависит от выбора формы и способа оценки.

Разрабатываемая система оценки достижения требований к результатам образования должна включать различные формы и способы оценки, при использовании которых обеспечивается валидность измерителей и оценочных процедур принятой системе требований к освоению основных образовательных программ. Это означает полноту и адекватность проверки достижения принятых требований стандарта, что может быть реализовано в рамках комплексного подхода. В связи с этим важной методологической проблемой становится обеспечение оценки всех требований к результатам образования, заявленных в стандарте.

Требования к результатам образования в стандартах сформулированы, как правило, в общем виде. Для измерения достижения большинства требований необходима их операционализация, т. е. конкретизация с ориентацией на

«измеряемость». Процесс операционализации состоит в уточнении и конкретизации отдельных элементов требований, обеспечивающих возможность их измерения (создания измерителей, шкалы и критериев оценивания достижения требований, способа представления результатов и т. д. ).

Для полноценной организации процесса обучения важна полная открытость для всех его участников, а также широкой общественности требований стандарта, системы измерителей и оценочных процедур, а также результатов обучающихся.

Для оценки достижения требований к результатам образования (построения шкал оценивания и описания результатов) предлагается использовать уровневый подход к представлению результатов. Невозможно всех обучающихся выучить на одном  и том же           уровне. В любом классе есть обучающиеся с    разными способностями и интересами. Важной методологической задачей становится определение и оценка разных уровней образовательных достижений обучающихся. Для повышения эффективности оценки      образовательных       достижений, стимулирующей развитие обучающихся, обеспечивающей индивидуализацию учебного процесса, а также объективную оценку деятельности учителей и образовательных учреждений, необходимо создание системы     оценки образовательных достижений обучающихся, учитывающей динамику их развития. Она   должна включать создание системы    мониторинга              образовательных достижений обучающихся на основе единых методологических подходов для регулярного проведения оценочных процедур, начиная со стартовой диагностики

и находя продолжение в определении индивидуального прогресса обучающихся. Таким образом, в стандартах проявились следующие новые направления:

- система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов;

- оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования;

- ориентация оценки на деятельностный подход;

- комплексный подход к оценке результатов образования;


- «встроенность» оценивания в образовательный процесс;

- оценка индивидуального прогресса обучающихся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...