Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология научного исследования




А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2-е издание, исправленное

Рекомендовано

Министерством образования и науки Украины

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений

Киев 2004


ББК 72в6я73

Б27

Рецензенты: Г. А. Дмитренко, д-р экон. наук, проф. Н. П. Лукашевич, д-р филос. наук, проф. В. И. Судаков, д-р социол. наук, проф.

Одобрено Ученым советом Межрегиональной Академии управления персоналом (протокол № 9 от 28. 10. 03)

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины (письмо № 14/18. 2-1099 от 13. 07. 01)

Баскаков А. Я., Туленков Н. В.

Б27Методология научного исследования: Учеб. пособие. —

2-е изд., испр. — К: МАУП, 2004. — 216 с: ил. — Библиогр.: с. 208-212.

ISBN 966-608-441-4

В пособии рассматривается актуальная, сложная и недостаточно разра­ботанная проблема методологии научно-исследовательской деятельности по организации и изучению явлений и процессов реальной действительности. Анализируются проблемы логики и методологии научного исследования, вопросы типологии методов научного познания, диалектика процесса науч­ного исследования, основные методы, способы и приемы эмпирического и теоретического уровней познания, а также методика и технология их прак­тического использования в научно-исследовательской и практической дея­тельности.

Для аспирантов, преподавателей и студентов, специализирующихся в об­ласти экономики, менеджмента, социологии, социальной работы, психоло­гии, политологии, правоведения и культурологии, а также для всех, кто инте­ресуется актуальными вопросами современной логики и методологии научно­го исследования.

ББК 72в6я73

©                                           А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков, 2002

©                                           А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков, 2004, испр.

©                                           Межрегиональная Академия управления

ISBN 966-608-441-4             персоналом (МАУП), 2004


ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в эпоху коренных преобразований, меняющих соци­альную картину мира, движущие силы развития общественного про­изводства. Существенную роль в этих процессах играет наука. За ми­нувшее столетие ее значение в жизни общества неизмеримо возросло. Она превратилась в непосредственную производительную силу об­щества, в важный элемент социально-экономического и техническо­го прогресса, в важнейшее средство социального управления. При­менение достижений науки позволило человечеству ускоренными темпами развивать материальное и духовное производство, созда­вать материальные и духовные ценности. Сама же наука при этом превратилась в огромный и сложный социальный организм. В этих условиях вопросы дальнейшего развития науки, упорядочения систе­мы научных знаний, повышения эффективности научных исследова­ний приобрели принципиально новое значение с позиций не только самой науки, но и общественной практики.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих ускорение науч­ных исследований, является дальнейшая разработка теории и мето­дологии научного познания и исследования, что объясняется, с од­ной стороны, потребностями современного научно-технического и социального прогресса общества, а с другой — усложнением самого процесса научного познания и исследования и, кроме этого, дальней­шей дифференциацией и интеграцией научного знания.

Эти существенные изменения ведут к возрастанию научной роли философии как общемировоззренческой, общетеоретической и об­щеметодологической научной дисциплины. Вместе с тем опыт совре­менного развития науки показывает, что философия только соб­ственными силами не в состоянии выполнить сложные задачи синте­за и методологической обработки всей системы научного знания. Наблюдается заметное усложнение и расширение исследования про­блем методологии научного познания. С одной стороны, сейчас каж­дая научная дисциплина осуществляет первичный синтез специаль-


ных знаний, осмысливает ее взаимодействие со смежными дисципли­нами, участвует в разработке общих проблем теории и методологии научного исследования. С другой стороны, в рамках философии на-ряду с разработкой общей теории диалектики, логики и методологии научного познания все интенсивнее исследуются теоретико-методо­логические проблемы естествознания, техники, обществоведения.

Разработка проблем методологии научного познания осуществ­ляется в двух основных направлениях — субъективной и объектив­ной диалектики. В первом случае исследуются всеобщие теоретичес-кие и логико-гносеологические основы методологии научного иссле-дования. Во втором случае объектом изучения являются предметы и явления реальной действительности и логика познания в этом от-ношении должна определяться исходя из специфики объекта и задач его исследования.

Исходя из данных положений, в пособии в обобщенном виде ана-лизируются общетеоретические, логико-гносеологические и логико-методологические основы научного исследования, а также опреде-ляются логика, технология и методика процесса научного познания, основные уровни и методы научного исследования.

При изложении конкретного учебного материала авторы опира-лись на опубликованные в последние годы работы отечественных и зарубежных исследователей.

Главы 1-7 написаны А. Я. Баскаковым, главы 11-17 Н. В. Тулен-ковым, а главы 8-10, введение и заключение — совместно.


 Часть I

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...