Методология научного исследования
Стр 1 из 25Следующая ⇒ А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е издание, исправленное Рекомендовано Министерством образования и науки Украины в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Киев 2004 ББК 72в6я73 Б27 Рецензенты: Г. А. Дмитренко, д-р экон. наук, проф. Н. П. Лукашевич, д-р филос. наук, проф. В. И. Судаков, д-р социол. наук, проф. Одобрено Ученым советом Межрегиональной Академии управления персоналом (протокол № 9 от 28. 10. 03) Рекомендовано Министерством образования и науки Украины (письмо № 14/18. 2-1099 от 13. 07. 01) Баскаков А. Я., Туленков Н. В. Б27Методология научного исследования: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — К: МАУП, 2004. — 216 с: ил. — Библиогр.: с. 208-212. ISBN 966-608-441-4 В пособии рассматривается актуальная, сложная и недостаточно разработанная проблема методологии научно-исследовательской деятельности по организации и изучению явлений и процессов реальной действительности. Анализируются проблемы логики и методологии научного исследования, вопросы типологии методов научного познания, диалектика процесса научного исследования, основные методы, способы и приемы эмпирического и теоретического уровней познания, а также методика и технология их практического использования в научно-исследовательской и практической деятельности. Для аспирантов, преподавателей и студентов, специализирующихся в области экономики, менеджмента, социологии, социальной работы, психологии, политологии, правоведения и культурологии, а также для всех, кто интересуется актуальными вопросами современной логики и методологии научного исследования. ББК 72в6я73 © А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков, 2002
© А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков, 2004, испр. © Межрегиональная Академия управления ISBN 966-608-441-4 персоналом (МАУП), 2004 ВВЕДЕНИЕ Мы живем в эпоху коренных преобразований, меняющих социальную картину мира, движущие силы развития общественного производства. Существенную роль в этих процессах играет наука. За минувшее столетие ее значение в жизни общества неизмеримо возросло. Она превратилась в непосредственную производительную силу общества, в важный элемент социально-экономического и технического прогресса, в важнейшее средство социального управления. Применение достижений науки позволило человечеству ускоренными темпами развивать материальное и духовное производство, создавать материальные и духовные ценности. Сама же наука при этом превратилась в огромный и сложный социальный организм. В этих условиях вопросы дальнейшего развития науки, упорядочения системы научных знаний, повышения эффективности научных исследований приобрели принципиально новое значение с позиций не только самой науки, но и общественной практики. Одним из важнейших условий, обеспечивающих ускорение научных исследований, является дальнейшая разработка теории и методологии научного познания и исследования, что объясняется, с одной стороны, потребностями современного научно-технического и социального прогресса общества, а с другой — усложнением самого процесса научного познания и исследования и, кроме этого, дальнейшей дифференциацией и интеграцией научного знания. Эти существенные изменения ведут к возрастанию научной роли философии как общемировоззренческой, общетеоретической и общеметодологической научной дисциплины. Вместе с тем опыт современного развития науки показывает, что философия только собственными силами не в состоянии выполнить сложные задачи синтеза и методологической обработки всей системы научного знания. Наблюдается заметное усложнение и расширение исследования проблем методологии научного познания. С одной стороны, сейчас каждая научная дисциплина осуществляет первичный синтез специаль-
ных знаний, осмысливает ее взаимодействие со смежными дисциплинами, участвует в разработке общих проблем теории и методологии научного исследования. С другой стороны, в рамках философии на-ряду с разработкой общей теории диалектики, логики и методологии научного познания все интенсивнее исследуются теоретико-методологические проблемы естествознания, техники, обществоведения. Разработка проблем методологии научного познания осуществляется в двух основных направлениях — субъективной и объективной диалектики. В первом случае исследуются всеобщие теоретичес-кие и логико-гносеологические основы методологии научного иссле-дования. Во втором случае объектом изучения являются предметы и явления реальной действительности и логика познания в этом от-ношении должна определяться исходя из специфики объекта и задач его исследования. Исходя из данных положений, в пособии в обобщенном виде ана-лизируются общетеоретические, логико-гносеологические и логико-методологические основы научного исследования, а также опреде-ляются логика, технология и методика процесса научного познания, основные уровни и методы научного исследования. При изложении конкретного учебного материала авторы опира-лись на опубликованные в последние годы работы отечественных и зарубежных исследователей. Главы 1-7 написаны А. Я. Баскаковым, главы 11-17 Н. В. Тулен-ковым, а главы 8-10, введение и заключение — совместно. Часть I ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|