Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Содержание научной. Гипотезы, ее выдвижение и обоснование




Глава 6. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНОЙ

ГИПОТЕЗЫ, ЕЕ ВЫДВИЖЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ

Теоретическая стадия исследования проблемы начинается с выд­вижения и обоснования гипотезы, которая призвана дать пробное решение проблемы, т. е. более или менее правдоподобное объяснение тех новых фактов и явлений, которые не только не вытекали из ста­рой теории, а наоборот, противоречили ей. Гипотеза должна “нащу­пать" правильный ответ на поставленную проблему или показать ее несостоятельность. Убедиться в этом можно лишь после проверки гипотезы. Надежная и подтвержденная гипотеза, если она вскрывает существенные, повторяющиеся и необходимые связи между исследуе­мыми явлениями, может привести к открытию закона. Установление закона требует учета множества различных фактов, эмпирических и теоретических предпосылок, гипотез, идей, догадок. Единственно возможный для этого путь — выдвижение гипотез и систематическая их проверка с помощью наблюдений, опыта, практики.

Что же следует понимать под гипотезой? В научном исследовании гипотеза выступает как форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве. Иными словами, гипотеза — это такая форма развития знания, кото­рая выражает научно обоснованное предположение, объясняющее причину какого-либо явления, хотя достоверность этого предполо­жения в настоящее время еще не доказана, не подтверждена практи­кой, жизнью. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не дос­товерный характер и требует проверки, обоснования. В процессе до­казательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, как заблуждения, если проверка дает отрица­тельный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опи­рается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными. В качестве иллюстрации можно привести знаменитую гипотезу М. Планка о квантовом характере излучения. По признанию М. Планка, он с большим трудом порвал со старыми классическими представлениями и вынужден был сде­лать это под влиянием неумолимых фактов науки. После проверки


его гипотеза стала научной теорией. Гипотезы о существовании “теплорода”, “флогистона”, “эфира”, не найдя подтверждения, были отвергнуты как заблуждения.

Логический этап в исследовании, стадию гипотезы прошли и от-крытый Д. Менделеевым периодический закон, и теория Ч. Дарвина. Велика роль гипотез в современной астрофизике, геологии и других науках. Согласно Д. Менделееву, гипотеза есть необходимый эле­мент научного исследования, которое обязательно предполагает со­бирание, описание, систематизацию и изучение фактов; составление гипотезы или предположения о причинной связи явлений; опытную проверку логических следствий из гипотез; превращение гипотез в достоверные теории или отказ от ранее принятой гипотезы и выдви-жение новой. Д. Менделеев отмечал, что без гипотезы не может быть и достоверной теории: “Наблюдая, изображая и описывая видимое и подлежащее прямому наблюдению — при помощи органов чувств, мы можем при изучении надеяться, что сперва явятся гипотезы, а по­том и теории того, что ныне приходится положить в основу изучае-мого” [56, c. 353].

Известный британский философ, логик и математик А. Уайтхед подчеркивал, что систематическое мышление не может прогрессиро­вать, не используя некоторых общих рабочих гипотез. Такие гипоте-зы направляют наблюдения, помогают оценить значение фактов раз-личного типа и предписывают определенный метод. Поэтому, счита-ет Уайтхед, даже неадекватная рабочая гипотеза, подтверждаемая хотя бы некоторыми фактами, все же лучше, чем ничего. Она хоть как-то упорядочивает логические познавательные процедуры. Ука-зывая на важное значение гипотез для логики научного исследова­ния, британский ученый отмечает, что “достаточно развитая наука прогрессирует в двух отношениях. С одной стороны, происходит развитие знания в рамках метода, предписываемого господствую­щей рабочей гипотезой; с другой стороны, осуществляется исправле-ние самих рабочих гипотез” [107, c. 625-626].

Как уже отмечалось, любая гипотеза строится на основе опреде-ленных фактов и знаний, называемых ее посылками, или данными. Эти данные также представляют собой описание действительности, но их роль в познании существенно отличается от самой гипотезы: они в той или иной степени подтверждают гипотезу или делают ее более или менее вероятной. С изменением данных меняется и степень подтверждения гипотезы. Новые наблюдения или специально по-


ставленные опыты могут увеличить эту степень подтверждения или опровергнуть гипотезу. Именно потому нельзя говорить о подтвер­ждении гипотезы, не указав тех фактов, на которые она опирается. Причем между посылками и самой гипотезой существует определен­ная логическая взаимосвязь, которую обычно называют логической связью.

Данный анализ позволяет нам перейти к рассмотрению содержа­тельного аспекта гипотезы , ее структуры. Этот аспект выражает организованную систему знаний, которая содержит следующие ос­новные компоненты: базис (основание) или посылки (данные) гипо­тезы, т. е. накопленные факты действительности и существующие теоретические знания, основываясь на которые исследователь (уче­ный) и выдвигает гипотезу; предположение, содержащее в себе но­вые, искомые знания об объекте исследования; логическую взаимо­связь между базисом и предположением и логические следствия, вы­текающие из предположения, с помощью которых осуществляются обоснование и проверка этого предположения.

Главным элементом гипотезы, безусловно, является предложение. Именно оно есть стержень гипотезы, вокруг которого концентриру­ются все другие элементы. Вследствие этого все составные гипотезы очень тесно взаимосвязаны, а ее содержание представляет собой сис­тему знаний. Знания в гипотезе систематизируются на всем пути ее существования, что в определенной мере свидетельствует о степени совершенства и зрелости гипотетических знаний. Чем сложнее реша­ется научная проблема, тем выше должен быть уровень систематиза­ции знаний в гипотезе. Чем больше гипотеза достигла в этом отно­шении, тем глубже и точнее она отражает существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений реальной действительности.

По логической модальности предположение представляет собой вероятное знание, нуждающееся в доказательстве. Информация, со­держащаяся в предположении, представляет собой новое знание об объекте исследования. Поэтому выдвижение гипотезы означает про­движение науки на качественно новую ступень, что верно, однако, лишь в том случае, если гипотеза является не произвольным допуще­нием, а имеет под собой необходимое фактическое и теоретическое обоснование.

Значительную роль в развитии гипотезы, а следовательно, и науч­ного исследования, играют логические следствия, выводимые из предположения. Гипотеза — не только результат новых знаний, но и


процесс, который начинается со времени построения гипотезы и за­канчивается моментом ее перехода в достоверную теорию в случае подтверждения практикой. Поэтому выведение следствий из пред­положения и их проверка — важнейший этап логического процесса. В этом процессе движения мысли наряду с логическими средствами (индукцией, дедукцией, аналогией) участвуют и нелогические сред­ства (догадка, интуиция, воображение). Последние помогают иссле­дователю быстрее обнаружить сущность познаваемого процесса, полнее представить развитие событий и явлений будущего, пред­восхитить их существенные особенности, тенденции и характер раз­вития.

Построение и доказательство гипотезы — два относительно са­мостоятельных этапа в рамках единого процесса. В различных гипо­тезах и на разных этапах их построения та или иная форма умозак­лючения может занимать доминирующее положение по сравнению с остальными. Использование различных форм умозаключений, их место и роль в процессе выдвижения и доказательства гипотез зави­сят от многих условий: характера и природы исследуемого объекта; сложности решаемой гносеологической задачи; полноты имеющейся информации об изучаемом объекте; познавательного опыта исследо­вателя и др.

Поскольку формирование и доказательство гипотез являются сложными и противоречивыми процессами, существуют различные виды гипотез, которые применяются в научном исследовании. Так, по степени обоснованности предложения в гипотезах они делятся на рабочие и научные, по общности содержащихся в гипотезах знаний — на частные и общие.

В зависимости от базиса (посылок), на котором строятся гипоте­зы, различают гипотезы, возникающие на эмпирическом базисе фактах и на теоретическом базисе законе, теории, принципах на­уки. Однако чаще всего гипотезы формируются на смешанном бази­се, т. е. одновременно на эмпирическом и теоретическом материале.

В зависимости от глубины отражения познаваемых объектов раз­личают описательные и объяснительные гипотезы, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды: причинно-следственные, ге­нетические, структурно-функциональные, пространственно-времен­ные и др.

Классификация гипотез имеет важное значение для теории и прак­тики, так как позволяет осуществлять более точную качественную и количественную оценку каждого вида гипотез, а следовательно,


полнее использовать заключенные в них познавательные возмож­ности.

В современной логике и методологии термин “гипотеза" употреб­ляется в двух основных значениях: во-первых, как форма теоретичес­кого знания, характеризующаяся проблематичностью и недостовер­ностью; во-вторых, как метод развития научного знания.

Гипотеза как форма теоретического знания должна отвечать сле­дующим общим требованиям, соблюдение которых необходимо не только для ее возникновения и обоснования, но и для построения любой научной гипотезы независимо от отрасли научного знания:

• соответствовать установленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если противоречит закону сохранения и превращения энергии;

• согласовываться с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Другими словами, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты. Но если какой-то факт не объясняется этой гипотезой, последнюю не сле­дует сразу отбрасывать, а нужно внимательнее изучить прежде всего сам факт и искать новые, более достоверные факты;

• не содержать противоречий, которые запрещаются законами формальной логики (тождества, непротиворечивости, исключен­ного третьего и достаточного основания). Противоречия же пред­метов и явлений реальной действительности не только допусти­мы, но и необходимы в научных гипотезах. Такой, например, была гипотеза Л. де Бройля о наличии у микрообъектов противо­положных — корпускулярных и волновых — свойств, которая за­тем стала теорией;

• быть простой, не содержать лишнего, произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он есть в действительности. Но это требование не отменяет актив­ности субъекта в выдвижении и проверке гипотез;

• должна допускать возможность ее подтверждения или опровер­жения: либо прямо — непосредственным наблюдением за явле­ниями, существование которых предполагается этой гипотезой (например, предположение Леверье о существовании планеты Нептун), либо косвенно — выведением следствий из гипотезы и их последующей опытной проверкой.

Научная гипотеза, как правило, развивается в трех основных на­правлениях: уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках; самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой


гипотезы (в этом случае наблюдается не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение); превращение гипоте-зы как системы подтвержденного опытом вероятного знания — в до­стоверную систему знания, т. е. в научную теорию.

Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания в своем применении проходит несколько основных этапов.

1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе базиса гипо­тезы — известных фактов и имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.

2. Выдвижение догадки, предположения о причинах и закономер-ностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его воз-никновении и развитии. На этом этапе познания выдвинутое поло­жение представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логи-чески и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. Чаще всего выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.

3. Оценка эффективности выдвинутых различных предположений и отбор из этого множества наиболее вероятного на основе требова-ний обоснованности гипотезы.

4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную сис-тему знания и дедуктивное выведение из него следствий для их пос-ледующей эмпирической проверки.

5. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипоте-зы следствий. В результате такой проверки гипотеза либо “перехо­дит в ранг” научной теории, либо опровергается, “сходит с научной сцены”. Однако следует учитывать, что эмпирическое подтвержде-ние следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истин­ности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует од-нозначно о ее ложности. Эта ситуация особенно характерна для научных революций, когда происходит коренная ломка фундамен­тальных концепций и методов и возникают принципиально новые идеи.

Таким образом, решающей проверкой истинности гипотезы явля-ется в конечном итоге практика во всех ее формах. Вспомогательную роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания играет логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, стано­вится научной теорией.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...