Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Научные факты и их роль в научном исследовании




Развитие науки, т. е. получение нового знания, представляет со­бой сложный творческий процесс, имеющий определенную логичес­кую последовательность в деятельности исследователя. В целом он соответствует поступательному характеру развития форм научного знания.

Основными формами становления нового знания являются науч­ный факт, научная проблема, гипотеза и теория. Творческое их раз­витие и определяет логическую последовательность процесса науч­ного исследования, а именно: обнаружение фактов действительнос­ти, их объяснение и обобщение; постановка и формулирование научной проблемы; формирование и обоснование научной гипотезы; построение теории и определение путей ее практической реализации. Соблюдение данной последовательности придает исследовательской деятельности стройность, целеустремленность и высокую эффектив­ность.

Научное исследование — логический процесс, т. е. развивающая­ся система знания, которая включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они хотя и взаимосвязаны, взаимо­обусловлены друг другом, в то же время и отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чув­ственное познание), рациональный момент здесь присутствует, но имеет подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отража-


ется преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, до­ступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное описание, обобщение, систематизация — характерные признаки эмпирическо­го познания.

Любое научное исследование начинается со сбора, систематиза-ции и обобщения фактов (от лат. faction сделанное, свершившее-ся). Обычно различают факты действительности и научные факты.

Факты действительности это события, явления, происходив­шие или происходящие на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов. Научные факты есть от-раженные сознанием факты действительности, причем проверен­ные, осмысленные и зафиксированные в языке науки в виде эмпири-ческих суждений. Иными словами, научные факты становятся тако­выми тогда, когда они являются элементами логической структуры конкретной системы научного знания. Это неоднократно подчерки-вали видные ученые. “Мы должны признать, — отмечал Н. Бор, — что ни один опытный факт не может быть сформулирован помимо некоторой системы понятий”. Луи де Бройль писал, что “результат эксперимента никогда не имеет характера простого факта, который нужно только констатировать. В изложении этого результата всегда содержится некоторая доля истолкования, следовательно, к факту всегда применимы теоретические представления” [11, c. 114; 13, c. 164-165].

В понимании природы факта в современной методологии науки нередко проявляются две крайние тенденции: фактуализм и тео­ретизм. Если представители фактуализма подчеркивают независи­мость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то представители теоретизма, напротив, утверждают, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит измене-ние всего фактуального базиса науки. Вероятно, истина состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относи­тельно независим от теории, поскольку в своей основе детерминиро­ван реальной действительностью.

Эмпирический этап состоит как бы из двух ступеней, или стадий, на которых решаются характерные и отличные друг от друга задачи.

Первая стадия процесс добывания, получения фактов, ибо оче-видно, что для осмысливания, анализа фактов их нужно прежде все-го иметь. Первоисточником всех фактов является реальная действи­тельность: исторические события, деятельность народа, социальных


групп, личностей, партий, государства в различных сферах обще­ственной жизни, а также различные природные явления и процессы. Но не всякий исследователь и не во всех случаях может и должен иметь дело с первоисточником фактов. Например, историк удален от исследуемых событий десятилетиями и даже веками. Теоретик по другим причинам не всегда может сам полностью охватить все сто­роны изучаемых объектов. Поэтому в науке очень часто приходится пользоваться вторичными и третичными источниками фактов: сви-детельствами очевидцев, документами, мемуарами, научными труда-ми других исследователей, в которых нашли отражение важные фак-ты действительности. Используя различные пути и приемы, исследо­ватель вычленяет и накапливает факты — эмпирическую основу всей последующей работы. Известный ученый В. Вернадский в этой связи говорил даже так: “Точно научно установленный факт по существу всегда дает больше, чем основанная на нем его объясняющая теория. Он верен и для будущей теории, и в исторической смене теорий он остается неизменным” [18, c. 3-4]. Такую фундаментальную роль играют лишь факты, строго установленные, осмысленные, обрабо­танные.

Вторая стадия эмпирического исследования предполагает пер­вичную обработку и оценку фактов в их взаимосвязи: осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка; клас-сификацию фактов по различным основаниям и выявление основных зависимостей между ними.

Таким образом, уже на стадии эмпирического исследования осу-ществляется сложная мыслительная работа. Исследователь стремит-ся уяснить, что действительно является фактом, а что — мнением о нем или даже домыслом. Он определяет содержание фактов, выясня-ет отношения между ними, группирует их по характеру, важности, актуальности и т. д., опираясь на теоретические положения науки, ее законы и категории.

Жизнь, общественная практика явления сложные и диалектически противоречивые. В них всегда можно найти факты положительные и отрицательные, выражающие основную тенденцию развития и проти-воречащие ей, подтверждающие истину и опровергающие ее. При слу-чайном отборе, некритичной оценке фактов и их взаимосвязей, даже не желая того, можно сделать преждевременные ложные выводы. Вот здесь-то и необходимо органическое сочетание научной объективнос-ти и высоконравственной добросовестности исследователя.


Руководствуясь этими положениями, исследователь на второй стадии эмпирического познания осуществляет, во-первых, критичес-кую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных примесей; во-вторых, описание каждого факта в оп-ределенных терминах той науки, в рамках которой ведется исследо­вание; в-третьих, отбор из всех фактов типичных, наиболее повторя-ющихся и выражающих основные тенденции развития. Далее иссле-дователь классифицирует факты по видам изучаемых явлений, по их существенным признакам, приводит их в систему. Наконец, обозре-вая массив отобранных фактов, он стремится вскрыть наиболее оче-видные связи между ними, т. е. уже на эмпирическом уровне выявить закономерность, которая характеризует изучаемые явления. Эта ло­гическая операция вплотную подводит к более высокому, теорети­ческому этапу исследования, на котором формируются научные про­блемы, гипотезы и теории.

Теоретический этап и уровень исследования связан с более глубо­ким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием законов, т. е. с объяснени­ем явлений реальной действительности. Далее на этом этапе прогно­зируются возможные будущие события или явления и на этой основе вырабатываются принципы действия, рекомендации по практичес-кому управлению различными процессами и явлениями. Одно лишь описание и классификация фактов еще не делают науку наукой. Она становится таковой, если объясняет факты, прогнозирует их появле-ние и направляет практическую деятельность людей.

В письме молодым исследователям И. Павлов рекомендовал: “Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты... Но, изучая, экспе-риментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фак-тов. Не превращайтесь в архивариусов фактов... Настойчиво ищите законы, ими управляющие” [68, c. 35].

Великий первооткрыватель периодического закона Д. Менделеев так говорил о задачах научного исследования: “Изучать — значит:

не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;

измерять все, что подлежит измерению;

определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

находить закон;


составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явле-ниями;

проверять гипотезы опытом;

составлять теорию изучаемого” [56, c. 353].

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в любой науке всегда сле-дует исходить из данных нам фактов, наличие которых необходимо признавать, независимо от того, нравятся они нам или нет. Говоря о важности фактов в развитии науки, В. Вернадский писал: “Научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они, если правильно установлены, бесспорны и общеобяза-тельны. Наряду с ними могут быть выделены системы определенных научных фактов, основной формой которых являются эмпирические обобщения.

Это тот основной фонд науки, научных фактов, их классифика-ций и эмпирических обобщений, который по своей достоверности не может вызывать сомнений... ” [19, c. 414-415]. Недопустимо “выхва-тывать” отдельные факты, необходимо стремиться охватить по воз-можности все факты. Только в том случае, если они будут рассматри-ваться в целостной системе, в их взаимосвязи, они станут “упрямой вещью”, “воздухом ученого”, “хлебом науки”. Причем не следует “гнаться” за бесконечным числом фактов, а, собрав определенное их количество, следует в любом случае включать собранную систему фактов в какую-то концептуальную систему, чтобы придать им смысл и значение. Исследователь не вслепую ищет факты, а всегда руковод-ствуется определенными целями, задачами, идеями.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапа-ми исследования является постановка научной проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...