Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Сущность обыденного и научного познания




Приступая к рассмотрению философских основ методологии науч­ного исследования, необходимо прежде всего уточнить, что же следу­ет понимать под обыденным и научным познанием окружающей нас объективной реальности.

Существует многообразие как способов, так и форм познава­тельной деятельности человека, благодаря которым окружающий нас природный и социальный мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого или сердцем верующего человека, но и чувствами или слухом музыканта. Его можно еще воспринимать и глазами художника или скульптора, да и просто с позиций рядово­го человека.

В настоящее время основной формой познания реальной или ок­ружающей нас действительности является, как правило, научное по­знание. Однако кроме научного — есть и обыденное познание.

Следует заметить, что обыденное познание, которое иногда назы­вают еще “повседневным" или “житейским", доступно всякому нор­мальному современному человеку. Все дело в том, что в обыденном познании находят отражение как ближайшие, так и непосредствен­ные условия существования людей — природная среда, быт, эконо­мические, политические, социальные и иные явления и процессы, в которые каждый современный человек включен каждодневно и не­посредственно. Ядром такого обыденного познания является прежде всего здравый смысл, включающий элементарные и “верные” сведе-


ния или знания о реальном природном или социальном мире. Кроме того, обыденное познание включает в себя и элементы общественной психологии, а также опытные и производственные знания людей. Эти знания приобретаются человеком, как правило, в ходе повсед-невной жизни и служат целям более эффективной ориентации в мире и практической деятельности. Например, каждому человеку необхо­димо знать, что вода при нагревании до 100° С закипает, а к оголен-ному электропроводу притрагиваться опасно.

Таким образом, обыденное познание позволяет современному че-ловеку не только приобретать простейшие знания о реальном мире, но и вырабатывать убеждения, идеалы. Оно как бы “схватывает” простейшие, лежащие на поверхности связи и отношения реальной действительности. Например, если птицы летают низко над зем-лей — к дождю, если в лесу много красной рябины — к холодной зиме. В рамках повседневного познания люди в состоянии приходить и к более глубоким обобщениям и выводам, касающимся их отноше-ния к другим людям, социальным группам, политическому строю, государству и т. д. При этом обыденное познание, особенно совре-менного человека, может содержать и элементы научных знаний. И тем не менее, обыденное познание развивается и функционирует стихийно.

В отличие от обыденного научное познание протекает в основном не стихийно, а целенаправленно и по сути представляет собой науч-ное исследование, имеющее определенную природу, структуру и осо­бенности. Научное познание или исследование, таким образом, по­зволяет человеку приобретать истинные знания о наиболее важных аспектах изучаемых объектов, явлений или процессов, а также о су-щественных признаках, свойствах, связях и отношениях предметов и явлений действительности. Его результаты выступают, как правило, в виде системы понятий, категорий, законов или теорий [25, с. 50-58].

Одним словом, научное познание нацелено прежде всего на полу-чение объективного и истинного знания об изучаемом объекте, явле-нии или процессе и не допускает пристрастного и тенденциозного от-ношения к ним. Для научного познания окружающий мир предстает как реальность, данная человеку в его чувственных и логических об­разах. Основная задача научного познания состоит в выявлении объективных законов окружающей действительности — природных, социальных, а также законов самого познания и мышления. Этим и обусловливается ориентация исследователя главным образом на


общие, существенные свойства предметов и явлений и выражение их в системе абстракций. Иначе придется констатировать фактическое отсутствие науки, ибо само понятие научности предполагает прежде всего открытие законов, а также углубление в сущность изучаемых явлений.

Главной целью и высшей ценностью научного познания является открытие объективной истины, которая достигается преимущест­венно с помощью рациональных средств и методов, конечно, не без активного участия живого созерцания. Отсюда характерной чертой научного познания по содержанию является его объективность, предполагающая устранение по возможности всех субъективных ас­пектов. Вместе с тем надо иметь в виду и то, что активность субъекта познания, его конструктивно-критическое отношение к действитель­ности — важнейшее условие и предпосылка научного познания.

Наряду с этим основной функцией научного познания или исследо­вания является прежде всего обслуживание нужд и потребностей прак­тики. Ведь наука в значительно большей мере, чем другие формы по­знания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, или, другими словами, быть “руководством к действию” по измене­нию окружающей действительности и управлению реальными про­цессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен следующей формулой: “Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать практически” не только в настоящем, но и в будущем. Например, постановка научных проблем и их решение в рамках фун­даментальных исследований теоретической физики способствовали открытию законов электромагнитного поля и предсказанию электро­магнитных волн, открытию законов деления атомных ядер и кван­товых законов изучения атомов при переходе электронов из одного энергетического уровня на другой. Эти важные теоретические дости­жения заложили концептуальную основу для будущих прикладных инженерно-технических исследований и разработок, внедрение в про­изводство которых, в свою очередь, значительно революционизирова­ло технику и технологию, т. е. способствовало созданию современной радиоэлектронной аппаратуры, атомных электростанций и лазерных установок.

Кроме того, в гносеологическом плане научное познание или ис­следование выступает еще и как сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих стройную систему идеальных форм и логических образов, закрепленных прежде всего в языке —


естественном или — что более характерно — искусственном (напри­мер, в виде математических символов, химических формул и т. д. ). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но и непрерыв­но воспроизводит их на своей собственной основе, т. е. формирует в соответствии со своими нормами и принципами. Такой процесс не­прерывного самообновления наукой своего концептуального арсе­нала — это не только процесс ее развития, но еще и важный показа­тель научности познания.

Вместе с тем научное познание всегда осуществляется с помощью различных методов исследования, представляющих собой определе­нные способы, приемы и процедуры, которыми должен владеть и уметь пользоваться субъект познания в процессе научного исследо­вания. В процессе научного познания применяются также различные приборы, инструменты и другое “научное оборудование", зачастую достаточно сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотеле­фоны, ракетно-космическая техника и многое другое). Кроме того, для науки в значительно большей мере, чем для других форм по­знания характерно использование и таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, методы математическо­го, диалектического, системного и кибернетического анализа, а также другие общенаучные приемы и методы, о которых речь пойдет дальше.

Научное познание всегда носит системный характер. Дело в том, что наука не только добывает знания и регистрирует их с помощью различных методов, но и стремится объяснить их посредством суще­ствующих гипотез, законов и теорий. Эта отличительная особенность научного познания или исследования позволяет лучше понять систе­матический, последовательный и контролируемый характер научного знания, которому присущи строгая доказательность и обоснован­ность полученных результатов, а также достоверность выводов. Вмес­те с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений и вероятност­ных суждений. В этой связи важнейшее значение приобретают логико-методологическая подготовка исследователей, их философская куль­тура, постоянное совершенствование ими своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной научной методологии выделяют различные крите­рии научности. Кроме названных, к ним можно отнести такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечи­вость и опытная проверяемость, воспроизводимость и открытость


для критики, свобода от предвзятости и др. Научное познание как любое иное социальное явление имеет свою определенную и доста­точно сложную структуру, которая выражается в диалектическом единстве устойчивых взаимосвязей составляющих ее элементов. К основным структурным элементам научного познания относятся субъект познания, объект научного исследования, средства и методы научного познания. При ином срезе научного познания можно выде­лить и такие его структурные элементы, как эмпирический и теорети­ческий уровни научного исследования, постановка научных проблем и гипотез, а также формулировки различных научных законов, прин­ципов и теорий.

Научное познание имеет также свои идеалы и нормы, которые выступают как совокупность определенных ценностей, концептуаль­ных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основное предназначение — организация и регуляция процесса научного ис­следования, а также ориентация на более эффективные пути, спосо­бы и формы достижения истинных результатов. При переходе на но­вый этап научного исследования (например, от классической науки к неклассической) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их ха­рактер определяется в первую очередь объемом познания, его специ­фикой, а их содержание всегда формируется в конкретном социо­культурном контексте. Целостное единство норм и идеалов научно­го познания, доминирующих на определенном этапе развития науки, выражает, таким образом, понятие “стиль мышления". Он выполня­ет в научном познании регулятивную функцию и всегда носит много­слойный, ценностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-истори­ческой форме. Чаще всего различают классический, неоклассический и постнеоклассический (современный) стили научного мышления.

Наконец, научное познание требует особой подготовки субъекта познания, в ходе которой он осваивает основные средства научного исследования, обучается приемам и методам их применения. Включе­ние субъекта познания в научную деятельность предполагает и усво­ение определенной системы ценностных ориентации и целевых уста­новок. Одной из основных целевых установок научной деятельности является ориентация ученого (исследователя) на поиск прежде всего объективной истины, которая воспринимается последним как самая


высшая ценность науки. Эта установка воплощается в ряде идеалов и нормативов научного познания. Не менее важную роль в научном познании и исследовании играет также установка на постоянный рост научного знания и получение нового знания, выражающаяся в системе нормативных требований к научному творчеству, которые и направлены на формирование ученых и специалистов. В свою оче­редь, потребность в качественной подготовке субъектов познания обусловливает создание особых специализированных научно-обра­зовательных организаций и учреждений, обеспечивающих подготов­ку высококвалифицированных научных кадров.

Таким образом, характеризуя природу научного познания, мож­но выделить следующие его основные признаки: предметность, объективность, системность и истинность научного знания; выход научного познания за рамки обыденного опыта и изучение им объек­тов с целью необходимости практического применения полученных знаний, так как наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практику и практическую деятельность людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...