Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Понятие и содержание уровней научного исследования




Получение нового знания представляет собой сложный творчес­кий процесс, который имеет свою логическую последовательность, свои этапы и уровни. На каждом уровне научного исследования при­меняются самые различные методы, средства, приемы и принципы познания. Логика и методы научного исследования соответствуют поступательному характеру развития основных форм научного зна­ния. Поскольку научные знания, как результат познания, в содержа­тельном плане имеют различный характер и уровень, то и научное исследование по добыванию нового знания осуществляется также на разных уровнях — эмпирическом и теоретическом.

Научное познание есть целостная развивающаяся система, кото­рая может быть представлена в различных ее срезах, с различными специфическими элементами. В качестве таковых могут выступать: объект познания; субъект познания; методы, средства познания как его орудия (материальные и духовные).

При ином “срезе” научного познания в нем следует различать та­кие структурные элементы, как фактический материал, полученный из эмпирического опыта; результаты первоначального концептуаль­ного его обобщения в понятиях и других абстракциях; основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); " вырас­тающие" из них законы, принципы и теории; философские установки;


социокультурные основания; методы, идеалы и нормы научного по­знания и другие элементы.

Поскольку научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, то оно предполагает два основных уровня научного исследования — эмпирический и теоретический. Оба эти уровня неразрывно связаны друг с другом и представляют единый процесс научного познания. Вместе с тем в рамках существующего единства эмпирическое и теоретическое познание — относительно самостоя­тельные уровни научного исследования, имеющие определенную специфику. В чем же она выражается?

Эмпирический уровень научного исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Эмпи­рическим объектом являются объективные свойства, связи и отноше­ния вещей, обнаруженные в процессе практической деятельности людей и включенные в процесс познания, а также выявленные в ре­зультате научного эксперимента. Характерный признак эмпиричес­кого объекта - - его чувственная воспринимаемость. Изучение свойств, связей и отношений эмпирического объекта неразрывно связано с наблюдениями, измерениями, экспериментами и сравне­ниями. Познавательные операции с эмпирическим объектом всегда осуществляются в чувственно-предметной форме.

Эмпирический уровень научного исследования имеет особый предмет познания. Предметом эмпирического познания являются основные результаты исследования эмпирического объекта, полу­чившие выражение в различных научных фактах, статистических данных и т. д. Хотя предмет эмпирического познания в конечном итоге детерминируется эмпирическим объектом, отождествлять их все же нельзя. Эмпирический объект существует независимо от по­знающего субъекта, тогда как формирование предмета является важ­нейшей функцией исследователя. В предмете научного исследования в концентрированном виде отражаются объективные стороны и объективные тенденции развития изучаемого объекта, которые вы­ражаются в различных научных фактах и других формах знания.

Эмпирическому уровню исследования присущи свои познаватель­ные задачи, которые решаются с помощью специфических методов. К основным эмпирическим познавательным задачам относятся, во-первых, сбор необходимого фактического материала об изучае­мом объекте. Факты, эмпирический материал составляют фундамент


всего процесса научного исследования. Без определенной совокупно­сти фактов невозможно построить эффективную научную теорию.

Во-вторых, важной задачей эмпирического исследования являет­ся получение статистических данных о различных свойствах и связях эмпирического объекта, о тенденциях его движения и развития. По­лучение эмпирических данных связано с использованием методов наблюдения, измерения и эксперимента. В статистических данных находит свое выражение прежде всего количественное отношение изучаемого объекта, его свойств и связей. Это создает большие воз­можности для формализации знания и широкого использования ко­личественных методов при построении научных теорий.

В-третьих, на эмпирическом уровне исследования решается зада­ча составления различных схем, диаграмм, карт, в которых фиксиру­ется и отражается состояние изучаемого объекта, динамика его дви­жения, развития, изменения. Схемы, диаграммы и карты дают воз­можность чувственно-наглядного восприятия наиболее важных тенденций в поведении изучаемого объекта.

В-четвертых, на эмпирическом уровне исследования осуществля­ется определенная классификация научных фактов, статистических данных, которые в обобщенном виде называются эмпирической ин­формацией. Такая классификация осуществляется по принципу важ­ности эмпирической информации для последующего теоретического анализа; по принципу новизны полученных фактов и статистических данных; по характеру и особенностям обнаруженных свойств и свя­зей. На основе такой классификации появляется возможность сфор­мулировать некоторые эмпирические закономерности. Кроме того, классификация эмпирической информации является необходимым условием плодотворного и эффективного ее анализа на теоретичес­ком уровне научного исследования.

Теоретический уровень научного исследования связан с глубоким анализом научных фактов, с проникновением в сущность исследуе­мых явлений, с познанием и формулированием законов науки, т. е. с объяснением предметов и процессов реальной действительности.

Построение теоретического знания — это процесс восхождения от конкретного к абстрактному, с тем чтобы на основе сформулиро­ванных научных абстракций вновь возвратиться к изучению конк­ретного, но уже на более высоком уровне. Результаты теоретическо­го исследования находят свое выражение в таких формах, как закон, теория, научная гипотеза и др.


Теоретический уровень исследования характеризуется преоблада­нием рационального — понятий, теорий, законов и других форм и “мыслительных операций”. Живое созерцание здесь не устраняет­ся, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью системы научных абст­ракций — понятий, категорий, законов, принципов и др.

На основе эмпирических данных на теоретическом уровне проис­ходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов их существования, которые составляют основное содержание теорий. Другими словами, на теоретическом уровне ис­следования с помощью специфических методов решаются свои по­знавательные задачи. Во-первых, исследователь познает сущность изучаемых объектов; во-вторых, на теоретическом уровне осуществ­ляется постижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются та­кие познавательные методы и средства, как абстрагирование, идеа­лизация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкрет­ному и др.

Характерной чертой теоретического исследования является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследова­ние самого процесса познания, его форм, приемов, методов, поня­тийного аппарата. На основе теоретического объяснения и познан­ных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Несмотря на различия эмпирического и теоретического уровней научного исследования, они тесно взаимосвязаны, а граница между ними условна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью на­блюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретичес­кое познание, ставит перед ним новые, более сложные задачи. В свою очередь, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирических данных новое собственное содержание, открывает но­вые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориен­тирует и направляет его на поиск новых фактов, способствует совер­шенствованию его методов и средств.

Наука как целостная динамическая система знания не может ус­пешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данны-


ми, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое пе­реходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолюти­зировать ни один из этих уровней в ущерб другому, а надо рассмат­ривать их в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности. К сожалению, эмпиризм сводит научное знание к эмпирическому его уровню, тем самым принижая или вовсе отвергая теоретическое знание.

“Схоластическое теоретизирование" игнорирует значение эмпи­рических данных, отвергает необходимость всестороннего анализа фактов как источника и основы теоретических построений, отрыва­ется от реальной жизни. Его продуктом является иллюзорно-утопи­ческие, догматические построения, такие, например, как концепция “введения коммунизма в 80-х годах" или “теория” развитого социа­лизма.

Научное решение проблемы эмпирического и теоретического по­знания служит основой разработки важнейших вопросов гносеоло­гии, методологии и логики науки, в том числе и решения проблем методов научного познания на эмпирическом и теоретическом уров­нях исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...