Глава 9. Методы сбора. Эмпирической информации
Глава 9. МЕТОДЫ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Как уже отмечалось, исходя из логики познания, характера организации знаний, в научном исследовании выделяют два основных уровня: эмпирический и теоретический. В зависимости от того, на каком уровне происходит научное исследование и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие методы познания. Наиболее общим “верхним уровнем" методов научного исследования являются философские — диалектический, метафизический, феноменологический, герменевтический и др. Относительно общенаучных методов и приемов имеются различные точки зрения, поскольку классификация их проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня: эмпирический, теоретический и общелогический. Этим уровням присущи свои, относительно самостоятельные методы научного познания. Однако грани различия между ними условны. В действительности методы эмпирического познания в некоторой мере использу-ются и на теоретическом уровне, и наоборот. Например, сравнение, аналогия, эксперимент могут использоваться в теоретическом иссле-довании, а идеализация, формализация — на эмпирическом уровне познания. Тем не менее, относительная самостоятельность и специ-фика методов познания на каждом уровне научного исследования сохраняется. 9. 1. Наблюдение. Специфика социологических наблюдений Исходной эмпирической процедурой служит наблюдение, так как оно входит и в эксперимент, и в измерение, и в сравнение, в то время как сами наблюдения могут проводиться вне эксперимента и не пред-полагать измерений. Поэтому рассмотрение методов эмпирического исследования начнем с анализа метода наблюдения, выяснения его особенностей и функций.
Наблюдение — это целенаправленное, систематическое, активное изучение предметов и явлений реальной действительности, находя-щихся в естественном состоянии или в условиях научного экспе-римента. Наблюдение базируется в основном на данных органов чувств — ощущениях, восприятиях, представлениях. Однако это вовсе не означает, что из процесса наблюдения исключается мышление человека, его знания и опыт, что восприятие объекта человеком не зависит от этих факторов. Подчеркивая роль рационального в чувственном познании, В. Лекторский отмечает, что “даже простейшие научные наблюдения, простейшие констатации фактов опосредованы через понятия некоторой системы рационального знания” [48, c. 86]. Метод наблюдения давно и широко используется многими наука-ми. С применением этого метода в любой науке возникает ряд методо-логических проблем. К их числу относится проблема объективности информации, получаемой с помощью наблюдения. Идеалистическая гносеология, по существу, отрицает объективный характер информа-ции, получаемой на основе наблюдения. Она исходит из того, что содержание такой информации всецело зависит от познающего субъек-та, его ощущений. При такой интерпретации содержания информа- ции, получаемой с помощью наблюдения, этот метод утрачивает смысл как научный метод познания. Научная гносеология исходит из того, что хотя наблюдение неразрывно и связано с чувственным восприятием объекта, данный метод обеспечивает получение объективной и достоверной информации в процессе наблюдения. Такая возможность обусловливается прежде всего тем, что любое чувственное восприятие содержит определенную объективную информацию. Чувственное восприятие субъективно лишь по своей форме, но объективно по содержанию, поскольку является отражением объективных свойств и связей реального мира.
Степень объективности и достоверности информации, получаемой на основе наблюдений, во многом зависит от условий, в которых происходит наблюдение изучаемого объекта. Во-первых, во всех случаях первостепенное значение для процесса наблюдения имеет то, в каких условиях находится наблюдаемый объект — естественных или условиях научного эксперимента. Но в том и другом случае необходимо учитывать конкретные реальные условия, их специфику и особенности. Во-вторых, объективность информации во многом обусловливается уровнем научной организации всей системы наблюдения. Такая организация зависит от степени теоретической обоснованности как исходных посылок наблюдения, так и самой системы этого наблюдения, включая систему фиксации результатов наблюдения. В-третьих, для получения объективной информации большое значение имеет широкое использование в процессе наблюдения приборов и аппаратов. Они расширяют возможность наблюдения, позволяют осуществлять наблюдения таких явлений, их свойств и связей, которые вообще невозможно обнаружить при визуальном восприятии. Изобретение телескопа позволило человеку распространить наблюдение на область мегамира, создание микроскопа знаменовало вторжение метода наблюдения в микромир. Рентгеновский аппарат, радиолокатор, генератор ультразвука и многие другие технические средства наблюдения привели к невиданному росту научной значимости этого метода исследования. Для того чтобы быть эффективным методом познания, наблюдение должно удовлетворять такие основные требования: • преднамеренность, означающая, что наблюдение должно вестись для решения вполне определенной и четко поставленной задачи; • планомерность, т. е. наблюдение ведется по плану, исходя из поставленной задачи; • целенаправленность, благодаря которой внимание наблюдателя останавливается только на интересующих его явлениях, свойствах или связях; • активность наблюдателя, означающая, что исследователь не просто воспринимает все попадающее в поле зрения, а ищет нужные объекты, интересующие его свойства, связи этих объектов, используя для этого весь запас собственных знаний и опыта;
• систематичность. Наблюдатель может получить действительно ценную информацию лишь тогда, когда наблюдение ведется непрерывно, по определенной системе, позволяющей воспринимать объект многократно и в самых разнообразных условиях. В процессе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует факты, а сознательно отбирает из них те, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи, гипотезы. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений. Познавательным итогом наблюдения является описание — фиксация средствами естественного и искусственного языка (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д. ); исходных сведений об изучаемом объекте. Особую трудность наблюдение представляет в социально-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов, его заинтересованного отношения к изучаемому предмету. В социологии, социальной психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны и соучаствующее, когда применяют метод “включенного наблюдения”. В этом случае исследователь начинает работать в качестве члена какого-либо коллектива или группы, не вызывая к себе настороженного отношения. Такое включение в работу коллектива в некоторых случаях бывает весьма целесообразным, ибо дает возможность исследователю без помех и с большей степенью объективности изучить ту или иную сторону деятельности коллектива. Из познавательных возможностей метода наблюдения вытекают его основные функции: во-первых, фиксации и регистрации различных фактов, накопления эмпирического материала, информации, связанной с изучением наблюдаемого объекта. Такая информация необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки. Причем чем больше объективных, достоверных фактов удалось зафиксировать в процессе наблюдения, тем более содержательной будет эмпирическая информация для пос-ледующего теоретического анализа.
Во-вторых, важной познавательной функцией метода наблюдения является предварительная классификация зафиксированных фактов эмпирического материала. Такая классификация осуществляется на основе определенных принципов, сформулированных на базе предшествующих теорий. Особенно большое значение имеют такие принципы, как степень новизны зафиксированных фактов, объем информации, содержащейся в них, особенности их свойств и связей, зафиксированных в эмпирической информации. Такая клас-сификация является необходимым предварительным условием отбора наиболее важных и необходимых фактов для теоретического исследования. В-третьих, познавательная функция метода наблюдения состоит в проверке гипотез и теорий, которые нельзя осуществить с помощью эксперимента (например, при познании явлений и процессов в астрономии). Кроме того, с помощью результатов метода наблюдения проверяется адекватность и истинность теоретического исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|