Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9. Методы сбора. Эмпирической информации




Глава 9. МЕТОДЫ СБОРА

ЭМПИРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Как уже отмечалось, исходя из логики познания, характера орга­низации знаний, в научном исследовании выделяют два основных уровня: эмпирический и теоретический. В зависимости от того, на каком уровне происходит научное исследование и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие методы познания.

Наиболее общим “верхним уровнем" методов научного исследо­вания являются философские — диалектический, метафизический, феноменологический, герменевтический и др. Относительно общена­учных методов и приемов имеются различные точки зрения, посколь­ку классификация их проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уров­ня: эмпирический, теоретический и общелогический. Этим уровням


присущи свои, относительно самостоятельные методы научного по­знания. Однако грани различия между ними условны. В действитель­ности методы эмпирического познания в некоторой мере использу-ются и на теоретическом уровне, и наоборот. Например, сравнение, аналогия, эксперимент могут использоваться в теоретическом иссле-довании, а идеализация, формализация — на эмпирическом уровне познания. Тем не менее, относительная самостоятельность и специ-фика методов познания на каждом уровне научного исследования сохраняется.

9. 1. Наблюдение. Специфика

социологических наблюдений

Исходной эмпирической процедурой служит наблюдение, так как оно входит и в эксперимент, и в измерение, и в сравнение, в то время как сами наблюдения могут проводиться вне эксперимента и не пред-полагать измерений. Поэтому рассмотрение методов эмпирического исследования начнем с анализа метода наблюдения, выяснения его особенностей и функций.

Наблюдение — это целенаправленное, систематическое, активное изучение предметов и явлений реальной действительности, находя-щихся в естественном состоянии или в условиях научного экспе-римента. Наблюдение базируется в основном на данных органов чувств — ощущениях, восприятиях, представлениях. Однако это вов­се не означает, что из процесса наблюдения исключается мышление человека, его знания и опыт, что восприятие объекта человеком не зависит от этих факторов. Подчеркивая роль рационального в чув­ственном познании, В. Лекторский отмечает, что “даже простейшие научные наблюдения, простейшие констатации фактов опосредо­ваны через понятия некоторой системы рационального знания” [48, c. 86].

Метод наблюдения давно и широко используется многими наука-ми. С применением этого метода в любой науке возникает ряд методо-логических проблем. К их числу относится проблема объективности информации, получаемой с помощью наблюдения. Идеалистическая гносеология, по существу, отрицает объективный характер информа-ции, получаемой на основе наблюдения. Она исходит из того, что со­держание такой информации всецело зависит от познающего субъек-та, его ощущений. При такой интерпретации содержания информа-


ции, получаемой с помощью наблюдения, этот метод утрачивает смысл как научный метод познания.

Научная гносеология исходит из того, что хотя наблюдение не­разрывно и связано с чувственным восприятием объекта, данный ме­тод обеспечивает получение объективной и достоверной информа­ции в процессе наблюдения. Такая возможность обусловливается прежде всего тем, что любое чувственное восприятие содержит определенную объективную информацию. Чувственное восприятие субъективно лишь по своей форме, но объективно по содержанию, поскольку является отражением объективных свойств и связей реаль­ного мира.

Степень объективности и достоверности информации, получае­мой на основе наблюдений, во многом зависит от условий, в которых происходит наблюдение изучаемого объекта. Во-первых, во всех слу­чаях первостепенное значение для процесса наблюдения имеет то, в каких условиях находится наблюдаемый объект — естественных или условиях научного эксперимента. Но в том и другом случае необходимо учитывать конкретные реальные условия, их специфи­ку и особенности. Во-вторых, объективность информации во многом обусловливается уровнем научной организации всей системы наблю­дения. Такая организация зависит от степени теоретической обосно­ванности как исходных посылок наблюдения, так и самой системы этого наблюдения, включая систему фиксации результатов наблюде­ния. В-третьих, для получения объективной информации большое значение имеет широкое использование в процессе наблюдения при­боров и аппаратов. Они расширяют возможность наблюдения, позволяют осуществлять наблюдения таких явлений, их свойств и связей, которые вообще невозможно обнаружить при визуальном восприятии. Изобретение телескопа позволило человеку распростра­нить наблюдение на область мегамира, создание микроскопа знаме­новало вторжение метода наблюдения в микромир. Рентгеновский аппарат, радиолокатор, генератор ультразвука и многие другие тех­нические средства наблюдения привели к невиданному росту науч­ной значимости этого метода исследования.

Для того чтобы быть эффективным методом познания, наблюде­ние должно удовлетворять такие основные требования: • преднамеренность, означающая, что наблюдение должно вестись

для решения вполне определенной и четко поставленной задачи;


• планомерность, т. е. наблюдение ведется по плану, исходя из по­ставленной задачи;

• целенаправленность, благодаря которой внимание наблюдателя останавливается только на интересующих его явлениях, свой­ствах или связях;

• активность наблюдателя, означающая, что исследователь не про­сто воспринимает все попадающее в поле зрения, а ищет нужные объекты, интересующие его свойства, связи этих объектов, ис­пользуя для этого весь запас собственных знаний и опыта;

• систематичность. Наблюдатель может получить действительно ценную информацию лишь тогда, когда наблюдение ведется не­прерывно, по определенной системе, позволяющей воспринимать объект многократно и в самых разнообразных условиях.

В процессе наблюдения исследователь всегда руководствуется оп­ределенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистри­рует факты, а сознательно отбирает из них те, которые либо подтвер­ждают, либо опровергают его идеи, гипотезы. Интерпретация наблю­дения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений.

Познавательным итогом наблюдения является описание фикса­ция средствами естественного и искусственного языка (схемы, графи­ки, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д. ); исходных сведений об изу­чаемом объекте.

Особую трудность наблюдение представляет в социально-гума­нитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от лич­ности наблюдателя, его жизненных установок и принципов, его за­интересованного отношения к изучаемому предмету. В социологии, социальной психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны и соучаствующее, когда применяют ме­тод “включенного наблюдения”. В этом случае исследователь начи­нает работать в качестве члена какого-либо коллектива или группы, не вызывая к себе настороженного отношения. Такое включение в работу коллектива в некоторых случаях бывает весьма целесообраз­ным, ибо дает возможность исследователю без помех и с большей степенью объективности изучить ту или иную сторону деятельности коллектива.

Из познавательных возможностей метода наблюдения вытекают его основные функции: во-первых, фиксации и регистрации различных


фактов, накопления эмпирического материала, информации, связан­ной с изучением наблюдаемого объекта. Такая информация необхо­дима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки. Причем чем больше объективных, достоверных фактов удалось зафиксировать в процессе наблюдения, тем более содержательной будет эмпирическая информация для пос-ледующего теоретического анализа.

Во-вторых, важной познавательной функцией метода наблюде­ния является предварительная классификация зафиксированных фактов эмпирического материала. Такая классификация осуществ­ляется на основе определенных принципов, сформулированных на базе предшествующих теорий. Особенно большое значение имеют такие принципы, как степень новизны зафиксированных фактов, объем информации, содержащейся в них, особенности их свойств и связей, зафиксированных в эмпирической информации. Такая клас-сификация является необходимым предварительным условием отбо­ра наиболее важных и необходимых фактов для теоретического исследования.

В-третьих, познавательная функция метода наблюдения состоит в проверке гипотез и теорий, которые нельзя осуществить с помощью эксперимента (например, при познании явлений и процессов в астро­номии). Кроме того, с помощью результатов метода наблюдения проверяется адекватность и истинность теоретического исследо­вания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...