Специфика социологических наблюдений
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или невербального (реального) поведения людей [96, c. 594-595]. В отличие от естественных наук, где наблюдение считается основным и сравнительно простым методом сбора данных, в социологии этот метод исследования — один из сложнейших и наиболее трудоемких. Кроме того, социологическое наблюдение входит во все другие методы социального познания. Например, социологический опрос можно представить как специфическое наблюдение за опрашиваемыми посредством анкеты, а социальный эксперимент предполагает два акта наблюдения: в самом начале исследования и в завершение действия экспериментальных переменных. Таким образом, наблюдение интегрировано практически во все методы социологической науки. Социологическое наблюдение характеризуется комплексом существенных признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные объекты, т. е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива, и в этом смысле оно должно удовлетворять социальному заказу со стороны общества. Во-вторых, наблюдение должно проводиться целенаправленно, организованно и систематизировано. Необходимость этого определяется тем, что, с одной стороны, само наблюдение представляет собой совокупность сравнительно простых процедур, а с другой — объект социологического наблюдения отличается достаточно большим разнообразием свойств, поэтому существует опасность “потерять” наиболее существенные для исследования свойства. В-третьих, наблюдение, в отличие от других социологических методов, характеризуется определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего числа свойств объекта, а глубина — выделение наиболее значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению; хорошей памяти здесь недостаточно, поэтому нужно применять процедуры протоколирования, унификации данных, кодирования языка. В-пятых, наблюдение и обработка его результатов требуют особой объективности. Именно специфика проблемы объективности в социологическом наблюдении и отличает его от наблюдения в естественных науках.
Социологическое наблюдение имеет две важные особенности, которые отсутствуют у других социологических методов. Первая определяется объектом наблюдения, который часто обладает социальной активностью различной направленности. Наблюдаемые характеризуются сознанием, психикой, целями, ценностными ориентациями, характером, эмоциями, т. е. тем, что может приводить к неестественности их поведения, нежеланию быть наблюдаемыми, стремлению выглядеть в лучшем свете и т. д. В совокупности это в значительной мере снижает объективность получаемой информации, исходящей от объекта — реально действующих личностей и коллективов. Необъективность особенно заметно проявляется тогда, когда цели социолога и наблюдаемых крайне расходятся. Процесс наблюдения в данном случае начинает превращаться либо в борьбу, либо в манипуляцию “социолога-детектива", всячески маскирующего свою деятельность. Подобные ситуации неоднократно обнаруживались в практике социологических исследований. Так, в западных странах есть достаточно много специальных работ, посвященных рекомендациям относительно поведения “социолога-шпиона". В значительной мере проблема снимается, если социолог стоит на позициях гуманизма, а также выражает интересы самих обследуемых.
Вторая особенность метода социологического наблюдения заключается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческих черт, в том числе эмоциональности восприятия. Если явления несоциальной природы могут не волновать наблюдателя, то явления социума всегда вызывают переживания и сопереживания, чувства, эмоции, желание помочь обследуемым, а иногда и “подправить” результаты наблюдения. Дело в том, что сам наблюдатель является частью социальной жизни. Между ним и наблюдаемыми существует не только гносеологическое, но и социально-психологическое взаимодействие, которое иногда довольно сложно преодолеть. Таким образом, объективность социологического исследования состоит не в том, чтобы исключить эти личностные отношения, а в том, чтобы не подменять критерии научного исследования эмоциональными, нравственными и прочими ценностями. Пафос личностного отношения социолога к обследуемым должен быть неразрывно связан с пафосом строгого научного и логического подхода. Теперь рассмотрим преимущества метода социологического наблюдения. Во-первых, это непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные, естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатые деталями, красками, полутонами и т. д. Во-вторых, это возможность отражать конкретное поведение групп реальных людей, что в настоящее время практически не осуществимо другими социологическими методами. В-третьих, наблюдение не зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, как это свойственно, например, для социологического интервью. Но здесь необходимо учитывать вероятность “притворства" наблюдаемых, когда им известно, что за ними наблюдают. В-четвертых, это многомерность охвата данного метода, дающая возможность фиксировать события и процессы наиболее полно и всесторонне. Большая многомерность характерна для наиболее опытных наблюдателей.
Недостатки метода наблюдения обусловлены прежде всего наличием активности у социального объекта и субъекта, что может приводить к субъективности результата. К наиболее существенным ограничениям описываемого метода, которые необходимо учитывать социологу, относятся следующие. 1. Настроение наблюдателя во время опыта может отрицательно сказываться на характере восприятия событий и на оценке фактов. Его влияние особенно велико тогда, когда у наблюдателя слишком слабо выражен побудительный мотив к наблюдению. 2. На отношение наблюдателя к объекту наблюдения достаточно сильное влияние оказывает социальное положение последнего. Его собственные интересы и позиция могут способствовать тому, что одни акты поведения наблюдаемых окажутся отраженными фраг-ментарно, а другие — менее важные — могут быть оценены как более значимые, или наоборот. Например, наблюдаемое критическое отношение юноши к своему педагогу с точки зрения одного наблюдателя может оцениваться как признак его самостоятельности, а с точки зрения другого — как строптивость и крайняя невоспитанность. 3. Тенденция ожидания у наблюдателя проявляется в том, что он зачастую оказывается слишком привержен определенной гипотезе и фиксирует лишь то, что соответствует ей. Это может помешать ему увидеть другие существенные и важные свойства наблюдаемых, не укладывающиеся в его первоначальную гипотезу. Более того, на-блюдаемые могут уловить такую предрасположенность и изменить свое поведение как в лучшую, так и в худшую сторону. 4. Комплексность наблюдения может быть не только его достоинством, но и недостатком, приводящим к потере существенного среди огромного количества фиксируемых качеств. 5. Разумеется, обстоятельства в жизни повторяются, но далеко не во всех деталях, и однократность наблюдаемых обстоятельств может препятствовать фиксации всех деталей. 6. Предшествующие наблюдению личные встречи и знакомства наблюдателя с наблюдаемыми могут привести к смещению всей кар-тины наблюдения под воздействием сложившихся ранее симпатий или антипатий.
7. Существует опасность фиксации вместо реальных фактов их трактовок и оценок, которые могут расходиться с существом фактов. 8. Когда наблюдатель устает психологически, он начинает реже фиксировать второстепенные события, пропускает некоторые из них, делает ошибки и т. д. 9. Этому методу присущ и галоэффект, основанный на общем впечатлении, которое наблюдаемый производит на наблюдателя. Например, если наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положи-тельных актов поведения, которые он считает существенными, то все остальные акты освещаются им в ореоле сформировавшейся ранее престижности наблюдаемого. Это напоминает школьный эффект от-личника, когда тот плохо выполнил контрольное задание учителя, но последний под влиянием авторитета отличника ставит ему более высокую оценку.
10. Эффект снисходительности состоит в стремлении наблюдате-ля дать наблюдаемым завышенную положительную оценку. Исход-ная позиция наблюдателя может быть таковой: “Все люди хорошие, зачем же оценивать их плохо? ” Порождают эффект снисходительности также симпатии к наблюдаемым, забота о собственном престиже и т. д. 11. Эффект ревизора проявляется в стремлении наблюдателя вы-искивать в деятельности и поведении наблюдаемых только недостат-ки по принципу “нет добра без худа”. 12. При использовании метода наблюдения случается ошибка ус-реднения, проявляющиеся в боязни крайних оценок событий. Поскольку экстремальные признаки встречаются гораздо реже, чем средние, наблюдатель поддается соблазну фиксировать только сред-нетипическое и отбрасывает крайности. Вследствие этого результа-ты наблюдения становятся “обесцвеченными”. Здесь убийственно для истины срабатывает эффект средней величины: один человек съел две курицы, а другой — ни одной, а в среднем получается ложь — каждый съел по курице. 13. Логические ошибки этого метода происходят в результате того, что наблюдатель фиксирует связи между такими признаками, между которыми на самом деле этих связей нет. Например, считается ложным вывод о том, что нравственные люди обязательно добродушны, добродушные — доверчивы, а доверчивые — тучны и т. д. 14. Ошибка контраста состоит в стремлении наблюдателя фикси-ровать у наблюдаемых такие качества, которых нет у него самого. 15. Результаты наблюдения подвержены влиянию мешающих факторов: несоответствия ситуации наблюдения проявляемым качествам, присутствия третьих лиц, особенно непосредственных начальников, и т. д.
16. Ограниченность круга наблюдаемых лиц обусловливает трудности в распространении результатов наблюдения на более ши-рокие совокупности. 17. Наблюдение требует больших затрат времени, а также человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Например, для 100 часов наблюдения требуется 200 часов для записи и около 300 ча-сов—для составления отчета об итогах наблюдения. 18. Предъявляются высокие требования к квалификации социологов — исполнителей опытов, необходимы затраты на их подготовку и инструктаж. Считается, что “прародиной” этого метода и сферой, где наблюдение до сих пор используется чаще всего, является антропология — наука о происхождении, эволюции человека и человеческих рас. Ан-тропологи наблюдают образ жизни, обычаи, нравы и традиции за-бытых и малочисленных народов, племен и общин, а также их отношения и взаимодействие. Из антропологии в социологию пришли не только методология и методика наблюдений, но и их классифика-ция. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение — далеко не одно и то же. Научное социологическое наблюдение отличается планомерностью, систематичностью, последующей проверкой результатов, а также наличием разнообразных его видов (табл. 1). Таблица 1 Классификация видов социологического наблюдения
Каждая разновидность социологического наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. Задача социолога состоит в том, чтобы выбрать или модифицировать тот или иной вид наблюдения, который в максимальной степени будет соответствовать природе и особенностям изучаемого объекта. Так, с помощью неконтролируемого наблюдения исследуются в основном реальные жизненные ситуации в целях их описания. Этот вид наблюдения весьма феноменологичен, проводится без жесткого плана и носит поисковый, разведывательный характер. Он дает возможность лишь нащупать проблему, которую впоследствии можно подвергнуть контролируемому наблюдению. Последнее носит более строгий характер и предполагает контроль, увеличение количества наблюдателей, проведение серий наблюдений и т. д. Включенное и невключенное наблюдения различают как наблюдения “изнутри” и “со стороны". При включенном наблюдении наблюдатель становится полноправным членом группы, которую он наблюдает. При этом создаются условия для фиксации интимных сторон поведения членов социальной группы. Такое наблюдение требует высокой квалификации наблюдателя, а также его существенных жизненных самоограничений, поскольку ему приходится разделять образ жизни исследуемой группы. Вот почему примеров использования этого вида наблюдения в практике социологических исследований не так много. Кроме того, при включенном наблюдении может специфически проявляться субъективность наблюдателя, когда он слишком привыкает к алгоритмам жизни наблюдаемых и начинает их оправдывать, тем самым теряя объективность. Так, в результате одного из первых включенных наблюдений за жизнью бродяг, проведенного американским социологом Андерсоном, который в течение многих месяцев скитался с бродягами по стране, не только были зафиксированы уникальные особенности их образа жизни, но и наметились попытки оправдать стандарты “бродяжьей жизни”. Известны также исследования с помощью включенного наблюдения жизни “хиппи”, иностранных рабочих, люмпенов, религиозных сект и т. п. В России включенное наблюдение успешно применял В. Ольшанский при изучении ценностных ориентации молодых рабочих, в течение длительного времени работавший слесарем-сборщиком на заводе. Невключенным называют наблюдение как бы со стороны, когда исследователь не становится равноправным участником исследуе- мой группы и не оказывает влияние на ее поведение. По процедуре оно значительно проще, однако более поверхностно, затрудняет учет мотивов и побуждений, использование самонаблюдения. Фиксируемая информация при данном виде наблюдения лишена привнесенного действия со стороны социолога. Неструктурированное наблюдение основывается на том, что исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса он будет наблюдать. В этом случае наблюдение осуществляется за объектом в целом, выясняются его границы, элементы, проблемы и т. д. Оно применяется, как правило, на первоначальных этапах исследования для “пристрелки” проблем, а также в монографических исследованиях. Структурированное наблюдение, в отличие от неструктурированного, предполагает четкое предварительное определение того, что и как нужно наблюдать. Оно применяется в основном при описании ситуаций и проверке рабочих гипотез. Полевое наблюдение ориентировано на реальные жизненные ситуации, а лабораторные — на специально созданные условия. Первый вид наблюдения отражает жизненную правду и используется при социологической разведке, а второй позволяет обнаружить такие качества обследуемых, которые не могут проявиться в реальной жизни, а фиксируются лишь при экспериментальных исследованиях. Открытым наблюдением называют такое, при котором исследуемым известно о факте наблюдения, что может приводить к элементам субъективности результата из-за неестественности поведения наблюдаемых и влияния, оказываемого на них наблюдателем. Для достоверности оно требует повторных наблюдений со стороны различных наблюдателей, а также учета времени адаптации обследуемых к наблюдателю. Такое наблюдение применяется на разведывательных фазах исследования. Что касается наблюдения инкогнито, или “скрытой камеры", то оно отличается от включенного тем, что социолог, находясь в исследуемой группе, наблюдает со стороны (он замаскирован) и не оказывает влияния на ход событий. В зарубежной социологии существует терминологическое сочетание “замаскироваться под фонарный столб”. Дело в том, что человеку свойственно не фиксировать привычное, отношение к которому напоминает отношение к фонарному столбу, не замечаемому во время прогулки. Этот феномен зачастую используется социологами, “фонарными столбами” для которых являются привычные людям социальные роли: командированного, стажера, студента на практике и т. д. Результаты наблюдений в данном случае носят более естественный характер, но иногда людей приходится приучать к новому “фонар-ному столбу”. Социологическое наблюдение в зависимости от его разновиднос-тей в большей или меньшей степени поддается программированию. В структуре метода наблюдения принято выделять такие элементы: • установление объекта и предмета наблюдения, его единиц, а так-же определение цели и постановки исследовательских задач; • обеспечение доступа к наблюдаемым ситуациям, получение соот-ветствующих разрешений, завязывание контактов с людьми; • выбор способа (вида наблюдения и разработка его процедуры; • подготовка технического оборудования и документов (тиражирование карточек наблюдения, протоколов, инструктаж наблюдателей, подготовка фото- или телекамер и т. п. ); • проведение наблюдения, сбор данных, накопление социологичес-кой информации; • запись результатов наблюдений, которая может выполняться в виде кратковременных записей “по горячему следу”; заполнения специальных карточек (например, для наблюдения за появившимся в классе новичком, а также за поведением его ближайшего окружения можно использовать модель карточки наблюдения, приведенную в табл. 2); заполнения протоколов наблюдения, представляющих собой расширенный вариант карточек наблюде-ния; ведения дневника наблюдения; использования видео-, фото-, кино- и звуковой аппаратуры; Таблица 2 Модель карточки наблюдения*
Модель карточки наблюдения, которую применяет учитель на уроке литературы (А, Б, В, Г— ученики класса). • осуществление контроля за наблюдением, предполагающего обращение к документам; проведение повторный наблюдений; обращение к другим подобным исследованиям; • составление отчета о проведении наблюдения, который должен содержать основные положения программы наблюдения; харак-теристику времени, места и ситуации; информацию о способе наблюдения; подробные описания наблюдаемых фактов; интерпретацию результатов наблюдения. Таким образом, в наиболее общем виде процедура социологического наблюдения предусматривает такой порядок исследовательских действий социолога: 1. Определение цели и задач наблюдения (для чего, с какой целью наблюдать). 2. Выбор объекта и предмета наблюдения (что наблюдать). 3. Выбор ситуации наблюдения (в каких условиях наблюдать). 4. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать). 5. Выбор способа регистрации наблюдаемого события (как вести записи). 6. Обработка и интерпретация полученной с помощью наблюдения информации (каков результат). Без четкого ответа на все эти вопросы эффективно осуществить социологическое наблюдение очень трудно. При всей привлекатель-ности наблюдения как метода сбора социологической информации, его сравнительной простоте, он, как отмечалось, не лишен и недостатков. Прежде всего это трудности с репрезентативностью (достоверностью) данных. Поскольку при осуществлении наблюдения трудно охватить большое количество явлений, возникает вероят-ность ошибок в интерпретации событий и поступков людей относи-тельно мотивов действующих лиц. Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает. У него есть своя система отчета, опираясь на которую он по-своему истолковывает те или иные факты и события. Однако при всей субъективности воспри-ятия основное содержание материалов отражает и объективную си-туацию. Практика использования наблюдений не только подтверждает принципиальную способность данного метода давать объективную информацию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов. Для получения объективной информации об изучаемом социологическом явлении или факте используются следующие способы контроля: наблюдение за наблюдением; контроль с помощью других социологических методов; обращение к повторному наблюдению; исключение из записей оценочных терминов и т. п. Таким образом, социологическое наблюдение считается достоверным, если при его повторении в тех же условиях и с тем же объектом оно дает те же результаты. 9. 2. Эксперимент. Особенности социологического эксперимента Кроме наблюдения, важным методом эмпирического исследования, без которого невозможно было бы получить полную исходную информацию, является эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт). Эксперимент — это метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания явлений и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условий, позволяющих выделить определенные свойства, связи в изучаемом объекте и многократно их воспроизводить. Из определения следует, что эксперимент представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания. Он предполагает использование результатов наблюдения, сравнения и измерения. Характерная особенность эксперимента как метода эмпирического исследования заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания. Кроме того, он может воздействовать как на сам процесс познания, так и на условия, в которых происходит данный процесс. Это превращает эксперимент в весьма эффективный метод эмпирического исследования, чему в немалой степени содействует также тесная связь эксперимента с теорией. Идея эксперимента, план его проведения и интерпретация результатов в гораздо большей степени зависят от теории, чем от поисков и интерпретации данных наблюдения. Утверждение экспериментального метода в науке — длительный процесс, который берет свое начало в античном мире и средневековой схоластике. Однако основателем экспериментальной науки по праву считается Галилей. Он не только создал приборы для наблюдений и экспериментирования, но и осуществил ряд искусных экспериментов. В дальнейшем запросы научного и технического прогресса вызывают необходимость все более широкого применения эксперимента. Что касается современной науки, то без эксперимента ее развитие просто немыслимо. В настоящее время экспериментальное исследование стало настолько значимым, что уже рассматривается как одна из основных форм практической деятельности. Эксперимент как метод научного исследования имеет следующие основные особенности: • более активное, чем при наблюдении, отношение к объекту вплоть до его изменения и преобразования; • многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; • возможность обнаружения таких свойств и связей явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях; • возможность рассмотрения явления как бы в “чистом виде" путем изоляции его от усложняющих обстоятельств или путем изменения условий эксперимента; • возможность контроля за “поведением" объекта исследования и проверки его результатов; • эксперимент всегда направляется какой-то идеей, концепцией, гипотезой; • данные эксперимента всегда так или иначе “теоретически нагру В свою очередь, вещественные эксперименты подразделяются на натуральные, когда объект исследования находится в естественных условиях, которые могут изменяться по воле экспериментатора; модельные, когда реальный объект исследования и условия, воздействующие на него, заменяются моделью (например, модель электростанции, космического корабля, автомобиля и т. д. ); социальные, когда эксперименты направлены на изучение тех или иных общественных явлений. В современной науке широко применяется мысленный эксперимент — система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент — это теорети- ческая модель реальных экспериментальных ситуаций. При этом исследователь оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а концептуальными образцами этих предметов. В современной науке широко используются также качественные и количественные эксперименты. Качественный эксперимент является наиболее простым, цель которого — установить предполагаемое гипотезой или теорией наличие (или отсутствие) существенных свойств, связей у изучаемого явления. Более сложным является количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого объекта. По характеру объекта различают химические, биологические, физические и другие эксперименты. Следует особо подчеркнуть важную роль в настоящее время социальных экспериментов, способствующих внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры социальных экспериментов обусловлены также правовыми и моральными нормами общества. Каждый метод эмпирического познания выполняет особые, специфические функции. К основным функциям экспериментальных методов относится, во-первых, экспериментально-исследовательская т. е. познавательная. Она выражается в поиске, обнаружении, сравнении и экспериментальном анализе новых явлений, их свойств и связей. Научно поставленный эксперимент, как правило, обеспечивает получение новой информации об изучаемых объектах. Во-вторых, экспериментальные методы выполняют и проверочную функцию. Научный эксперимент как важнейший элемент практики всегда выступает в качестве объективного критерия истинности эмпирических и теоретических знаний. Если в процессе эксперимента удается воспроизвести описанные теми или иными знаниями объективные свойства и связи, то, следовательно, эти знания являются истинными, поскольку они правильно отражают объективные стороны изучаемого объекта. В-третьих, экспериментальным методам присуща также аналитическая функция, связанная с анализом результатов проведенного эксперимента. Основным направлением такого анализа является выяснение того, могут ли результаты проведенного эксперимента послужить основой для пересмотра прежних теоретических концеп-ций или же они могут составить основу для дальнейшего развития этих концепций, либо даже для выдвижения новых научных гипотез. В-четвертых, экспериментальные методы выполняют также ил-люстративную, демонстрационную функцию. К ним обращаются тогда, когда нужно продемонстрировать в учебных или показатель-ных целях какое-либо явление. Эксперименты такого рода ставятся в различных учебных заведениях, лабораториях и т. д. Экспериментальные методы неразрывно связаны с наблюдением, измерением и сравнением, как неотъемлемыми сторонами любого эксперимента. Поэтому многие функции, выполняемые наблюде-нием, сравнением и измерением, присущи и экспериментальным методам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|