О стратегии национальной безопасности
200 Военная доктрина Российской Федерации
правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера. 6. Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Россий- ской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования). 7. Реализация Военной доктрины достигается путем централиза- ции государственного управления в области обороны и безопасности и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федера- ции, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. 8. В Военной доктрине используются следующие основные поня- тия: а) военная безопасность Российской Федерации (далее – военная безопасность) – состояние защищенности жизненно важных интере- сов личности, общества и государства от внешних и внутренних во- енных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо спо- собностью ей противостоять; б) военная опасность – состояние межгосударственных или вну- тригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возник- новению военной угрозы; в) военная угроза – состояние межгосударственных или внутриго- сударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторо- нами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к при- менению военной силы (вооруженному насилию);
г) военный конфликт – форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и воо- руженные конфликты); д) вооруженный конфликт – вооруженное столкновение ограни- ченного масштаба между государствами (международный вооружен- ный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах террито- рии одного государства (внутренний вооруженный конфликт); е) локальная война – война, в которой преследуются ограничен- ные военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимуще- ственно интересы только этих государств (территориальные, эконо- мические, политические и другие);
201 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
ж) региональная война – война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными во- оруженными силами, в ходе которой стороны преследуют важные во- енно-политические цели; з) крупномасштабная война – война между коалициями госу- дарств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в ко- торой стороны преследуют радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации воору- женного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечени- ем значительного количества государств разных регионов мира. Эта война потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресур- сов и духовных сил государств-участников; и) военная политика – деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников;
к) военная организация государства (далее – военная организа- ция) – совокупность органов государственного и военного управле- ния, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специаль- ных формирований (далее – Вооруженные Силы, другие войска и ор- ганы), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к воору- женной защите и вооруженную защиту Российской Федерации; л) военное планирование – определение порядка и способов реа- лизации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и органов, их применения и всестороннего обеспечения; м) мобилизационная готовность Российской Федерации – способ- ность Вооруженных Сил, других войск и органов, экономики государ- ства, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мобилизаци- онных планов; н) система неядерного сдерживания – комплекс внешнеполитиче- ских, военных и военно-технических мер, направленных на предот- вращение агрессии против Российской Федерации неядерными сред- ствами.
II. ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9. Мировое развитие на современном этапе характеризуется уси- лением глобальной конкуренции, напряженности в различных об- ластях межгосударственного и межрегионального взаимодействия,
202 Военная доктрина Российской Федерации
соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, неу- стойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределе- ние влияния в пользу новых центров экономического роста и полити- ческого притяжения. 10. Неурегулированными остаются многие региональные кон- фликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существую- щая архитектура (система) международной безопасности не обеспе- чивает равной безопасности всех государств.
11. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и во- енных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной во- йны, на ряде направлений военные опасности для Российской Феде- рации усиливаются. 12. Основные внешние военные опасности: а) наращивание силового потенциала Организации Североатлан- тического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближе- ние военной инфраструктуры стран-членов НАТО к границам Россий- ской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока; б) дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регио- нах и подрыв глобальной и региональной стабильности; в) развертывание (наращивание) воинских контингентов ино- странных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию; г) создание и развертывание систем стратегической противора- кетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушаю- щих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реали- зация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее со- юзникам, вмешательство в их внутренние дела; е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракет- ных технологий; ж) нарушение отдельными государствами международных дого- воренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международ- ных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения во- оружений;
203 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
з) применение военной силы на территориях государств, сопре- дельных с Российской Федерацией и ее союзниками, в нарушение Устава Организации Объединенных Наций (ООН) и других норм меж- дународного права; и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками; к) растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного между- народного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных хи- мических веществ, расширение масштабов транснациональной орга- низованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков; л) наличие (возникновение) очагов межнациональной и межкон- фессиональной напряженности, деятельность международных воору- женных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Рос- сийской Федерации и границам ее союзников, а также наличие терри- ториальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдель- ных регионах мира; м) использование информационных и коммуникационных тех- нологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суве- ренитета, политической независимости, территориальной целостно- сти государств и представляющих угрозу международному миру, без- опасности, глобальной и региональной стабильности; н) установление в государствах, сопредельных с Российской Феде- рацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных ор- ганов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации; о) подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федера- ции. 13. Основные внутренние военные опасности: а) деятельность, направленная на насильственное изменение кон- ституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию вну- триполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных госу- дарственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации; б) деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и терри- ториальной целостности Российской Федерации;
204
Военная доктрина Российской Федерации
в) деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью под- рыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества; г) провоцирование межнациональной и социальной напряженно- сти, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды. 14. Основные военные угрозы: а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосу- дарственных отношений) и создание условий для применения воен- ной силы; б) воспрепятствование работе систем государственного и военно- го управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потен- циально опасных объектов; в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирова- ний, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников; г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на тер- риториях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее со- юзниками; д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных госу- дарств (групп государств) с проведением частичной или общей моби- лизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени. 15. Характерные черты и особенности современных военных кон- фликтов: а) комплексное применение военной силы, политических, эконо- мических, информационных и иных мер невоенного характера, реа- лизуемых с широким использованием протестного потенциала насе- ления и сил специальных операций; б) массированное применение систем вооружения и военной тех- ники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектрон- ной борьбы, оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляю- щих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники; в) воздействие на противника на всю глубину его территории од- новременно в глобальном информационном пространстве, в воздуш- но-космическом пространстве, на суше и море;
205 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
г) избирательность и высокая степень поражения объектов, бы- строта маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил); д) сокращение временных параметров подготовки к ведению во- енных действий; е) усиление централизации и автоматизации управления войска- ми и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием; ж) создание на территориях противоборствующих сторон посто- янно действующей зоны военных действий; з) участие в военных действиях иррегулярных вооруженных фор- мирований и частных военных компаний; и) применение непрямых и асимметричных способов действий; к) использование финансируемых и управляемых извне полити- ческих сил, общественных движений. 16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предот- вращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномас- штабной войны, региональной войны).
III. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17. Основные задачи военной политики Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопас- ности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктриной. 18. Военная политика Российской Федерации направлена на сдер- живание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск и органов, повышение мобилизационной готовно- сти в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федера- ции, а также интересов ее союзников.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СДЕРЖИВАНИЮ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
19. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил, других войск и органов к сдерживанию и предот- вращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международно- го права и международными договорами Российской Федерации. 20. Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого дру- гого военного конфликта, положено в основу военной политики Рос- сийской Федерации.
206 Военная доктрина Российской Федерации
21. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов: а) оценка и прогнозирование развития военно-политической об- становки на глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с ис- пользованием современных технических средств и информационных технологий; б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами; в) поддержание глобальной и региональной стабильности и по- тенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне; г) поддержание Вооруженных Сил, других войск и органов в за- данной степени готовности к боевому применению; д) поддержание мобилизационной готовности экономики Россий- ской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в установленных им сферах деятель- ности на уровне, необходимом для обеспечения решения задач в во- енное время; е) объединение усилий государства, общества и личности по за- щите Российской Федерации, разработка и реализация мер, направ- ленных на повышение эффективности военно-патриотического вос- питания граждан Российской Федерации и их подготовки к военной службе; ж) расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудни- чества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления меж- дународной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, расширение взаимодействия с государствами-участниками БРИКС (Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Ки- тайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика); з) укрепление системы коллективной безопасности в рамках Орга- низации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), взаимодействие с Ре- спубликой Абхазия и Республикой Южная Осетия в целях обеспечения совместной обороны и безопасности, поддержание равноправного диа- лога в сфере европейской безопасности с Европейским союзом и НАТО, содействие построению в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой мо- дели безопасности, основанной на коллективных внеблоковых началах; и) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области сокращения и ограничения ракетно-ядерных вооружений;
207 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
к) заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного доверия; л) формирование механизмов взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества в противодействии вероятным ра- кетным угрозам, включая при необходимости создание совместных систем противоракетной обороны с равноправным российским уча- стием; м) противодействие попыткам отдельных государств (групп госу- дарств) добиться военного превосходства путем развертывания си- стем стратегической противоракетной обороны, размещения оружия в космическом пространстве, развертывания стратегических неядер- ных систем высокоточного оружия; н) заключение международного договора о предотвращении раз- мещения в космическом пространстве любых видов оружия; о) согласование в рамках ООН элементов нормативного регулиро- вания безопасного осуществления космической деятельности, вклю- чая безопасность операций в космическом пространстве в их обще- техническом понимании; п) укрепление потенциала Российской Федерации в области мо- ниторинга объектов и событий в околоземном пространстве, включая механизм международного взаимодействия в указанной области; р) участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями; с) разработка и принятие международного механизма контроля за соблюдением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического), токсин- ного оружия и об их уничтожении; т) участие в борьбе с международным терроризмом; у) создание условий, обеспечивающих снижение риска исполь- зования информационных и коммуникационных технологий в во- енно-политических целях для осуществления действий, противоре- чащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности госу- дарств и представляющих угрозу международному миру, безопасно- сти, глобальной и региональной стабильности.
ПРИМЕНЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, ДРУГИХ ВОЙСК И ОРГАНОВ, ИХ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В МИРНОЕ ВРЕМЯ, В ПЕРИОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЫ АГРЕССИИ И В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
22. Российская Федерация считает правомерным применение Во- оруженных Сил, других войск и органов для отражения агрессии про- тив нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по
208 Военная доктрина Российской Федерации
решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, нахо- дящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с обще- признанными принципами и нормами международного права и меж- дународными договорами Российской Федерации. 23. Применение Вооруженных Сил, других войск и органов в мир- ное время осуществляется по решению Президента Российской Фе- дерации в порядке, установленном федеральным законодательством. При этом применение Вооруженных Сил, других войск и органов осу- ществляется решительно, целенаправленно и комплексно на основе заблаговременного и постоянного анализа складывающейся воен- но-политической и военно-стратегической обстановки. 24. Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство-участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Со- юзного государства и осуществит ответные меры. 25. Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство-члена ОДКБ как агрессию против всех государств-чле- нов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Догово- ром о коллективной безопасности. 26. В рамках выполнения мероприятий стратегического сдержи- вания силового характера Российской Федерацией предусматривает- ся применение высокоточного оружия. 27. Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союз- ников ядерного и других видов оружия массового поражения, а так- же в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Решение о применении ядерного оружия принимается Президен- том Российской Федерации. 28. Выполнение стоящих перед Вооруженными Силами, другими войсками и органами задач организуется и осуществляется в соот- ветствии с Планом обороны Российской Федерации, указами Прези- дента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами стратегического планирования по вопросам обороны. 29. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в со- став миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддер- жанию мира по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав Кол- лективных сил оперативного реагирования ОДКБ, Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллектив- ной безопасности в целях оперативного реагирования на военные
209 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
угрозы в отношении государств-членов ОДКБ и решения иных задач, определенных Советом коллективной безопасности ОДКБ. 30. Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты в порядке, установленном федеральным законодатель- ством и международными договорами Российской Федерации. 31. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граж- дан, поддержания международного мира и безопасности формирова- ния Вооруженных Сил могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принци- пами и нормами международного права, международными договора- ми Российской Федерации и федеральным законодательством. 32. Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и органов в мирное время: а) защита суверенитета, территориальной целостности Россий- ской Федерации и неприкосновенности ее территории; б) стратегическое (ядерное и неядерное) сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов; в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также си- стем управления на уровне, гарантирующем нанесение неприемле- мого ущерба агрессору в любых условиях обстановки; г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандую- щего Вооруженными Силами Российской Федерации о воздушно-кос- мическом нападении, оповещение органов государственного и воен- ного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах; д) поддержание способности Вооруженных Сил, других войск и органов к заблаговременному развертыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению; е) обеспечение воздушно-космической обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовности к отражению ударов средств воздушно-космического нападения; ж) развертывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечива- ющих деятельность Вооруженных Сил; з) охрана и оборона важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов; и) создание новых, модернизация и развитие имеющихся объек- тов военной инфраструктуры Вооруженных Сил, других войск и ор- ганов, а также отбор объектов инфраструктуры двойного назначения для использования войсками (силами) в целях обороны; к) защита граждан Российской Федерации за пределами Россий- ской Федерации от вооруженного нападения на них;
210 Военная доктрина Российской Федерации
л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению) между- народного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных ор- ганов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом; м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства; н) обеспечение безопасности экономической деятельности Рос- сийской Федерации в Мировом океане; о) борьба с терроризмом на территории Российской Федерации и пресечение международной террористической деятельности за пре- делами ее территории; п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне; р) участие в охране общественного порядка, обеспечении обще- ственной безопасности; с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановле- ние объектов специального назначения; т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения; у) обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктике. 33. Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и органов в период непосредственной угрозы агрессии: а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий, на- правленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уров- ня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил в целях проведения стратегического развертывания; б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установлен- ной степени готовности; в) стратегическое развертывание Вооруженных Сил; г) участие в обеспечении режима военного положения; д) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий по граж- данской обороне; е) выполнение международных обязательств Российской Федера- ции по коллективной обороне, отражение или предотвращение в со- ответствии с нормами международного права вооруженного нападе- ния на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой. 34. Основными задачами Вооруженных Сил, других войск и орга- нов в военное время являются отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на ус- ловиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзни- ков.
211 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
35. Основные задачи развития военной организации: а) приведение структуры, состава и численности компонентов во- енной организации в соответствие с задачами в мирное время, в пе- риод непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учетом выделения на эти цели достаточного количества финансовых, мате- риальных и иных ресурсов. Планируемые количество и сроки выде- ления указанных ресурсов отражаются в документах планирования долгосрочного социально-экономического развития Российской Фе- дерации; б) повышение эффективности и безопасности функционирова- ния системы государственного и военного управления, обеспечение информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами при ре- шении задач в области обороны и безопасности; в) совершенствование системы воздушно-космической обороны Российской Федерации; г) совершенствование военно-экономического обеспечения воен- ной организации на основе рационального использования финансо- вых, материальных и иных ресурсов; д) совершенствование военного планирования; е) совершенствование территориальной обороны и гражданской обороны Российской Федерации; ж) совершенствование системы создания запаса мобилизацион- ных ресурсов, в том числе запасов вооружения, военной и специаль- ной техники, а также материально-технических средств; з) повышение эффективности функционирования системы экс- плуатации и ремонта вооружения, военной и специальной техники; и) создание интегрированных структур материально-техническо- го, социального, медицинского и научного обеспечения в Вооружен- ных Силах, других войсках и органах, а также учреждений военного образования и подготовки кадров; к) совершенствование системы информационной безопасности Вооруженных Сил, других войск и органов; л) повышение престижа военной службы, всесторонняя подготов- ка к ней граждан Российской Федерации; м) обеспечение военно-политического и военно-технического со- трудничества Российской Федерации с иностранными государствами; н) развитие мобилизационной базы и обеспечение мобилизаци- онного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов, а также совершенствование методов комплектования и подготовки мо- билизационных людских резервов и мобилизационных людских ре- сурсов;
212 Военная доктрина Российской Федерации
о) совершенствование системы радиационной, химической и био- логической защиты войск (сил) и населения. 36. Основные приоритеты развития военной организации: а) совершенствование системы управления военной организаци- ей и повышение эффективности ее функционирования; б) обеспечение необходимой степени укомплектованности, осна- щенности и обеспеченности соединений, воинских частей и форми- рований постоянной готовности и требуемого уровня их подготовки; в) повышение качества подготовки кадров и военного образова- ния, а также наращивание военно-научного потенциала.
СТРОИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, ДРУГИХ ВОЙСК И ОРГАНОВ
37. Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и органов – приведение их структуры, состава, числен- ности и оснащенности современными (перспективными) образцами вооружения, военной и специальной техники в соответствие с прогно- зируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, соци- ально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации. 38. В строительстве и развитии Вооруженных Сил, других войск и органов Российская Федерация исходит из необходимости: а) совершенствования состава и структуры Вооруженных Сил, дру- гих войск и органов, оптимизации штатной численности военнослу- жащих; б) обеспечения рационального соотношения соединений и воин- ских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооружен- ных Сил, других войск и органов; в) повышения качества оперативной, боевой, специальной и мо- билизационной подготовки; г) совершенствования взаимодействия между объединениями, со- единениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, другими войсками и органами, федеральными органами испол- нительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос- сийской Федерации, органами местного самоуправления и организа- циями, привлекаемыми к организации обороны; д) обеспечения современными образцами вооружения, военной и специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного освоения;
213 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
е) интеграции и скоординированного развития систем техниче- ского, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил, других войск и органов; ж) совершенствования систем военного образования и воспита- ния, подготовки кадров, военной науки; з) подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы. 39. Выполнение основных задач строительства и развития Воору- женных Сил, других войск и органов достигается путем: а) формирования и последовательной реализации военной поли- тики; б) эффективного военно-экономического обеспечения и доста- точного финансирования Вооруженных Сил, других войск и органов; в) повышения эффективности функционирования оборонно-про- мышленного комплекса; г) обеспечения надежного функционирования системы управле- ния Вооруженными Силами, другими войсками и органами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное вре- мя; д) поддержания способности экономики страны обеспечить по- требности Вооруженных Сил, других войск и органов; е) поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечива- ющем проведение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов; ж) развития сил гражданской обороны постоянной готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в период непо- средственной угрозы агрессии и в военное время; з) формирования территориальных войск для охраны и оборо- ны военных, государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объ- ектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей; и) совершенствования системы дислокации (базирования) Воо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|