Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологического исследования и его видов




СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ВИДОВ

Понятие о социологическом исследовании

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных его уровня: общесоциологическую теорию; специ­альные социологические теории (или теории среднего уровня); социо­логические исследования, называемые еще частными, эмпирически­ми, прикладными или конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснован­ные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.

Общественная жизнь постоянно ставит перед нами множество вопросов, ответить на которые возможно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое кон­кретно-социологическое исследование является собственно социоло­гическим. Их важно различать, потому что сегодня часто приходит­ся встречаться с довольно произвольным толкованием такого иссле­дования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы, особенно если при этом используются опросные методы, именуется социологическим иссле­дованием. Последнее, по мнению российского социолога Э. Тадево-сяна [104], должно опираться на использование специфических для


социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов, эмпирического материала. Вместе с тем неправомерно сводить социологическое исследование только к сбору первичных эмпирических данных, к социологическому обсле-дованию, ибо это всего лишь один из этапов, хотя и весьма важный, социологического исследования [104, c. 31].

В широком понимании социологическое исследование — это спе­цифический вид систематической познавательной деятельности, на-правленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления зако­номерностей общественной жизни на основе теорий, методов и про­цедур, принятых в социологии [95, c. 114].

В более узком смысле социологическое исследование представля­ет собой систему логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, подчинен­ных единой цели: получить точные и объективные данные об изучае-мом социальном объекте, явлении или процессе [37, c. 12].

Иными словами, социологическое исследование — это специфичес-кая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их “ядро”), рассматривающая общество как целостную социокуль­турную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

Любое социологическое исследование включает в себя несколько этапов. Первый этап, или этап подготовки, состоит в обдумывании целей, составлении программы и плана, определении средств и сро­ков проведения, а также в выборе способов анализа и обработки со­циологической информации. Второй этап включает сбор первичной социологической информации — собранных необобщенных сведе­ний в различной форме (записей исследователя, выписок из докумен­тов, отдельных ответов опрашиваемых и т. д. ). Третий этап заклю­чается в подготовке собранной в процессе социологического иссле-дования (анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа и т. д. ) информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработке полученной информации на ЭВМ. Четвер­тый, заключительный этап — это анализ обработанной информа-ции, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулировка выводов и выработка рекомендаций и предложений для заказчика или субъекта управления, являющегося инициатором проведения социологического исследования.


Типология социологических исследований

Основу типологии составляет процесс мысленного расчленения объектов, явлений или предметов и их группировка по общности су­щественных признаков. Необходимость определения типов социоло­гического исследования диктуется прежде всего тем, что уже в самом начале его проведения перед социологом возникают вопросы отно­сительно выделения общего, особенного или неповторимого в ис­следовании социальных объектов, явлений или процессов обще­ственной жизни. Если ему удается обоснованно идентифицировать свое исследование с имеющимися его разновидностями, то это позво­ляет более эффективно использовать уже накопленный другими ис­следователями опыт при организации и проведении конкретно-соци­ологического исследования.

Социологические исследования разделяются по разным основа­ниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания они подразделяются на теоретические и эмпирические (кон­кретные). Для теоретических социологических исследований решаю­щее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактическо­го материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находится само накопление и сбор фактического мате­риала в указанной области (на основе непосредственного наблюде­ния, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д. ) и его первичная обработка, включая начальный уровень обобщения. Од­нако было бы ошибкой разрывать, а тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Это две стороны целостного исследования социальных явлений, постоян­но взаимодействующие, дополняющие и обогащающие друг друга.

В зависимости от того, проводятся они однократно или много­кратно, социологические исследования подразделяются на разовые и повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент; вторые используются для того, чтобы вы­явить динамику, изменения в их развитии. Количество повторных со­циологических исследований и временные интервалы между ними оп­ределяются их целями и содержанием. Разновидностью повторного социологического исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике


через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наиболее нагляд-ный пример панельного социологического исследования — периоди-ческие переписи населения.

По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования можно подразделить на разведывательные, описатель-ные и аналитические.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — наиболее простой тип социологического анализа, позволяющий ре-шать ограниченные задачи. По сути, это процесс “обкатки” инстру-ментария, т. е. методических документов (анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточки наблюдения или изучения документов). Программа такого исследования, как и инструментарий, упрощена. Обследуемые совокупности сравнительно невелики — 20-100 чело­век. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубо­кое изучение той или иной проблемы. В ходе его проведения уточня-ются цели и задачи, гипотезы и предметная сфера, вопросы и их фор-мулировка. Такое исследование целесообразно проводить прежде всего тогда, когда проблема изучена недостаточно или вообще ста-вится впервые. Разведывательное исследование позволяет получить оперативную социологическую информацию об изучаемом социаль-ном объекте, явлении или процессе.

Описательное исследование — более сложный тип социологичес-кого анализа. С его помощью получают эмпирическую информа-цию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Обычно это исследова-ние проводится в том случае, когда объект анализа — сравнительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными свойствами и характеристиками (например, трудовой коллектив крупного пред-приятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, име­ющие различный стаж работы, и т. д. ). Выделение в структуре объек-та изучения относительно однородных групп (по уровню образо­вания, возрасту, профессии и т. п. ) дает возможность оценить и сравнить интересующие социолога характеристики, выявить нали­чие или отсутствие связей между ними. В описательном исследова-нии могут быть применены один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетая различные методы, исследователь может получить более достоверную и полную социологическую


информацию, сделать более глубокие выводы и более обоснованные рекомендации.

Аналитическое исследование — самый серьезный тип социологи­ческого анализа. Оно не только описывает элементы изучаемого объекта, явления или процесса, но и позволяет выявить причины, ле­жащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей — основ­ное назначение этого типа исследования. Если в описательном иссле­довании устанавливается лишь связь между характеристиками изу­чаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяю­щей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих данное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые. Аналитическое исследование невозможно без детально разработан­ной программы и четко отшлифованного инструментария. Обычно его выполняют после разведывательного и описательного исследова­ний, в процессе которых собираются сведения, дающие предвари­тельное представление об определенных элементах изучаемого соци­ального объекта, явления или процесса. Чаще всего аналитическое исследование носит комплексный характер. По используемым мето­дам оно намного богаче и разнообразнее разведывательного и опи­сательного исследований.

В специальной социологической литературе описаны и другие подходы к выделению типологии социологического исследования. Заслуживает внимания, на наш взгляд, подход российского социоло­га В. Ядова, который выделяет следующие виды социологических ис­следований: исследования, ориентированные на различные стороны социального планирования и управления общественными процессами; теоретико-прикладные исследования, практическое значение которых выявляется через систему дополнительных (инженерных) разрабо­ток; теоретико-методологические; оперативные социологические ис­следования на предприятиях и в учреждениях, анализирующие мест­ные проблемы в целях нахождения оптимальных способов их разре­шения.

Некоторые исследователи разделяют социологические иссле­дования по сферам общественной жизни, например социально-экономические, социально-политические, социально-педагогические исследования и т. д. Определенный интерес представляет подход


украинского социолога Г. Щёкина, который относит эмпиричес-кие и прикладные социологические исследования к следующим типам: пилотажные, направленные на проверку эффективности инструментария; полевые, ориентированные на изучение объекта в нормальных естественных условиях, в повседневной обстановке; исследования с обратной связью, целью которых является привле­чение коллектива к участию в решении стоящих перед ним прак-тических проблем; панельные, предполагающие повторные изу­чения одного и того же объекта через определенные интервалы времени; лонгитюдные — разновидность повторных исследова­ний, при которых ведется длительное периодическое наблюдение за одними и теми же лицами или социальными объектами; сравни­тельные, в которых в качестве основного приема используется со­поставление информации разных социальных подсистем, авторов или периодов исторического развития; междисциплинарные, пред­полагающие сотрудничество между представителями различных научных дисциплин в решении комплексной проблемы.

Российские социологи М. Горшков и Ф. Шерега [37] попытались выработать основной критерий для классификации социологичес-ких исследований, взяв за основу их логическую структуру и ориен-тацию на практику. Они различают такие типы социологических ис-следований: разведывательные, оперативные, описательные, анали­тические, экспериментальные, а все опросы сводят к анкетированию и интервьюированию. В зависимости от источника первичной социоло­гической информации опросы подразделяются ими на массовые и специализированные, а в качестве отдельных типов исследований выделяются также социологические наблюдения, анализ документов, точечные и панельные исследования.

Отмеченные типологии и классификации, несомненно, имеют определенную ценность для практики проведения социологических исследований. Однако достаточно выражены также их недостатки. Так, нередко они осуществляются путем смешения различных осно­ваний и классификационных признаков. Основной же недостаток данных типологий состоит в том, что они опираются не на все ком-поненты выделенной выше системы познавательного процесса, по­этому зачастую отражают лишь отдельные сущностные моменты исследований и не охватывают всех имеющихся в практике разно­видностей социологического исследования.


Сущностная классификация социологических исследований

Принятые в социологии классификации социальных объектов раз­личаются между собой, как правило, глубиной проникновения в их сущность. Условно такие классификации можно разделить на две группы: сущностные и несущностные. Первая группа основывается на концептуальном осмыслении природы классифицируемых объек­тов. Примеров таких классификаций, как показывает анализ, срав­нительно немного, но все они прочно закрепились в социологичес­кой науке. В основе второй группы классификаций — постижение объектов, глубокое проникновение в сущность которых довольно проблематично. Следовательно, эти классификации не лишены оп­ределенной поверхностности, что объясняется недостаточным уров­нем понимания классифицируемых объектов и проникновения в их сущность.

Как показывает проведенный анализ, в основу классификации социологических исследований можно положить концепцию струк­туры социологического исследования. При таком подходе основа­ниями для классификации социологических исследований являются структурные элементы социального познания: предмет исследова­ния, его метод, тип субъекта исследования, условия и предпосылки исследования, получаемое знание. Каждое из этих оснований в свою очередь может быть разбито на ряд подоснований и т. д. Таким образом, предлагаемую сущностную классификацию видов социо­логического исследования можно изобразить следующим образом (табл. 4).

Таблица 4 Сущностная классификация социологических исследований

 

Основание классификации Виды социологических исследований
По предмету исследования: • сфере его приложения • степени представленности сторон объекта • степени выраженности динамики объекта Социально-экономические, собственно социологические, социально-политические, социально-педагогические и др. Комплексные, некомплексные Точечные, повторные, панельные, мониторинговые

Окончание табл. 4

 

Основание классификации Виды социологических исследований
По методу исследования: • глубине и сложности анализа • доминированию применяемого метода • типу и уровню исследовательской деятельности Разведывательные (пилотажные, или зондажные), описательные, аналитические Наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный, интервью, тестирование, экспертиза), экспериментальные исследования Теоретические, эмпирические, эмпирико-теоретические, фундаментальные, прикладные
По типу субъекта: • его структуре • количеству выдвигаемых субъектом целей Коллективные, персональные (авторские) Многоцелевые, одноцелевые
По условиям и предпосылкам исследования: • типу условий положения объекта • обеспеченности априорной информацией Полевые, лабораторные Информационно обеспеченные, информационно не обеспеченные
По получаемому знанию: • новизне получаемого знания • типу получаемого знания • роли в науке • сфере приложения знания Новаторские, компиляторские Эмпирические, эмпирико-теоретические, теоретические Фиксирующие факты, проверяющие гипотезы, обобщающие, аналитические, синтезирующие, прогностические, ретроспективные и т. д. Теоретические, прикладные, теоретико-прикладные
По масштабу объекта исследования Локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные, международные

Представленную сущностную классификацию, на наш взгляд, можно использовать для характеристики любого социологического исследования. При этом следует учитывать, что ее отдельные основа­ния практически не зависят друг от друга. А для того чтобы описать то или иное конкретное исследование, нужно лишь выделить соот­ветствующие ему элементы по каждому основанию. Например, соци-


ологическое исследование может быть охарактеризовано как соци­ально-экономическое, комплексное, точечное, разведывательное, анализ документов, коллективное, полевое, информационно обеспе­ченное, новаторское, прикладное, обобщающее и т. д.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...