Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематический план лабораторного практикума по ХИМИИ




Тематический план лабораторного практикума по ХИМИИ

для обучающихся 1 курса специальности «Педиатрия» 2 семестр

№ мо- дуля № п/п

Наименование тем лабораторных работ

Часы

 

 

 

 

Растворы. Объемный анализ. Методы нейтрализации.

Коллигативные свойства растворов.

Протолитические процессы в реакциях гидролиза. Гетерогенные равновесия.

Буферные растворы.

Реакции комплексообразования.

Контрольная работа по модулю 1.

 

Химическая термодинамика.

Химическое равновесие.

Химическая кинетика.

Электрохимия.

Контрольная работа по модулю 2.

 

Физико-химия поверхностных явлений.

Получение и свойства коллоидных растворов.

Устойчивость коллоидных систем и расчет порога коагуляции.

Физико-химические свойства растворов ВМС.

Контрольная работа по модулю 3.

  Итоговый зачет

Итого: 52 часов

         

Общие правила выполнения лабораторных работ

Лабораторные работы являются одной из важнейших составных частей курса химии. Для их выполнения обучающийся должен ознакомиться с лабораторным оборудованием, измерительными приборами и с техникой проведения основных лабораторных операций

Обучающиеся должны строго соблюдать правила внутреннего распорядка и технику безопасности.

Перед каждым лабораторным занятием обучающийся должен изучить соответствующий раздел учебника, конспекты лекций и описание лабораторной работы, ответить на вопросы для самоподготовки (письменно).

При оформлении отчета по лабораторной работе в тетради записывают дату, тему занятия, название лабораторной работы и опытов, краткое описание хода опыта и результаты, полученные при его выполнении, выводы.

При проведении эксперимента необходимо соблюдать следующие правила:

v опыты проводят в чистой посуде;

v нельзя выливать избыток реактива из пробирки обратно в реактивную склянку;

v сухие соли набирают чистым шпателем или ложечкой;

v нельзя путать пробки от разных склянок, пробки кладут на стол внешней поверхностью;

v нельзя уносить реактивы общего пользования на свое рабочее место;

v остатки металлов после опытов собирают в баночку, а не выбрасывают в раковину;

v дорогостоящие, ядовитые реактивы собирают в специально отведенную посуду;

v битую посуду отдают лаборанту, обрывки бумаги, спички и другой мусор выбрасывают в урну.

 

 

Правила техники безопасности

Ø Выполнять лабораторные работы можно, только надев халат.

Ø Не трогайте, не включайте и не выключайте без разрешения преподавателя рубильники и электрические приборы.

Ø Не загромождайте свое рабочее место и проходы между столами лишними предметами.

Ø Нельзя брать вещества руками и пробовать их на вкус. При определении запаха склянку держат на расстоянии и направляют движением руки воздух от отверстия склянки или пробирки к носу.

Ø Опыты с ядовитыми, сильно пахнущими веществами, с концентрированными кислотами и щелочами проводят в вытяжном шкафу (под тягой).

Ø При приливании реактивов и при нагревании нельзя наклоняться над отверстием склянки во избежание попадания брызг на лицо и одежду.

Ø Разбавляя концентрированные кислоты, особенно серную, осторожно вливают кислоту в воду.

Ø С легковоспламеняющимися жидкостями нельзя работать вблизи нагревательных приборов.

 

 

Первая помощь при несчастных случаях

В лаборатории бывают случаи, требующие неотложной медицинской помощи: порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами. В серьезных случаях необходимо немедленно обратиться к врачу.

Для оказания первой помощи в лаборатории имеется аптечка. Основные правила первой помощи сводятся к следующему:

ü при ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом;

ü при ожоге реактивом смойте реактив большим количеством воды, затем либо разбавленной уксусной кислотой (при ожоге щелочью), либо раствором соды (при ожоге кислотой), а затем опять водой;

ü при ожоге горячей жидкостью или горячим предметом обожженное место обработайте свежеприготовленным слабым раствором марганцовки, смажьте обожженное место вазелином или мазью от ожогов; можно присыпать ожог содой и забинтовать;

ü при химических ожогах глаз обильно промойте глаза водой, используя глазную ванночку, затем обратитесь к врачу.

 


Занятие №1

Тема: Растворы. Объемный анализ. Методы нейтрализации.

 

1. Актуальность темы: Растворы играют большую роль в природе, промышленности и медицине. Растворами являются плазма крови, спинномозговая жидкость, лимфа и другие биологические жидкости. Лекарственные вещества эффективны лишь в растворенном состоянии или должны перейти в растворенное состояние в организме. Усвоение пищи связано с переходом питательных веществ в растворенное состояние. Биохимические реакции в живых организмах протекают в растворах. Самым распространенным на Земле и универсальным для живых организмов растворителем является вода. Свойства растворов зависят от числа и количества компонентов. Важной характеристикой растворов является их концентрация. Она определяет многие свойства растворов.

Титриметрический анализ благодаря своей простоте широко применяется в медико-биологических исследованиях. Кислотно-основное титрование позволяет решать многие задачи, возникающие при клиническом анализе биологических жидкостей как при постановке диагноза, так и при лечении больных. Определение кислотности желудочного сока, буферной емкости крови, спинномозговой жидкости - примеры использования кислотно-основного титрования.

С помощью этого метода можно анализировать лекарственные вещества, устанавливать доброкачественность продуктов питания (молока, мяса и др. ). Большое значение имеет рассматриваемый метод и при санитарно-гигиенической оценке объектов окружающей среды. Промышленные стоки могут содержать или кислые, или щелочные продукты. Закисление или защелачивание природных водоемов и почвы приводит порой к необратимым последствиям, в связи с чем, контроль кислотно-основного баланса весьма важен.

2. Учебные цели: приобретение практических навыков расчета и приготовления растворов заданной концентрации и перехода из одной концентрации к другой. Ознакомиться с методикой титриметрического анализа, научиться проводить кислотно-основное титрование и рассчитывать концентрации растворов по результатам титрования.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

· Основные понятия по теории растворов;

· Способы выражения концентрации;

· Измерение объемов и объемные измерители.

уметь:

· обращаться стеклянной посудой и объемными измерителями;

· определять точность измерений и произведенных вычислений;

· рассчитывать концентрации растворов для различных способов выражения концентрации.

владеть:

· методами самостоятельной работы со справочной литературой;

· техникой безопасности при работе с растворами кислот, щелочей и стеклянной посудой;

· навыками выполнения расчетных задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...