Тематический план лабораторного практикума по ХИМИИ
Тематический план лабораторного практикума по ХИМИИ для обучающихся 1 курса специальности «Педиатрия» 2 семестр
Общие правила выполнения лабораторных работ Лабораторные работы являются одной из важнейших составных частей курса химии. Для их выполнения обучающийся должен ознакомиться с лабораторным оборудованием, измерительными приборами и с техникой проведения основных лабораторных операций Обучающиеся должны строго соблюдать правила внутреннего распорядка и технику безопасности. Перед каждым лабораторным занятием обучающийся должен изучить соответствующий раздел учебника, конспекты лекций и описание лабораторной работы, ответить на вопросы для самоподготовки (письменно). При оформлении отчета по лабораторной работе в тетради записывают дату, тему занятия, название лабораторной работы и опытов, краткое описание хода опыта и результаты, полученные при его выполнении, выводы.
При проведении эксперимента необходимо соблюдать следующие правила: v опыты проводят в чистой посуде; v нельзя выливать избыток реактива из пробирки обратно в реактивную склянку; v сухие соли набирают чистым шпателем или ложечкой; v нельзя путать пробки от разных склянок, пробки кладут на стол внешней поверхностью; v нельзя уносить реактивы общего пользования на свое рабочее место; v остатки металлов после опытов собирают в баночку, а не выбрасывают в раковину; v дорогостоящие, ядовитые реактивы собирают в специально отведенную посуду; v битую посуду отдают лаборанту, обрывки бумаги, спички и другой мусор выбрасывают в урну.
Правила техники безопасности Ø Выполнять лабораторные работы можно, только надев халат. Ø Не трогайте, не включайте и не выключайте без разрешения преподавателя рубильники и электрические приборы. Ø Не загромождайте свое рабочее место и проходы между столами лишними предметами. Ø Нельзя брать вещества руками и пробовать их на вкус. При определении запаха склянку держат на расстоянии и направляют движением руки воздух от отверстия склянки или пробирки к носу. Ø Опыты с ядовитыми, сильно пахнущими веществами, с концентрированными кислотами и щелочами проводят в вытяжном шкафу (под тягой). Ø При приливании реактивов и при нагревании нельзя наклоняться над отверстием склянки во избежание попадания брызг на лицо и одежду. Ø Разбавляя концентрированные кислоты, особенно серную, осторожно вливают кислоту в воду. Ø С легковоспламеняющимися жидкостями нельзя работать вблизи нагревательных приборов.
Первая помощь при несчастных случаях
В лаборатории бывают случаи, требующие неотложной медицинской помощи: порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами. В серьезных случаях необходимо немедленно обратиться к врачу. Для оказания первой помощи в лаборатории имеется аптечка. Основные правила первой помощи сводятся к следующему: ü при ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом; ü при ожоге реактивом смойте реактив большим количеством воды, затем либо разбавленной уксусной кислотой (при ожоге щелочью), либо раствором соды (при ожоге кислотой), а затем опять водой; ü при ожоге горячей жидкостью или горячим предметом обожженное место обработайте свежеприготовленным слабым раствором марганцовки, смажьте обожженное место вазелином или мазью от ожогов; можно присыпать ожог содой и забинтовать; ü при химических ожогах глаз обильно промойте глаза водой, используя глазную ванночку, затем обратитесь к врачу.
Занятие №1 Тема: Растворы. Объемный анализ. Методы нейтрализации.
1. Актуальность темы: Растворы играют большую роль в природе, промышленности и медицине. Растворами являются плазма крови, спинномозговая жидкость, лимфа и другие биологические жидкости. Лекарственные вещества эффективны лишь в растворенном состоянии или должны перейти в растворенное состояние в организме. Усвоение пищи связано с переходом питательных веществ в растворенное состояние. Биохимические реакции в живых организмах протекают в растворах. Самым распространенным на Земле и универсальным для живых организмов растворителем является вода. Свойства растворов зависят от числа и количества компонентов. Важной характеристикой растворов является их концентрация. Она определяет многие свойства растворов. Титриметрический анализ благодаря своей простоте широко применяется в медико-биологических исследованиях. Кислотно-основное титрование позволяет решать многие задачи, возникающие при клиническом анализе биологических жидкостей как при постановке диагноза, так и при лечении больных. Определение кислотности желудочного сока, буферной емкости крови, спинномозговой жидкости - примеры использования кислотно-основного титрования.
С помощью этого метода можно анализировать лекарственные вещества, устанавливать доброкачественность продуктов питания (молока, мяса и др. ). Большое значение имеет рассматриваемый метод и при санитарно-гигиенической оценке объектов окружающей среды. Промышленные стоки могут содержать или кислые, или щелочные продукты. Закисление или защелачивание природных водоемов и почвы приводит порой к необратимым последствиям, в связи с чем, контроль кислотно-основного баланса весьма важен. 2. Учебные цели: приобретение практических навыков расчета и приготовления растворов заданной концентрации и перехода из одной концентрации к другой. Ознакомиться с методикой титриметрического анализа, научиться проводить кислотно-основное титрование и рассчитывать концентрации растворов по результатам титрования. Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать: · Основные понятия по теории растворов; · Способы выражения концентрации; · Измерение объемов и объемные измерители. уметь: · обращаться стеклянной посудой и объемными измерителями; · определять точность измерений и произведенных вычислений; · рассчитывать концентрации растворов для различных способов выражения концентрации. владеть: · методами самостоятельной работы со справочной литературой; · техникой безопасности при работе с растворами кислот, щелочей и стеклянной посудой; · навыками выполнения расчетных задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|