Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Разбор типовых задач. 3. Задачи для самостоятельной работы. 7.4.Контроль усвоения темы занятия. Образец билета выходного контроля




2. Разбор типовых задач

1. Рассчитайте молярную концентрацию 0, 9%-ного раствора хлорида натрия, если r=1 г/мл.

    Решение: Связь между молярной концентрацией и массовой долей растворенного вещества выражается соотношением:

, где

    МNaCl = 58, 5 г/моль

    Отсюда  моль/л.

 

2. Найти молярную концентрацию эквивалента и титр 0, 1 М раствора NaOH, если на титрование 10, 0 мл 0, 1000 H раствора щавелевой кислоты затрачено 10, 2 мл раствора щелочи.

Решение: Связь между объемами и молярными концентрациями эквивалента кислоты и щелочи позволяет найти Сэкв раствора NaOH:

Cэкв(NaOH)=Cэкв(H2C2O4)× V(H2C2O4)/V(NaOH)=0, 1000·10, 00/10, 2=

0, 0980 моль/л

Титр находим по формуле: Т = Сэкв× Уч/1000, где

Уч - условная частица NaOH, равная его молярной массе, т. к. z=1.

т. е. Уч(NaOH) = M(NaOН) = 40 г/моль.

Отсюда Т(NaOH) = 0, 0980× 40/1000=0, 003922 г/мл.

 

3. Задачи для самостоятельной работы

1. В биохимическом анализе применяется хлорцинковая смесь, которую готовят растворением 50 г ZnSO4× 7H2O и 250 г NaCl в 1 л дистиллированной воды. Рассчитайте массовые доли веществ в этой смеси.

2. Для приготовления 0, 025 М раствора CaCl2 можно использовать 10%-ный раствор хлорида кальция (r=1, 04 г/мл) в ампулах. Сколько мл этого раствора необходимо использовать для приготовления 1 л 0, 025 М раствора.

3. Смешаны 300 г 40%-ного раствора и 700 г 10%-ного раствора серной кислоты. Найдите массовую долю кислоты в полученном растворе.

4. До какого объема следует разбавить водой 1, 0 л 2, 4 моль/л раствора HCl для получения его концентрации равной 0, 2 моль/л?

5. На титрование 15, 0 мл раствора гидрокарбоната натрия затрачено 10, 0 мл раствора хлороводородной кислоты с молярной концентрацией эквивалента 0, 1 моль/л. Найти молярную концентрацию раствора гидрокарбоната натрия.

6. Вычислите молярную концентрацию эквивалента и титр раствора NaOH, если на титрование 5, 0 мл его израсходовано 4, 76 мл 0, 106 моль/л соляной кислоты.

    7. Для определения общей кислотности желудочного сока 5, 0 мл его оттитровали 0, 095 моль/л раствором щелочи в присутствии фенолфталеина. На реакцию израсходовано 2, 8 мл раствора щелочи. Рассчитайте кислотность анализируемого сока в титриметрических единицах.

8. Какой объем 10%-ного раствора серной кислоты (r=1, 07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 1, 6 г NaOH?

9. На нейтрализацию 40, 0 мл раствора щелочи израсходовано 25, 0 мл 0, 5 моль/л серной кислоты по эквиваленту. Какова молярная концентрация эквивалента раствора щелочи? Какой объем 0, 2 моль/л раствора щелочи потребовался бы для той же цели?

10. Для нейтрализации 20, 0 мл 0, 1 М раствора азотной кислоты потребовалось 8, 0 мл раствора NaOH. Сколько грамм щелочи содержится в 1 л этого раствора?

 

7. 4. Контроль усвоения темы занятия

Образец билета выходного контроля

1. Необходимо провести количественное определение гидрокарбоната натрия в порошке:

А. В качестве титранта используют:

1. 0, 1 М NaOH 2. 0, 1 М НСl  3. 0, 1 М KMnO4 4. 0, 1 М Н2С2O4

Б. В качестве индикатора используют:

1. фенолфталеин     2. лакмус        3. метилоранж 4. крахмал

В. Определение проводят методом:

1. прямого титрования                       2. обратного титрования

3. заместительного титрования 4. реверсивного титрования

Г. Содержание вещества в порошке рассчитывают по формуле:

1. m = V× p               2. m(р-в) = m(р-ра)× w(р. в)/100

3. m = Т× V               4. m = (Сэкв× V× Уч)/1000

 

2. Условная частица декагидрата тетрабората натрия в его реакции с соляной кислотой равна:

1. 191             2. 382             3. 101             4. 202

3. Для приготовления 250, 0 мл раствора с молярной концентрацией эквивалента 0, 1 моль/л необходимо взять навеску безводной соды:

1. 2, 65 г          2. 1, 325 г        3. 7, 15 г          4. 3, 575 г

 

4. Чему равна массовая доля НСl в растворе, если на титрование 5, 0 мл этого раствора затрачено 18, 2 мл 0, 1 моль/л раствора NaOH. Плотность исходного раствора равна 1 г/мл.

1. 1, 33%         2. 1, 46%         3. 1, 49%         4. 1, 35%

 

5. Чему равна точная концентрация для 0, 1 моль/л раствора NaOH, если на титрование 10, 0 мл 0, 0985 моль/л (по эквиваленту) раствора щавелевой кислоты затрачено 9, 9 мл раствора щелочи.

1. 1, 0051        2. 0, 9850        3. 0, 9949        4. 1, 0152

 

7. 5 Подведение итогов занятия.

7. 6 Задание на дом: Коллигативные свойства растворов

Место проведения самоподготовки: Читальный зал и др.

Литература [1], [3], [5].

 

 


Занятие № 2

 

Тема: Коллигативные свойства растворов.

 

1. Актуальность темы: Большинство биохимических реакций в живых организмах протекают в растворах, единственным растворителем которых является вода. Вода – прекрасный растворитель электролитов, но и многие неэлектролиты хорошо растворяются в воде. Растворы по своим физико-химическим параметрам отличаются от чистых растворителей. Коллигативные свойства растворов – это совокупность свойств, зависящих лишь от числа молекул растворенного вещества, но не зависящих от их природы. Это понижение давления насыщенного пара над раствором по сравнению с растворителем, что приводит в свою очередь к повышению температуры кипения и понижению температуры замерзания растворов, и осмотическое давление, возникающее в результате односторонней диффузии растворителя через полупроницаемые мембраны. Они подчиняются законам Ф. М. Рауля и Я. Вант-Гоффа и могут быть объяснены исходя из II закона термодинамики. Методы, основанные на измерении повышения температуры кипения и понижения температуры замерзания растворов (эбуллиометрия и криометрия), а также на измерении осмотического давления (осмометрия), находят применение при определении молярной массы растворенных веществ. Явление осмоса играет важную роль в биологических системах. Благодаря осмосу регулируется поступление воды в клетки и межклеточные структуры. Тургор клеток, обеспечивающий эластичность тканей и сохранение формы органов, обусловлен осмотическим давлением. Животные и растительные клетки имеют поверхностный слой протоплазмы, который обладает свойствами полупроницаемых мембран.

Биологические жидкости человека – кровь, лимфа, тканевые жидкости – представляют собой водные растворы низкомолекулярных (NaCl, KCl, CaCl2 и др. ) и высокомолекулярных (белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты и др. ) соединений и форменных элементов – эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Их суммарным действием определяется осмотическое давление биожидкостей. Изотоничными являются такие растворы, которые создают одинаковое осмотическое давление. При помещении клетки в такие растворы она сохраняет свой размер и нормально функционирует. Кроме изотонических растворов бывают гипер- и гипотонические растворы, в которых клетка сморщивается или лопается. Вместе с тем, гипертонические растворы находят применение в хирургии для удаления гноя, микроорганизмов и продуктов распада из ран. Ослабляющее действие глауберовой (Na2SO4∙ 10H2O) и горькой (MgSO4∙ 7H2O) солей также основано на явлении осмоса. Осмотическое давление крови у человека поддерживается на уровне740-780 кПа. Лекарственные препараты, вводимые парентерально, должны быть по возможности изотоничны биосредам. Все растворы, используемые в качестве кровезаменителей, также являются изотоничными крови.

 

2. Учебные цели: ознакомиться с законами Ф. М. Рауля и Я. Вант-Гоффа и на их основе научиться рассчитывать температуры кипения и замерзания растворов неэлектролитов и электролитов, осмотическое давление растворов, а также концентрации растворенных веществ и их молекулярные массы.

Для формирования профессиональных компетенций обучающийся должен знать:

· сущность физической теории растворов;

· концентрации: мольная доля и моляльная концентрация;

· физический смысл понятий: давление насыщенного пара, температура кипения и температура замерзания, осмос.

уметь:

· обращаться стеклянной посудой и объемными измерителями;

· определять точность измерений и произведенных вычислений;

владеть:

· методами самостоятельной работы со справочной литературой;

· техникой безопасности при работе с реактивами, стеклянной посудой и термометром;

· навыками выполнения расчетных задач.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...