2. Разбор типовых задач. 3. Задачи для самостоятельной работы. 7.4.Контроль усвоения темы занятия. Образец билета выходного контроля
2. Разбор типовых задач 1. Рассчитайте молярную концентрацию 0, 9%-ного раствора хлорида натрия, если r=1 г/мл. Решение: Связь между молярной концентрацией и массовой долей растворенного вещества выражается соотношением: , где МNaCl = 58, 5 г/моль Отсюда моль/л.
2. Найти молярную концентрацию эквивалента и титр 0, 1 М раствора NaOH, если на титрование 10, 0 мл 0, 1000 H раствора щавелевой кислоты затрачено 10, 2 мл раствора щелочи. Решение: Связь между объемами и молярными концентрациями эквивалента кислоты и щелочи позволяет найти Сэкв раствора NaOH: Cэкв(NaOH)=Cэкв(H2C2O4)× V(H2C2O4)/V(NaOH)=0, 1000·10, 00/10, 2= 0, 0980 моль/л Титр находим по формуле: Т = Сэкв× Уч/1000, где Уч - условная частица NaOH, равная его молярной массе, т. к. z=1. т. е. Уч(NaOH) = M(NaOН) = 40 г/моль. Отсюда Т(NaOH) = 0, 0980× 40/1000=0, 003922 г/мл.
3. Задачи для самостоятельной работы 1. В биохимическом анализе применяется хлорцинковая смесь, которую готовят растворением 50 г ZnSO4× 7H2O и 250 г NaCl в 1 л дистиллированной воды. Рассчитайте массовые доли веществ в этой смеси. 2. Для приготовления 0, 025 М раствора CaCl2 можно использовать 10%-ный раствор хлорида кальция (r=1, 04 г/мл) в ампулах. Сколько мл этого раствора необходимо использовать для приготовления 1 л 0, 025 М раствора. 3. Смешаны 300 г 40%-ного раствора и 700 г 10%-ного раствора серной кислоты. Найдите массовую долю кислоты в полученном растворе. 4. До какого объема следует разбавить водой 1, 0 л 2, 4 моль/л раствора HCl для получения его концентрации равной 0, 2 моль/л? 5. На титрование 15, 0 мл раствора гидрокарбоната натрия затрачено 10, 0 мл раствора хлороводородной кислоты с молярной концентрацией эквивалента 0, 1 моль/л. Найти молярную концентрацию раствора гидрокарбоната натрия.
6. Вычислите молярную концентрацию эквивалента и титр раствора NaOH, если на титрование 5, 0 мл его израсходовано 4, 76 мл 0, 106 моль/л соляной кислоты. 7. Для определения общей кислотности желудочного сока 5, 0 мл его оттитровали 0, 095 моль/л раствором щелочи в присутствии фенолфталеина. На реакцию израсходовано 2, 8 мл раствора щелочи. Рассчитайте кислотность анализируемого сока в титриметрических единицах. 8. Какой объем 10%-ного раствора серной кислоты (r=1, 07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 1, 6 г NaOH? 9. На нейтрализацию 40, 0 мл раствора щелочи израсходовано 25, 0 мл 0, 5 моль/л серной кислоты по эквиваленту. Какова молярная концентрация эквивалента раствора щелочи? Какой объем 0, 2 моль/л раствора щелочи потребовался бы для той же цели? 10. Для нейтрализации 20, 0 мл 0, 1 М раствора азотной кислоты потребовалось 8, 0 мл раствора NaOH. Сколько грамм щелочи содержится в 1 л этого раствора?
7. 4. Контроль усвоения темы занятия Образец билета выходного контроля 1. Необходимо провести количественное определение гидрокарбоната натрия в порошке: А. В качестве титранта используют: 1. 0, 1 М NaOH 2. 0, 1 М НСl 3. 0, 1 М KMnO4 4. 0, 1 М Н2С2O4 Б. В качестве индикатора используют: 1. фенолфталеин 2. лакмус 3. метилоранж 4. крахмал В. Определение проводят методом: 1. прямого титрования 2. обратного титрования 3. заместительного титрования 4. реверсивного титрования Г. Содержание вещества в порошке рассчитывают по формуле: 1. m = V× p 2. m(р-в) = m(р-ра)× w(р. в)/100 3. m = Т× V 4. m = (Сэкв× V× Уч)/1000
2. Условная частица декагидрата тетрабората натрия в его реакции с соляной кислотой равна: 1. 191 2. 382 3. 101 4. 202 3. Для приготовления 250, 0 мл раствора с молярной концентрацией эквивалента 0, 1 моль/л необходимо взять навеску безводной соды:
1. 2, 65 г 2. 1, 325 г 3. 7, 15 г 4. 3, 575 г
4. Чему равна массовая доля НСl в растворе, если на титрование 5, 0 мл этого раствора затрачено 18, 2 мл 0, 1 моль/л раствора NaOH. Плотность исходного раствора равна 1 г/мл. 1. 1, 33% 2. 1, 46% 3. 1, 49% 4. 1, 35%
5. Чему равна точная концентрация для 0, 1 моль/л раствора NaOH, если на титрование 10, 0 мл 0, 0985 моль/л (по эквиваленту) раствора щавелевой кислоты затрачено 9, 9 мл раствора щелочи. 1. 1, 0051 2. 0, 9850 3. 0, 9949 4. 1, 0152
7. 5 Подведение итогов занятия. 7. 6 Задание на дом: Коллигативные свойства растворов Место проведения самоподготовки: Читальный зал и др. Литература [1], [3], [5].
Занятие № 2
Тема: Коллигативные свойства растворов.
1. Актуальность темы: Большинство биохимических реакций в живых организмах протекают в растворах, единственным растворителем которых является вода. Вода – прекрасный растворитель электролитов, но и многие неэлектролиты хорошо растворяются в воде. Растворы по своим физико-химическим параметрам отличаются от чистых растворителей. Коллигативные свойства растворов – это совокупность свойств, зависящих лишь от числа молекул растворенного вещества, но не зависящих от их природы. Это понижение давления насыщенного пара над раствором по сравнению с растворителем, что приводит в свою очередь к повышению температуры кипения и понижению температуры замерзания растворов, и осмотическое давление, возникающее в результате односторонней диффузии растворителя через полупроницаемые мембраны. Они подчиняются законам Ф. М. Рауля и Я. Вант-Гоффа и могут быть объяснены исходя из II закона термодинамики. Методы, основанные на измерении повышения температуры кипения и понижения температуры замерзания растворов (эбуллиометрия и криометрия), а также на измерении осмотического давления (осмометрия), находят применение при определении молярной массы растворенных веществ. Явление осмоса играет важную роль в биологических системах. Благодаря осмосу регулируется поступление воды в клетки и межклеточные структуры. Тургор клеток, обеспечивающий эластичность тканей и сохранение формы органов, обусловлен осмотическим давлением. Животные и растительные клетки имеют поверхностный слой протоплазмы, который обладает свойствами полупроницаемых мембран.
Биологические жидкости человека – кровь, лимфа, тканевые жидкости – представляют собой водные растворы низкомолекулярных (NaCl, KCl, CaCl2 и др. ) и высокомолекулярных (белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты и др. ) соединений и форменных элементов – эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Их суммарным действием определяется осмотическое давление биожидкостей. Изотоничными являются такие растворы, которые создают одинаковое осмотическое давление. При помещении клетки в такие растворы она сохраняет свой размер и нормально функционирует. Кроме изотонических растворов бывают гипер- и гипотонические растворы, в которых клетка сморщивается или лопается. Вместе с тем, гипертонические растворы находят применение в хирургии для удаления гноя, микроорганизмов и продуктов распада из ран. Ослабляющее действие глауберовой (Na2SO4∙ 10H2O) и горькой (MgSO4∙ 7H2O) солей также основано на явлении осмоса. Осмотическое давление крови у человека поддерживается на уровне740-780 кПа. Лекарственные препараты, вводимые парентерально, должны быть по возможности изотоничны биосредам. Все растворы, используемые в качестве кровезаменителей, также являются изотоничными крови.
2. Учебные цели: ознакомиться с законами Ф. М. Рауля и Я. Вант-Гоффа и на их основе научиться рассчитывать температуры кипения и замерзания растворов неэлектролитов и электролитов, осмотическое давление растворов, а также концентрации растворенных веществ и их молекулярные массы. Для формирования профессиональных компетенций обучающийся должен знать: · сущность физической теории растворов; · концентрации: мольная доля и моляльная концентрация; · физический смысл понятий: давление насыщенного пара, температура кипения и температура замерзания, осмос. уметь: · обращаться стеклянной посудой и объемными измерителями; · определять точность измерений и произведенных вычислений; владеть: · методами самостоятельной работы со справочной литературой; · техникой безопасности при работе с реактивами, стеклянной посудой и термометром; · навыками выполнения расчетных задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|