Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы.




3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы.

Вопросы для самоподготовки.

1. Что понимают под термином «коллигативные свойства растворов»? Какие это свойства?

2. Что такое идеальный раствор? К каким растворам применим данный термин приближенно?

3. Какие формулировки закона Ф. М. Рауля вы знаете? Какова их математическая форма записи?

4. Какие два следствия вытекают из закона Рауля? Их формулировки и математическая форма записи? Для каких систем их можно применить?

5. Что называется температурой кипения? Температурой замерзания (плавления)? Депрессией? Повышением температуры кипения?

6. Каков физический смысл эбуллиоскопической и криоскопической констант? От каких факторов они зависят? Единицы измерения?

7. Что называют осмосом? Приведите примеры осмоса, имеющее место в природе.

8. Что такое осмотическое давление? Осмометрия?

9. Сформулируйте закон Я. Вант-Гоффа для осмотического давления. Его математическая форма записи?

10. Что называется изотоническим, гипер- и гипотоническим раствором? Что такое цитолиз (лизис) и плазмолиз?

11. В чем смысл изотонического коэффициента Вант-Гоффа? Как его можно определить экспериментально и как рассчитывают теоретически?

12. Что такое осмоляльность и осмолярность? Изоосмия? Какова ее роль в общем гомеостазе для организма человека?

 

4. Вид занятия: лабораторное занятие.

 

5. Продолжительность занятия: 3 академических часа.

 

6. Оснащение рабочего места.

6. 1. Дидактический материал: справочник физико-химических величин.

6. 2. ТСО: калькуляторы.

6. 3. Посуда и приборы: Термометр, прибор для измерения температуры плавления, спиртовка, капиллярная трубка (на группу)

6. 4. Объекты исследования: камфора, бензойная кислота (на группу)

 

7. Содержание занятия.

7. 1. Образец билета входного контроля.

1. К коллигативным свойствам раствора относятся:

А. Осмотическое давление;              Б. Понижение температуры замерзания;

В. Молярная масса;                  Г. Повышение точки кипения;   

Д. Изменение плотности;           Е. Понижение давления паранад раствором.    

 

2. Математическими выражениями закона Ф. М. Рауля являются:

А. Росм=RCT;                Б. Pi=PoXi;            В. DTз=KкрCm;   

Г. X1=n1/Sni;                       Д. (Po-P1)/Po=X2;       E. i=1+α ·(n-1).

 

3. Размерность эбуллиоскопической константы:  

А. º К;                              Б. º К л/моль;         В. º К·кг/моль;  

Г. г/мл;                            Д. кПа;                      Е. Дж/(моль∙ º К).

 

4. Криоскопическая константа зависит лишь от:

А. Концентрации растворенного вещества;    

Б. Температуры;    

B. Природы растворенного вещества;                  

Г. Природы растворителя;    

Д. Атмосферного давления;                                      

Е. Влажности окружающей среды.

 

5. Найдите верное утверждение:

А. Раствор и растворитель кипят при одинаковой температуре;     

Б. Раствор всегда замерзает при более высокой температуре, чем чистый растворитель;     

В. Давление насыщенного пара над раствором меньше, чем давление насыщенного пара над чистым растворителем;     

Г. Давление насыщенного пара над раствором не зависит от концентрации раствора;     

Д. Закон Рауля применим к любым растворам.            

 

6. Причиной осмоса является:

А. Наличие полупроницаемой мембраны;

Б. Градиент концентрации растворителя по разные стороны полупроницаемой мембраны;

В. Возникновение осмотического давления;

Г. Отличие давления раствора от атмосферного давления;

Д. Различие в природе растворителя и растворенного вещества.

 

7. 2. Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия:

1. Идеальный и реальный растворы. Коллигативные свойства растворов.

2. Закон Ф. М. Рауля и его следствия.

3. Закон Вант-Гоффа для осмотического давления.

4. Изотонический коэффициент, его смысл.

5. Осмолярность и осмоляльность. Изоосмия для биологических жидкостей.

 

7. 3. Самостоятельная работа обучающихся.

7. 3. 1. Лабораторная работа.

Задание. Определение температуры плавления раствора веществав камфаре.

Так как камфара плавится при 179˚ С, охлаждающей смеси не нужно. Значение криоскопической постоянной камфары составляет 40, так что понижения температур плавления, создаваемые веществами, велики и могут быть измерены обычным термометром.

Выполнение: смесь, состоящую из 0. 05 г бензойной кислоты и 0, 5 г камфары, гомогенизируют плавлением. После охлаждения часть твердой смеси перенесите в капилляр и определите температуру плавления.

Молярную массу кислоты рассчитывайте по формуле

            М=(1000∙ mв-ва∙ К) / (∆ tплав∙ mр-ля), г/моль.

 

7. 3. 2. Задачи для самостоятельной работы.

1. Величины эбуллиоскопической и криоскопической констант для некоторых растворителей

Растворитель Еэб, оК кг/моль Ккр, оК кг/моль
Вода Этанол Бензол Диэтиловый эфир Диоксан Уксусная кислота Хлороформ 0, 52 1, 22 2, 57 2, 02 3, 20 2, 93 3, 63 1, 86 1, 99 5, 12 1, 73 4, 71 3, 90 4, 68

 

2. Разбор типовых задач

    1. Вычислите температуру замерзания водного раствора рибозы с массовой долей 2%

Решение. Рибоза – неэлектролит, поэтому согласно уравнениюзамкр∙ Сm, где Ккр2О)=1, 86 Ккг/моль, найдем моляльную концентрацию 2% раствора рибозы

Сm=

Для 2%-ного раствора а=2, b=98, М(С5Н10О5)=150 г/моль.

ТогдаСm=0, 136 моль/кг.

Депрессия будет DТзам=1, 86 Ккг/моль × 0, 136 моль/кг = 0, 253о К.

Откуда Тзамерзания растворазамерзания воды - DТзам=0о С – 0, 253о С = -0, 253о С

Ответ: Тзамерзания раствора = -0, 253о С

 

2. Вычислите молярную массу неэлектролита, если известно, что температура кипения раствора, содержащего 1 г этого вещества в 20 г диоксана, равна 101, 9о С, а температура кипения чистого диоксана равна 100, 8о С.

Решение: Для неэлектролита согласно следствию из закона Рауля имеем:

кипэб∙ Сm,

где Еэб для диоксана равна 3, 2

кип= Траствора – Тдиоксана =101, 9 – 100, 8 = 1, 1о К,

тогда

    Согласно соотношению

имеем:

    Ответ: Мнеэлектролита = 145, 5

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...