{329} Петр Григорьевич Богатырев 1 страница
{329} Петр Григорьевич Богатырев родился 16 (28) января 1883 года в Саратове. В 1918 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. К тому времени уже вполне определились научные интересы Богатырева — фольклор и этнография. Студентом участвовал в этнографических экспедициях, опубликовал несколько работ и в том числе большое исследование «Верования великоруссов Шенкурского уезда». Богатырев входил в Московский лингвистический кружок с момента его создания в марте 1915 года. Здесь он сближается с Р. О. Якобсоном, будущим соавтором исследований по семиотике фольклора, имевших для развития филологии и лингвистики принципиальное методологическое значение. Результатом совместной с Якобсоном и Н. Ф. Яковлевым экспедиции стала рукопись, впоследствии погибшая, о которой сегодня говорят как о «нервом в мире опыте широкого социофольклористического и социолингвистического обследования»[404]. Формирование научных воззрений Богатырева протекало под влиянием феноменологических концепций, в значительной степени благодаря Г. Г. Шпету, бывшего одним из руководителей Московского лингвистического кружка. По собственному признанию ученого, сильное воздействие на него оказали теоретические идеи Ф. де Соссюра. С 1921 по 1940 год Богатырев жил в Чехословакии. На эти годы приходится период наивысшего расцвета его научной деятельности. Написаны три книги и более двухсот статей. Богатырев — доктор университетов в Праге и Братиславе, активно участвует в работе Пражского лингвистического кружка. Среди работ этого периода выделяется программная статья Богатырева и Якобсона «Фольклор как особая форма творчества» (1929). Статья была посвящена выявлению типологии устного поэтического творчества в отличие от литературных форм и намечала пути семиотического изучения фольклора[405].
В том же году в Париже на французском языке выходит книга Богатырева «Магические действия, обряды и верования Закарпатья»[406]. Как позднее писал ученый, «пафос этой книги — изучение современного состояния обрядов. Синхронный анализ календарных и семейных обрядов и обычаев < …> позволил показать, {330} что мы имеем дело с постоянными изменениями формы и функций этих этнографических факторов»[407]. Изданное в 1937 году на чешском языке исследование «Функции национального костюма в Моравской Словакии»[408] раскрывало структуру народного костюма как особой знаковой системы. Р. Якобсон охарактеризовал эту работу как пионерскую: это был по существу первый опыт применения семиотических методов в этнографии[409]. Главным своим научным трудом Богатырев считал книгу «Народный театр чехов и словаков» (Прага, 1940). Это обширное исследование воссоздает многоярусную структуру народного театра, показывает, как в нем кристаллизуются разнообразные функции — социальные, религиозные, эстетические. В то же время книга раскрывает общие закономерности художественного творчества, связи фольклорных форм не только с литературой, но и с изобразительным искусством и хореографией. Особое внимание автор отводит влиянию «низовой» сценической культуры на современный театр. В 1940 году книга «Народный театр чехов и словаков» была защищена в Московском ИФЛИ в качестве докторской диссертации. П. Г. Богатыреву принадлежит лучший перевод романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Со времени первой публикации (М. ‑ Л.: ГИЗ, 1929 – 1930) переиздавался несколько десятков раз, в некоторых изданиях — с подробными комментариями ученого. С 1940 года Богатырев жил и работал в СССР: преподавал в Московском университете, заведовал там кафедрой фольклора. Под руководством ученого были подготовлены учебное пособие «Русское народное поэтическое творчество» (1954) и хрестоматия «Эпос славянских народов» (1959).
Итогом научной деятельности П. Г. Богатырева стал сборник статей и исследований «Вопросы теории народного искусства» (1971), в который вошли основные работы ученого. Умер П. Г. Богатырев 18 августа 1971 года.
Полная библиография сочинений ученого (свыше 3000 названий) содержится в кн.: Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства, с. 523 – 543. {331} Адриан Иванович Пиотровский родился 8 (20) ноября 1898 года в Нижнем Новгороде. Здесь прошли его детство и юность. Учился на филологическом факультете Петроградского университета. С 1919 года Пиотровский заведовал художественной частью Губполитпросвета Петрограда и руководил Театрально-драматургической мастерской Красной Армии. По замыслу устроителей, мастерская должна была создать новый героически-монументальный театр, «подготовить кадры инструкторов, которые могли бы перенести в части Красной Армии принципы массового героического театрального действия», воспитать собственных драматургов, которые «должны настолько же превзойти Эсхила, насколько идеи, одушевляющие пролетарскую Красную Армию, выше идей рабовладельческого общества древнегреческих Афин»[410]. Мастерская открылась 12 марта 1919 года представлением «Свержение самодержавия». Затем были поставлены действа «Третий интернационал» (1 мая 1919), «Красный год» (7 ноября 1919), «Кровавое воскресенье» (9 января 1920), «Меч мира» (23 февраля 1920)[411]. Весной 1920 года мастерская распалась. Эстетические воззрения Адр. Пиотровского сформировались под влиянием идей его отца — крупнейшего историка античности и филолога-классика Ф. Ф. Зелинского[412]. Сильное воздействие оказало также творчество Вяч. Иванова, учеником которого Пиотровский себя считал. От Зелинского Адр. Пиотровский воспринял идею античности как семени современной культуры, что в соединении с теориями Вяч. Иванова определило «антикизирующую» направленность концепций Пиотровского, помышлявшего о создании грандиозных празднеств, торжественных ритуалов наподобие древних культов.
С 1918 года А. Пиотровский печатается как театральный критик (до конца 20‑ х годов преимущественно в «Жизни искусства»). «Пристрастия любимой мысли», связанные с самодеятельным творчеством, деятельностью ТРАМов, не помешали Пиотровскому внимательно наблюдать текущий театральный процесс. Критик пишет о постановках МХАТа и БДТ, Малого и бывш. Александринского {332} театров, ГосТИМа и Камерного, наряду с драматическими спектаклями анализирует оперные и балетные премьеры. Хотя оценки Пиотровского часто бывали резкими и несправедливыми, особенно в отношении МХАТа, ему удалось зафиксировать живые образы театра своего времени, что делает его статьи ценным историческим источником. Позиции Пиотровского-критика в 20‑ е годы близки эстетической платформе ЛЕФа. Это проявляется в утверждении примата социального над психологическим и индивидуальным, постоянном использовании лефовских категорий, как «социальный заказ», «литература факта», и, наконец, в ярко выраженном технократизме, особенно заметном по книге «Кинофикация искусств» (1929), которую точнее было бы назвать «Индустриализация искусств»[413]. С театром Пиотровского связывала не только критическая деятельность: он заведовал литературной частью БДТ (с 1923 по 1929), ТРАМа (1925 – 1932), МАЛЕГОТа (1933 – 1936), был плодовитым драматургом[414]. Пьесы Пиотровского тяготеют к стилистике экспрессионистической драмы. Для них характерны отвлеченность места и времени действия, взвинченное развитие сюжета, отсутствие каких-либо психологических мотивировок в поведении персонажей, принцип социальной маски, гротеск как основной прием. Наиболее показательна в этом отношении пьеса «Падение Елены Лей», пользовавшаяся длительным зрительским успехом. Пьесы, написанные для ТРАМа («Правь, Британия! »), выдержаны в приемах «агитобозрения», «инсценировки», «живой газеты», «литмонтажа». В 1923 году Пиотровский становится директором высших курсов искусствознания при Петроградском институте истории {333} искусств. Здесь происходит его сближение с А. А. Гвоздевым, С. С. Мокульским, И. И. Соллертинским, К. Н. Державиным. С приходом Пиотровского в научной деятельности Гвоздева и его единомышленников обозначился поворот от чисто методологических, «спецификаторских» в духе формальной школы изучений театра как самостоятельного искусства к овладению социологическим анализом. В свою очередь Пиотровский воспринял от Гвоздева ряд принципиальных методологических позиций, относящихся к предмету науки о театре и способам его исследования. Дальнейшая совместная работа Гвоздева и Пиотровского продвигалась в направлении структурно-социологического изучения истории театра — западноевропейского и современного советского.
Одним из самых значительных результатов научной деятельности Адр. Пиотровского явилась работа «Античный театр»[415], в которой история древнегреческой и римской драматургии рассматривается в единстве разнообразных проявлений театральной культуры (сценическое искусство в собственном смысле, праздники, мистерии, культовые действа вплоть до политического «театра» античных монархов). Помимо научных исследований Пиотровский много работал над переводами античных авторов. Ему принадлежат переводы Эсхила, Еврипида, Аристофана, Катулла, которые переиздаются поныне и могут служить образцом художественного перевода. В середине 20‑ х годов Пиотровский обращается к теории кинематографа, пишет несколько журнальных статей, участвует в знаменитом сборнике 1927 года «Поэтика кино». Исследования Пиотровского «К теории киножанров» (1927), «Художественные течения в советском кино» (1930) наряду с работами Б. М. Эйхенбаума, Ю. В. Тынянова, В. Б. Шкловского закладывали основы структурного изучения киноязыка. С 1927 года Пиотровский работал на ленинградской фабрике «Совкино» (прежнее название «Ленфильма») сначала в качестве начальника сценарного отдела, а с 1928 по 1937 год был художественным руководителем всей киностудии. Участвовал в создании таких известных фильмов, как «Чапаев», «Юность Максима», «Депутат Балтики», «Петр Первый». В 1935 Пиотровский удостоен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР. С начала 30‑ х годов деятельность Адр. Пиотровского подверглась ожесточенным нападкам сначала в рапповских журналах, а затем и в партийной печати. Писали, что Пиотровский якобы {334} привнес в среду рабочей и красноармейской самодеятельности идеологию буржуазного декаданса, в научных изысканиях выказал себя «меньшевиком-идеалистом», способствовал «формалистическому уклону» Ленфильма и Малегота, соучаствовал в «балетной фальши», написав для Д. Шостаковича сценарий балета «Светлый ручей». Все предъявленные обвинения Пиотровский безропотно принимал, открыто заявлял, что «делал классово-враждебное, политически вредное дело»[416].
В 1937 году он был репрессирован. Погиб предположительно в 1938 году.
Полная библиография сочинений А. И. Пиотровского содержится в кн.: Пиотровский Адр. Театр. Кино. Жизнь. — Л.: Искусство, 1969, с. 376 – 432. {335} Указатель имен [417] А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Августин Блаженный 198 Аверкиев Д. В. 231 Ажбе А. 312 Айхенвальд Ю. И. 7, 106, 163, 217, 234, 251, 252, 261, 281 Аксаков С. Т. 231 Аксенов И. А. 178, 290 Алексеи Михайлович 108 Альтшуллер А. Я. 257 Амфитеатров А. В. 231 Андреев Л. Н. 93, 228 Аникст А. А. 274 Анна Иоанновна 251, 319 Анненский И. Ф. 302 Антокольский П. Г. 327 Аппиа 155 Апухтин А. Н. 160, 161, 170, 281 Арапов П. Н. 252 Арватов В. И. 247 Аристотель 317, 318 Аристофан 19, 204, 332, 333 Арцыбашев М. П. 161, 166, 281 Асафьев Б. В. (Глебов И. ) 258, 258 Асеев Б. Н. 256, 257, 322 Асмус В. Ф. 317 Ахматова А. А. 303
Баб Ю. 165, 281 Бабичев 314 Бадиус 145 Байрон Д. Н. Г. 233, 309 Бапст Г. 124, 271 Бальмонт К. Д. 301 Баратынский Е. А. 172 Бауэрнфельс Е. 129 Бах И. ‑ С. 29 Бахрушин А. А. 198, 199 Бахтин М. М. 238, 261, 301 Бек Г. 148, 272 Белая С. 164, 281 Белинский В. Г. 151, 231 Белый А. 7, 198, 205, 237, 301, 303, 304, 311 Бен 143 Бенедиктов В. Г. 160, 281 Бентли Э. 275 Бердяев Н. А. 212, 226, 308 Бернар С. 54 Бетховен Л. 217 Бибер М. 127 Бибиенна, семейство 127 Блок А. А. 58, 71, 228, 233, 237, 301 – 303, 311 Боборыкин П. Д. 231 Богатырев П. Г. 202, 258, 282 – 290, 329 – 330 Богатырева Е. Г. 179 Боке 319 Болеславский Р. В. 327 Бонч-Томашевский М. М. 178, 290 Боэн 128, 143 Брандес И. 148, 272 Брик О. М. 314 Брокгауз Ф. А. 300 Брюсов В. Я. 7, 163, 178, 200 – 202, 277, 281, 290, 301, 302, 320, 327 Брянский Я. Г. 231 Буало Н. 124, 271 Бугаев Н. В. 304 Булгаков А. С. 323 Булгаков М. А. 307 Бунин И. А. 311
Вагнер Р. 18, 33, 94 – 96, 106, 204, 206, 223, 224, 236, 242 – 244, 301, 317, 332 Вальден Х. 100 Вальцель О. 155 Вахтангов Е. Б. 229, 230 Варнеке Б. В. 252 Ван-Эйк А. 143 Венгеров С. А. 300 Веласкес Д. 45 Вербицкая А. А. 160, 161, 164, 172, 281 Веселовский А. Н. 252 Виктор П. 123 Виндельбанд В. 309 Винер Н. 305 Винтер А. 106 Виноградов Н. Н. 290 Вирта Н. Е. 278 Волконский С. М. 106 {336} Волков Ф. Г. 257, 319, 322 Волькенштейн В. М. 272 – 282, 325 – 328 Волькенштейн М. В. 321 Вольтер Ф. 120 Всеволодский-Гернгросс В. Н. 7, 9, 12 – 14, 202, 217, 250 – 261, 265, 268, 287, 294, 295, 318 – 322 Вульф 211
Гаррик Д. 120 Гартман Ф. А. 90, 240 Гайденко П. П. 233 Гауптман Г. 319 Гашек Я. 330 Гвоздев А. А. 7, 8, 12 – 14, 127, 131, 163, 254, 255, 261 – 272, 281, 293 – 296, 321, 323 – 325, 331, 333 Геббель К. 163, 164, 172, 173, 281 Гегель Г. 38, 106, 160, 203, 220, 224, 244, 273 – 275, 278 – 280, 308, 309, 316 Гельдт 135 Гельмгольц Г. 92, 241 Герасимов Ю. К. 257 Герман М. 128 – 134, 138 – 142, 144, 146, 148, 149, 151 – 154, 158, 262 – 265, 268, 269, 323 Гершензон М. О. 198, 200, 205 Гете И. ‑ В. 28, 64, 92, 120, 122, 128, 162, 163, 217, 223, 232 – 234, 241, 270, 271 Гиппиус З. Н. 301 Гоголь Н. В. 76, 77, 169, 204, 229, 289 Голенищев-Кутузов И. Н. 307 Голицын В. 260 Гольдони К. 126 Гольдшмидт Р. 129 Гомер 15 Горбунова Е. 276 Горький М. 303, 311 Гофман Э. Т. А. 233 Гоцци К. 126, 153, 323 Граббе К. 163, 164, 172, 281 Грибоедов А. С. 178 Григорьев Ап. А. 231 Грильпарцер Ф. 163, 164, 281 Гумбольдт В. 309 Гуммесон 91 Гуревич Л. Я. 216, 222 Гусев В. Е. 257, 289 Гуссерль Э. 308, 309, 316 Гутенберг И. 35, 224 Гюнтер Г. 129
Давид Ж. Л. 18 Давыдов В. Н. 77 Данилов С. С. 256 Данте А. 217, 304, 307 Деврионт Э. 127, 129, 271 Делакруа Э. 91, 240 Денуа Э. 124 Державин К. Н. 323, 333 Державин Г. Р. 302 Дживелегов А. К. 13 Джохадзе Д. В. 315 Дидро Д. 222, 231, 241 Диккенс Ч. 309 Дильтей В. 308 Дмитриев Ю. А. 256 Дмитревский И. А. 321, 322 Дорогов А. А. 306 Дорохов А. А. 322 Достоевский Ф. М. 56, 176, 232, 288, 289, 301, 311 Дризен Н. В. 266, 297 Дузе Э. 68, 81, 229 Дункан А. 242 Дюма А. — сын 216 Дюрер А. 143
Евреинов Н. Н. 7, 13, 153, 217, 251, 261, 266, 289, 297 Еврипид 333 Елизавета 196 Елпатьевский С. Я. 178, 289 Ермолова М. Н. 68, 81, 164, 228 – 231, 234, 281 Ершов В. Л. 71, 234 Ефимов И. С. 207 Ефрон И. А. 300
Жегин Л. Ф. 210 Жирмунский В. М. 9, 266, 271, 286 Жорж М. ‑ Ж. 231 Жюлевилей Р. 123 Жюльен А. 128, 271
Забелин И. Е. 252 Закс Г. 130 – 137, 140 – 142, 148, 158 Зарипов Р. Х. 305 Захарьина-Унковская А. 92, 241 Зелинский Ф. Ф. 331 Зеньковский В. В. 212 Зидельман К. 129 Зиммель Г. 41, 224 Зингерман Б. И. 274 275 Зом Р. 305 Зонненталь А. 79, 234
Ибсен Г. 35, 93, 173, 228, 320 Иванов Вяч. И. 7, 106, 198 – 206, 210, 218, 226, 228, 237, 245, 251, 297, 300 – 304, 311, 315, 321, 331 Иванов Вяч. Вс. 208, 209, 242, 305, 306, 309, 329 Игнатов С. С. 198 Иммерман К. 120, 270 Иффланд К. 162, 281
{337} Каллаш В. В. 319 Кальдерон П. 171, 226, 303 Кандинский В. В. 234 – 242, 312 – 315 Кант И. 217, 219, 244, 305 Каратыгин В. А. 231 Карягин А. А. 276 Катулл В. 333 Кассирер Э. 245 Качалов В. И. 41, 83 Квинтилиан 215 Келлер Л. 125, 271 Керженцев П. М. 321 Кертинг 54, 55 Кессиди Ф. Х. 317 Кестер А. 134, 138 – 141, 152 Клейст Г. 163 Клерон 120, 126 Кляйн Р. 129 Кольман Э. 307 Комиссаржевская В. Ф. 88, 228, 230, 231, 234 Комиссаржевский Ф. Ф. 153 Кони Ф. А. 231 Коонен А. Г. 71 Корне ль П. 124, 133 Корш Ф. А. 319, 327 Коцебу А. 162, 163, 281 Коэн Г. 125, 143, 271 Крайценах В. 131, 271 Красинский Э. 320 Крон А. А. 278 Крылов И. А. 322 Крэг Г. 209, 289 Кугель А. Р. 231, 289 Кузанский Н. 318 Куприн А. И. 80 Курбас Л. 228
Лакрокс П. 125 Ланг Ф. 321 Ланкастер Г. 126, 271 Лаубе Г. 121, 129, 270 Лежнев А. 275 Лекен А. 126 Ленин В. И. 10, 11, 193, 212, 316, 332 Ленский А. П. 81 Леонтьев К. Н. 211, 212 Леонардо да Винчи 217, 305 Лермонтов М. Ю. 178 Лерт Е. 152 – 156, 158, 265, 272 Лесков Н. С. 285 Лессинг Г. Э. 35, 91, 120, 240 Лжедмитрии 294 Липецкая Э. Л. 271 Линтильжак Э. 123, 271 Липскеров К. А. 327 Лихачев Д. С. 210, 278 Лихачева В. Д. 210 Лицман Б. 128, 129 Ломоносов М. В. 328 Лопатин Л. М. 304, 315 Лопухов Ф. В. 325, 332 Лосев А. Ф. 7, 10, 12, 202, 220, 243 – 249, 305, 315 – 318 Лотман Ю. А. 210 Луначарский А. В. 7, 10, 11, 205, 227, 253 – 255, 258, 303, 327, 328 Лунц Л. 283
Маль 125, 142, 143 Мандельштам О. Э. 303 Манциус К. 127, 271 Маркс К. 11, 274 Марк Ф. 90, 240, 314 Марков П. А. 7, 198, 199, 261, 273, 274, 320, 324, 326 Марти А. 309 Масс В. З. 327 Матисс А. 312 Махелот Л. 124, 126, 271 Маяковский В. В. 178, 228 Мейерхольд В. Э. 153, 169, 171, 194, 205, 209, 211, 216, 228, 229, 268, 270, 280 – 283, 292, 293, 303, 321, 324, 325 Мелетинский Е. М. 245, 246 Мемлинг Х. 143, 272 Мережковский Д. С. 301 Метерлинк М. 93, 173, 227, 241 Миллер В. Ф. 178, 289, 290 Миклашевский К. 283 Мишле Ж. 18, 206 Моисси А. 81, 228 Мокульский С. С. 13, 264, 265, 266, 268 – 270, 293, 294, 324, 333 Моль А. 305 Мольер Ж. ‑ Б. 35, 44, 123, 124, 127, 142, 153, 158, 271, 325 Моммзен Т. 300 Моцарт В. 152 – 155, 233 Мочалов П. С. 41, 231, 247 Муратов П. П. 23, 24, 215 Муне-Сюлли Ж. 79, 234 Мусоргский М. П. 178
Надеждин Н. И. 231 Нежданова А. В. 243 Незлобии К. Н. 319 Немирович-Данченко И. И. 234, 281 Ницше Ф. 39, 61, 233, 245, 301 Новер Ж. 156
Олсуфьев Ю. А. 25, 215 Островский А. Н. 35, 77, 88, 164, 169, 178, 229, 319, 325
{338} Пастернак Б. Л. 11, 232, 311 Пелиссон М. 123, 124, 153 Петр Первый 115, 250, 294 Петрарка Ф. 304 Пикассо П. 312 Пиотровский А. И. 7, 9, 12, 13, 191, 202, 267 – 269, 290, 298, 321 – 324, 331 – 334 Пипер Р. 90 Платон 316, 317 Плотин 316, 318 Плетнев В. Ф. 321 Плеханов Г. В. 252 Плиний Младший 188 Плутарх 296 Подгаецкий М. Г. 282 Поливанов Е. Д. 178, 290 Попов Ю. Н. 232 Пракситель 217 Прателла Ф. 241 Прокл 316, 318 Прутц П. 127 Прюньер Г. 125, 126, 271 Пушкин А. С. 45, 161, 162, 178, 229, 231, 233, 325 Пушман А. 141 Пфайфер Б. 129
Радлов С. Э. 163, 281, 283, 332 Раси Л. 126, 271 Разумовский С. Д. 281 Расин Ж. 124, 133 Ратгауз Д. М. 170, 281 Раушенбах Б. В. 210 Рафалович В. 256, 268, 321 Рейнгардт М. 228, 289 Ремизов А. М. 178, 290 Реннерт 127, 131 Ретшер Х. 129 Ригаль Е. 124, 131 Риккерт Г. 53, 232 Рикки К. 126 Родина Т. В. 322 Родченко А. М. 314 Розанов В. В. 303 Роллан Р. 16 – 19, 123, 198, 200 – 202, 206 Ромашов Б. С. 327 Роуф 148 Рутц 155
Сабанеев Л. Д. 92, 96, 240, 241, 316 Садовский П. М. 231 Садовская О. О. 77 Сальвини Т. 66, 81, 229 Сахновский В. Г. 216, 311 Свентицкий В. 304 Сезанн П. 45, 312 Секст Эспирик 318 Семенова Е. С. 231 Сенека 145, 188 Сервантес М. 323 Сивере Э. 141, 142, 155, 271 Симонович-Ефимова Н. Я. 207 Скрябин А. Н. 15, 31, 92, 215, 241 Смирнов А. А. 323 Соболев Ю. В. 326 Соболевский А. И. 178, 290 Соколовский М. В. 332 Соллертинский И. И. 269, 323, 333 Сократ 317 Соловьев В. Н. 323 Соловьев Вл. С. 301, 304, 310, 315, 317 Соловьев С. М. 301 Сологуб Ф. К. 7, 205 Соссюр Ф. 329 Софокл 19, 173, 228 Софронов А. В. 278 Станиславский К. С. 106, 167 – 169, 216, 229, 282, 289, 293, 326, 327 Степун Ф. А. (Лугин Н. ) 12, 224 – 234, 309 – 312, 321 Стоиков А. 239, 312 Стравинский И. Ф. 178 Стриндберг А. 173 Сургучев И. Д. 166, 281 Сухово-Кобылин А. В. 172
Тагор Р. 320 Таиров А. Я. 216, 223, 226, 229, 283 Тарабукин Н. М. 13, 211 Тахо-Годи А. А. 317 Теккерей У. М. 309 Теренций 130, 144 – 147 Тик Л. 121, 270 Тихонович В. В. 297 Тихонравов Н. С. 252 Толлер Э. 332 Толмачев Д. 332 Толстой А. К. 45, 233 Толстой Л. Н. 44, 45, 64, 160, 164, 172, 201, 311 Тредиаковский В. К. 178 Трубецкой С. Н. 304 Тургенев А. И. 173 Тхойшер К. 143 Тынянов Ю. Н. 8, 9, 218, 266, 267, 286, 333 Тютчев Ф. И. 170, 172
Успенский Б. А. 210, 211, 306
Файко А. М. 281, 327 Федотов П. А. 178 Федотова Г. Н. 231 Фелькер Б. 149, 151, 152, 156, 265 {339} Феррари 126 Филиппов Б. М. 320 Филиппов В. А. 253, 295 Фихте И. Г. 244 Фишер Ф. 42, 224 Флехсиг Е. 127 Флоренский П. А. 7, 10 – 12, 207 – 215, 226, 304 – 307, 316 Флобер Г. 163 Фокин М. М. 209, 325 Фонвизин Д. И. 322 Фореггер Н. М. 332 Фролов В. В. 267 Фуке Ф. 143 Фукс Г. 122, 266, 270 Фурнель В. 125, 271
Хайченко Г. А. 257, 258 Хализев В. Е. 274 Хаммитш М. 127 Харди А. 124, 271 Хлебников В. 303 Ходовецкий Д. Н. 149 – 151, 272 Хоружий С. 310
Цветаева М. И. 311 Центнер В. 129
Чаплин Ч. 288 Челпанов Г. И. 315 Чернышевский В. Г. 320 Чехов А. П. 44, 173, 227, 274, 282 Чудакова М. О. 307 Чулков Г. И. 205, 301 Чюрленис М. 218
Шак 127 Шакловитый 260 Шаляпин Ф. И. 81, 229 Шевырев С. П. 231 Шекспир В. 35, 44, 120, 127, 168, 172, 173, 209, 226, 227, 251, 279, 290, 323, 325 Шенберг А. 94, 242 Шепелевский А. 106 Шиллер Ф. 76, 120, 128, 162, 163, 227, 279, 302 Шинк И. Ф. 149, 272 Шишигин Ф. Е. 332 Шкловский В. Б. 286, 311, 333 Шлегель Ф. 54, 232, 310 Шнейдерман И. 268 Шостакович Д. Д. 334 Шпет Г. Г. 7, 8, 12, 163, 216 – 224, 238, 263, 281, 308, 309, 311, 315, 329 Шредер А. 129, 271 Шредер С. 129 Шредер Ф. 129 Шток И. В. 278 Штук Ф. 312 Шульце К. 128
Щеглов Д. Н. 261 Щепкин М. С. 41, 77, 231, 247
Эйзенштейн С. М. 209, 242 Эйхенбаум Б. М. 271, 286, 319, 333 Эккерман И. 270, 271 Эллис Л. Л. 237, 301 Энгельс Ф. 11 Энцингер М. 129 Эрберг К. А. 106 Эренбург И. Г. 282, 310, 311 Эрн В. 304 Эсхил 15, 19, 217, 331, 333 Эфрос А. М. 13 Эфрос Н. Е. 13, 198, 319
Юзовский Ю. (И. И. ) 7 Юрьев Ю. М. 228
Якобсон Р. О. 179, 284, 285, 289, 290, 309, 329, 330 Яковлев Н. Ф. 329 [1] Философская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1964, т. 3, с. 563. [2] Гвоздев А. А. Итоги и задачи научной истории театра. — В кн.: Задачи и методы изучения искусств. — Пг.: Academia, 1924, с. 84. [3] Шпет Г. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения. — М.: Изд. ГАХН, 1927, с. 13 – 14. [4] Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977, с. 505. [5] Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.: Наука, 1977, с. 95. [6] Луначарский А. В. Неизданные материалы. — М.: Наука, 1970, с. 60. [7] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 248. [8] Инструмент (греч. ). [9] Энергия (греч. ). [10] Бешенство коллекционеров (лат. ). [11] Светлой роща названа, потому, что в ней темно (лат. ). [Выражение принадлежит римскому оратору Квинтилиану (ок. 35 — ок. 96) и употребляется иронически как указание на несоответствие наименования значению. — С. С. ]. [12] Басня сказывается о тебе, изменено только имя (лат. ). [13] Первообраз, прафеномен (нем. ). [14] Смешанное искусство (нем. ). [15] Первая причина (лат. ). [16] О понятии отрешенной действительности как эстетическом предмете см. мою статью «Проблематика современной эстетики» в журнале «Искусство», издаваемом Российской Академией Художественных Наук. (Примеч. Г. Г. Шпета). [17] Тем более (лат. ). [18] В потенции… в действии (лат. ). [19] Всякое суждение исходит из предубеждения (нем. ). [20] Здесь: отражение (франц. ). [21] Характерная особенность (лат. ). [22] Не потому ли актер-изобразитель В. И. Качалов с такою легкостью поднялся в сцене с чертом до уровня очень большого актера-воплотителя, что предметом его воплощения было химерически раздвоенное сознание Ивана Карамазова. (Примеч. Ф. Степуна) [Имеется в виду спектакль Художественного театра «Братья Карамазовы», поставленный В. И. Немировичем-Данченко в 1910 году. — С. С. ]. [23] Статья эта была написана мною в 1913 г. и появилась в «Синем всаднике» (изд. Р. Пипера в Мюнхене, ред. моя и убитого под Верденом Франца Марка [Марк, Франц (1880 – 1916) — немецкий художник-экспрессионист, один из создателей объединения «Синий всадник». — С. С. ]). К ней была приложена моя небольшая сценическая композиция «Желтый звук», музыкальную часть. которой взял на себя Ф. А. Гартман [Гартман, Фома Александрович (1885 – 1956) — русский композитор, автор четырех симфоний, нескольких концертов, оперы и балета. — С. С. ]. «Желтый звук» должен был быть поставлен в Мюнхене (ноябрь 1914 г. ), но вследствие войны это намерение было оставлено. Ввиду того, что с тех пор, насколько мне известно, не было написано подобных по замыслу вещей и моя характеристика сценического дела осталась по существу без изменении, и я оставляю эту статью в целом также без изменения. (Прим. В. В. Кандинского). [24] В наши дни театр очень стремится использовать это «сотрудничество зрителя», на которое всегда рассчитывали художники. Отсюда-то и явилось стремление оставлять нечто недоговоренное, известное пространство, отделяющее произведение от последней степени выражения. Эту недосказанность требовали, как безусловный элемент композиции, с особой настойчивостью Лессинг, Делакруа [Кандинский имеет в виду рассуждения Лессинга в третьей главе «Лаокоона»: «Плодотворно только то, что оставляет свободное поле воображению. Чем более мы глядим, тем более мысль наша должна иметь возможность добавить к увиденному, а чем сильнее работает мысль, тем больше должно возбуждаться наше воображение. Но изображение какой-либо страсти в момент наивысшего напряжения всего менее обладает этим свойством. За таким изображением не остается уже больше ничего. < …> Поэтому, когда Лаокоон стонет, воображению легко представить его кричащим; но если бы он кричал, фантазия не могла бы подняться ни на одну ступень выше». (Лессинг Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. — М.: ГИХЛ, 1957, с. 91 – 92).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|