Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

{329} Петр Григорьевич Богатырев 1 страница




{329} Петр Григорьевич Богатырев

родился 16 (28) января 1883 года в Саратове.

В 1918 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. К тому времени уже вполне определились научные интересы Богатырева — фольклор и этнография. Студентом участвовал в этнографических экспедициях, опубликовал несколько работ и в том числе большое исследование «Верования великоруссов Шенкурского уезда».

Богатырев входил в Московский лингвистический кружок с момента его создания в марте 1915 года. Здесь он сближается с Р. О. Якобсоном, будущим соавтором исследований по семиотике фольклора, имевших для развития филологии и лингвистики принципиальное методологическое значение. Результатом совместной с Якобсоном и Н. Ф. Яковлевым экспедиции стала рукопись, впоследствии погибшая, о которой сегодня говорят как о «нервом в мире опыте широкого социофольклористического и социолингвистического обследования»[404].

Формирование научных воззрений Богатырева протекало под влиянием феноменологических концепций, в значительной степени благодаря Г. Г. Шпету, бывшего одним из руководителей Московского лингвистического кружка. По собственному признанию ученого, сильное воздействие на него оказали теоретические идеи Ф. де Соссюра.

С 1921 по 1940 год Богатырев жил в Чехословакии. На эти годы приходится период наивысшего расцвета его научной деятельности. Написаны три книги и более двухсот статей. Богатырев — доктор университетов в Праге и Братиславе, активно участвует в работе Пражского лингвистического кружка.

Среди работ этого периода выделяется программная статья Богатырева и Якобсона «Фольклор как особая форма творчества» (1929). Статья была посвящена выявлению типологии устного поэтического творчества в отличие от литературных форм и намечала пути семиотического изучения фольклора[405].

В том же году в Париже на французском языке выходит книга Богатырева «Магические действия, обряды и верования Закарпатья»[406]. Как позднее писал ученый, «пафос этой книги — изучение современного состояния обрядов. Синхронный анализ календарных и семейных обрядов и обычаев < …> позволил показать, {330} что мы имеем дело с постоянными изменениями формы и функций этих этнографических факторов»[407].

Изданное в 1937 году на чешском языке исследование «Функции национального костюма в Моравской Словакии»[408] раскрывало структуру народного костюма как особой знаковой системы. Р. Якобсон охарактеризовал эту работу как пионерскую: это был по существу первый опыт применения семиотических методов в этнографии[409].

Главным своим научным трудом Богатырев считал книгу «Народный театр чехов и словаков» (Прага, 1940). Это обширное исследование воссоздает многоярусную структуру народного театра, показывает, как в нем кристаллизуются разнообразные функции — социальные, религиозные, эстетические. В то же время книга раскрывает общие закономерности художественного творчества, связи фольклорных форм не только с литературой, но и с изобразительным искусством и хореографией. Особое внимание автор отводит влиянию «низовой» сценической культуры на современный театр. В 1940 году книга «Народный театр чехов и словаков» была защищена в Московском ИФЛИ в качестве докторской диссертации.

П. Г. Богатыреву принадлежит лучший перевод романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Со времени первой публикации (М. ‑ Л.: ГИЗ, 1929 – 1930) переиздавался несколько десятков раз, в некоторых изданиях — с подробными комментариями ученого.

С 1940 года Богатырев жил и работал в СССР: преподавал в Московском университете, заведовал там кафедрой фольклора. Под руководством ученого были подготовлены учебное пособие «Русское народное поэтическое творчество» (1954) и хрестоматия «Эпос славянских народов» (1959).

Итогом научной деятельности П. Г. Богатырева стал сборник статей и исследований «Вопросы теории народного искусства» (1971), в который вошли основные работы ученого. Умер П. Г. Богатырев 18 августа 1971 года.

 

Полная библиография сочинений ученого (свыше 3000 названий) содержится в кн.: Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства, с. 523 – 543.

{331} Адриан Иванович Пиотровский

родился 8 (20) ноября 1898 года в Нижнем Новгороде. Здесь прошли его детство и юность.

Учился на филологическом факультете Петроградского университета.

С 1919 года Пиотровский заведовал художественной частью Губполитпросвета Петрограда и руководил Театрально-драматургической мастерской Красной Армии. По замыслу устроителей, мастерская должна была создать новый героически-монументальный театр, «подготовить кадры инструкторов, которые могли бы перенести в части Красной Армии принципы массового героического театрального действия», воспитать собственных драматургов, которые «должны настолько же превзойти Эсхила, насколько идеи, одушевляющие пролетарскую Красную Армию, выше идей рабовладельческого общества древнегреческих Афин»[410]. Мастерская открылась 12 марта 1919 года представлением «Свержение самодержавия». Затем были поставлены действа «Третий интернационал» (1 мая 1919), «Красный год» (7 ноября 1919), «Кровавое воскресенье» (9 января 1920), «Меч мира» (23 февраля 1920)[411]. Весной 1920 года мастерская распалась.

Эстетические воззрения Адр. Пиотровского сформировались под влиянием идей его отца — крупнейшего историка античности и филолога-классика Ф. Ф. Зелинского[412]. Сильное воздействие оказало также творчество Вяч. Иванова, учеником которого Пиотровский себя считал. От Зелинского Адр. Пиотровский воспринял идею античности как семени современной культуры, что в соединении с теориями Вяч. Иванова определило «антикизирующую» направленность концепций Пиотровского, помышлявшего о создании грандиозных празднеств, торжественных ритуалов наподобие древних культов.

С 1918 года А. Пиотровский печатается как театральный критик (до конца 20‑ х годов преимущественно в «Жизни искусства»). «Пристрастия любимой мысли», связанные с самодеятельным творчеством, деятельностью ТРАМов, не помешали Пиотровскому внимательно наблюдать текущий театральный процесс. Критик пишет о постановках МХАТа и БДТ, Малого и бывш. Александринского {332} театров, ГосТИМа и Камерного, наряду с драматическими спектаклями анализирует оперные и балетные премьеры. Хотя оценки Пиотровского часто бывали резкими и несправедливыми, особенно в отношении МХАТа, ему удалось зафиксировать живые образы театра своего времени, что делает его статьи ценным историческим источником.

Позиции Пиотровского-критика в 20‑ е годы близки эстетической платформе ЛЕФа. Это проявляется в утверждении примата социального над психологическим и индивидуальным, постоянном использовании лефовских категорий, как «социальный заказ», «литература факта», и, наконец, в ярко выраженном технократизме, особенно заметном по книге «Кинофикация искусств» (1929), которую точнее было бы назвать «Индустриализация искусств»[413].

С театром Пиотровского связывала не только критическая деятельность: он заведовал литературной частью БДТ (с 1923 по 1929), ТРАМа (1925 – 1932), МАЛЕГОТа (1933 – 1936), был плодовитым драматургом[414]. Пьесы Пиотровского тяготеют к стилистике экспрессионистической драмы. Для них характерны отвлеченность места и времени действия, взвинченное развитие сюжета, отсутствие каких-либо психологических мотивировок в поведении персонажей, принцип социальной маски, гротеск как основной прием. Наиболее показательна в этом отношении пьеса «Падение Елены Лей», пользовавшаяся длительным зрительским успехом. Пьесы, написанные для ТРАМа («Правь, Британия! »), выдержаны в приемах «агитобозрения», «инсценировки», «живой газеты», «литмонтажа».

В 1923 году Пиотровский становится директором высших курсов искусствознания при Петроградском институте истории {333} искусств. Здесь происходит его сближение с А. А. Гвоздевым, С. С. Мокульским, И. И. Соллертинским, К. Н. Державиным. С приходом Пиотровского в научной деятельности Гвоздева и его единомышленников обозначился поворот от чисто методологических, «спецификаторских» в духе формальной школы изучений театра как самостоятельного искусства к овладению социологическим анализом. В свою очередь Пиотровский воспринял от Гвоздева ряд принципиальных методологических позиций, относящихся к предмету науки о театре и способам его исследования. Дальнейшая совместная работа Гвоздева и Пиотровского продвигалась в направлении структурно-социологического изучения истории театра — западноевропейского и современного советского.

Одним из самых значительных результатов научной деятельности Адр. Пиотровского явилась работа «Античный театр»[415], в которой история древнегреческой и римской драматургии рассматривается в единстве разнообразных проявлений театральной культуры (сценическое искусство в собственном смысле, праздники, мистерии, культовые действа вплоть до политического «театра» античных монархов).

Помимо научных исследований Пиотровский много работал над переводами античных авторов. Ему принадлежат переводы Эсхила, Еврипида, Аристофана, Катулла, которые переиздаются поныне и могут служить образцом художественного перевода.

В середине 20‑ х годов Пиотровский обращается к теории кинематографа, пишет несколько журнальных статей, участвует в знаменитом сборнике 1927 года «Поэтика кино». Исследования Пиотровского «К теории киножанров» (1927), «Художественные течения в советском кино» (1930) наряду с работами Б. М. Эйхенбаума, Ю. В. Тынянова, В. Б. Шкловского закладывали основы структурного изучения киноязыка.

С 1927 года Пиотровский работал на ленинградской фабрике «Совкино» (прежнее название «Ленфильма») сначала в качестве начальника сценарного отдела, а с 1928 по 1937 год был художественным руководителем всей киностудии. Участвовал в создании таких известных фильмов, как «Чапаев», «Юность Максима», «Депутат Балтики», «Петр Первый».

В 1935 Пиотровский удостоен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР.

С начала 30‑ х годов деятельность Адр. Пиотровского подверглась ожесточенным нападкам сначала в рапповских журналах, а затем и в партийной печати. Писали, что Пиотровский якобы {334} привнес в среду рабочей и красноармейской самодеятельности идеологию буржуазного декаданса, в научных изысканиях выказал себя «меньшевиком-идеалистом», способствовал «формалистическому уклону» Ленфильма и Малегота, соучаствовал в «балетной фальши», написав для Д. Шостаковича сценарий балета «Светлый ручей». Все предъявленные обвинения Пиотровский безропотно принимал, открыто заявлял, что «делал классово-враждебное, политически вредное дело»[416].

В 1937 году он был репрессирован. Погиб предположительно в 1938 году.

 

Полная библиография сочинений А. И. Пиотровского содержится в кн.: Пиотровский Адр. Театр. Кино. Жизнь. — Л.: Искусство, 1969, с. 376 – 432.

{335} Указатель имен [417]

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М
Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Августин Блаженный 198

Аверкиев Д. В. 231

Ажбе А. 312

Айхенвальд Ю. И. 7, 106, 163, 217, 234, 251, 252, 261, 281

Аксаков С. Т. 231

Аксенов И. А. 178, 290

Алексеи Михайлович 108

Альтшуллер А. Я. 257

Амфитеатров А. В. 231

Андреев Л. Н. 93, 228

Аникст А. А. 274

Анна Иоанновна 251, 319

Анненский И. Ф. 302

Антокольский П. Г. 327

Аппиа 155

Апухтин А. Н. 160, 161, 170, 281

Арапов П. Н. 252

Арватов В. И. 247

Аристотель 317, 318

Аристофан 19, 204, 332, 333

Арцыбашев М. П. 161, 166, 281

Асафьев Б. В. (Глебов И. ) 258, 258

Асеев Б. Н. 256, 257, 322

Асмус В. Ф. 317

Ахматова А. А. 303

 

Баб Ю. 165, 281

Бабичев 314

Бадиус 145

Байрон Д. Н. Г. 233, 309

Бапст Г. 124, 271

Бальмонт К. Д. 301

Баратынский Е. А. 172

Бауэрнфельс Е. 129

Бах И. ‑ С. 29

Бахрушин А. А. 198, 199

Бахтин М. М. 238, 261, 301

Бек Г. 148, 272

Белая С. 164, 281

Белинский В. Г. 151, 231

Белый А. 7, 198, 205, 237, 301, 303, 304, 311

Бен 143

Бенедиктов В. Г. 160, 281

Бентли Э. 275

Бердяев Н. А. 212, 226, 308

Бернар С. 54

Бетховен Л. 217

Бибер М. 127

Бибиенна, семейство 127

Блок А. А. 58, 71, 228, 233, 237, 301 – 303, 311

Боборыкин П. Д. 231

Богатырев П. Г. 202, 258, 282 – 290, 329 – 330

Богатырева Е. Г. 179

Боке 319

Болеславский Р. В. 327

Бонч-Томашевский М. М. 178, 290

Боэн 128, 143

Брандес И. 148, 272

Брик О. М. 314

Брокгауз Ф. А. 300

Брюсов В. Я. 7, 163, 178, 200 – 202, 277, 281, 290, 301, 302, 320, 327

Брянский Я. Г. 231

Буало Н. 124, 271

Бугаев Н. В. 304

Булгаков А. С. 323

Булгаков М. А. 307

Бунин И. А. 311

 

Вагнер Р. 18, 33, 94 – 96, 106, 204, 206, 223, 224, 236, 242 – 244, 301, 317, 332

Вальден Х. 100

Вальцель О. 155

Вахтангов Е. Б. 229, 230

Варнеке Б. В. 252

Ван-Эйк А. 143

Венгеров С. А. 300

Веласкес Д. 45

Вербицкая А. А. 160, 161, 164, 172, 281

Веселовский А. Н. 252

Виктор П. 123

Виндельбанд В. 309

Винер Н. 305

Винтер А. 106

Виноградов Н. Н. 290

Вирта Н. Е. 278

Волконский С. М. 106

{336} Волков Ф. Г. 257, 319, 322

Волькенштейн В. М. 272 – 282, 325 – 328

Волькенштейн М. В. 321

Вольтер Ф. 120

Всеволодский-Гернгросс В. Н. 7, 9, 12 – 14, 202, 217, 250 – 261, 265, 268, 287, 294, 295, 318 – 322

Вульф 211

 

Гаррик Д. 120

Гартман Ф. А. 90, 240

Гайденко П. П. 233

Гауптман Г. 319

Гашек Я. 330

Гвоздев А. А. 7, 8, 12 – 14, 127, 131, 163, 254, 255, 261 – 272, 281, 293 – 296, 321, 323 – 325, 331, 333

Геббель К. 163, 164, 172, 173, 281

Гегель Г. 38, 106, 160, 203, 220, 224, 244, 273 – 275, 278 – 280, 308, 309, 316

Гельдт 135

Гельмгольц Г. 92, 241

Герасимов Ю. К. 257

Герман М. 128 – 134, 138 – 142, 144, 146, 148, 149, 151 – 154, 158, 262 – 265, 268, 269, 323

Гершензон М. О. 198, 200, 205

Гете И. ‑ В. 28, 64, 92, 120, 122, 128, 162, 163, 217, 223, 232 – 234, 241, 270, 271

Гиппиус З. Н. 301

Гоголь Н. В. 76, 77, 169, 204, 229, 289

Голенищев-Кутузов И. Н. 307

Голицын В. 260

Гольдони К. 126

Гольдшмидт Р. 129

Гомер 15

Горбунова Е. 276

Горький М. 303, 311

Гофман Э. Т. А. 233

Гоцци К. 126, 153, 323

Граббе К. 163, 164, 172, 281

Грибоедов А. С. 178

Григорьев Ап. А. 231

Грильпарцер Ф. 163, 164, 281

Гумбольдт В. 309

Гуммесон 91

Гуревич Л. Я. 216, 222

Гусев В. Е. 257, 289

Гуссерль Э. 308, 309, 316

Гутенберг И. 35, 224

Гюнтер Г. 129

 

Давид Ж. Л. 18

Давыдов В. Н. 77

Данилов С. С. 256

Данте А. 217, 304, 307

Деврионт Э. 127, 129, 271

Делакруа Э. 91, 240

Денуа Э. 124

Державин К. Н. 323, 333

Державин Г. Р. 302

Дживелегов А. К. 13

Джохадзе Д. В. 315

Дидро Д. 222, 231, 241

Диккенс Ч. 309

Дильтей В. 308

Дмитриев Ю. А. 256

Дмитревский И. А. 321, 322

Дорогов А. А. 306

Дорохов А. А. 322

Достоевский Ф. М. 56, 176, 232, 288, 289, 301, 311

Дризен Н. В. 266, 297

Дузе Э. 68, 81, 229

Дункан А. 242

Дюма А. — сын 216

Дюрер А. 143

 

Евреинов Н. Н. 7, 13, 153, 217, 251, 261, 266, 289, 297

Еврипид 333

Елизавета 196

Елпатьевский С. Я. 178, 289

Ермолова М. Н. 68, 81, 164, 228 – 231, 234, 281

Ершов В. Л. 71, 234

Ефимов И. С. 207

Ефрон И. А. 300

 

Жегин Л. Ф. 210

Жирмунский В. М. 9, 266, 271, 286

Жорж М. ‑ Ж. 231

Жюлевилей Р. 123

Жюльен А. 128, 271

 

Забелин И. Е. 252

Закс Г. 130 – 137, 140 – 142, 148, 158

Зарипов Р. Х. 305

Захарьина-Унковская А. 92, 241

Зелинский Ф. Ф. 331

Зеньковский В. В. 212

Зидельман К. 129

Зиммель Г. 41, 224

Зингерман Б. И. 274 275

Зом Р. 305

Зонненталь А. 79, 234

 

Ибсен Г. 35, 93, 173, 228, 320

Иванов Вяч. И. 7, 106, 198 – 206, 210, 218, 226, 228, 237, 245, 251, 297, 300 – 304, 311, 315, 321, 331

Иванов Вяч. Вс. 208, 209, 242, 305, 306, 309, 329

Игнатов С. С. 198

Иммерман К. 120, 270

Иффланд К. 162, 281

 

{337} Каллаш В. В. 319

Кальдерон П. 171, 226, 303

Кандинский В. В. 234 – 242, 312 – 315

Кант И. 217, 219, 244, 305

Каратыгин В. А. 231

Карягин А. А. 276

Катулл В. 333

Кассирер Э. 245

Качалов В. И. 41, 83

Квинтилиан 215

Келлер Л. 125, 271

Керженцев П. М. 321

Кертинг 54, 55

Кессиди Ф. Х. 317

Кестер А. 134, 138 – 141, 152

Клейст Г. 163

Клерон 120, 126

Кляйн Р. 129

Кольман Э. 307

Комиссаржевская В. Ф. 88, 228, 230, 231, 234

Комиссаржевский Ф. Ф. 153

Кони Ф. А. 231

Коонен А. Г. 71

Корне ль П. 124, 133

Корш Ф. А. 319, 327

Коцебу А. 162, 163, 281

Коэн Г. 125, 143, 271

Крайценах В. 131, 271

Красинский Э. 320

Крон А. А. 278

Крылов И. А. 322

Крэг Г. 209, 289

Кугель А. Р. 231, 289

Кузанский Н. 318

Куприн А. И. 80

Курбас Л. 228

 

Лакрокс П. 125

Ланг Ф. 321

Ланкастер Г. 126, 271

Лаубе Г. 121, 129, 270

Лежнев А. 275

Лекен А. 126

Ленин В. И. 10, 11, 193, 212, 316, 332

Ленский А. П. 81

Леонтьев К. Н. 211, 212

Леонардо да Винчи 217, 305

Лермонтов М. Ю. 178

Лерт Е. 152 – 156, 158, 265, 272

Лесков Н. С. 285

Лессинг Г. Э. 35, 91, 120, 240

Лжедмитрии 294

Липецкая Э. Л. 271

Линтильжак Э. 123, 271

Липскеров К. А. 327

Лихачев Д. С. 210, 278

Лихачева В. Д. 210

Лицман Б. 128, 129

Ломоносов М. В. 328

Лопатин Л. М. 304, 315

Лопухов Ф. В. 325, 332

Лосев А. Ф. 7, 10, 12, 202, 220, 243 – 249, 305, 315 – 318

Лотман Ю. А. 210

Луначарский А. В. 7, 10, 11, 205, 227, 253 – 255, 258, 303, 327, 328

Лунц Л. 283

 

Маль 125, 142, 143

Мандельштам О. Э. 303

Манциус К. 127, 271

Маркс К. 11, 274

Марк Ф. 90, 240, 314

Марков П. А. 7, 198, 199, 261, 273, 274, 320, 324, 326

Марти А. 309

Масс В. З. 327

Матисс А. 312

Махелот Л. 124, 126, 271

Маяковский В. В. 178, 228

Мейерхольд В. Э. 153, 169, 171, 194, 205, 209, 211, 216, 228, 229, 268, 270, 280 – 283, 292, 293, 303, 321, 324, 325

Мелетинский Е. М. 245, 246

Мемлинг Х. 143, 272

Мережковский Д. С. 301

Метерлинк М. 93, 173, 227, 241

Миллер В. Ф. 178, 289, 290

Миклашевский К. 283

Мишле Ж. 18, 206

Моисси А. 81, 228

Мокульский С. С. 13, 264, 265, 266, 268 – 270, 293, 294, 324, 333

Моль А. 305

Мольер Ж. ‑ Б. 35, 44, 123, 124, 127, 142, 153, 158, 271, 325

Моммзен Т. 300

Моцарт В. 152 – 155, 233

Мочалов П. С. 41, 231, 247

Муратов П. П. 23, 24, 215

Муне-Сюлли Ж. 79, 234

Мусоргский М. П. 178

 

Надеждин Н. И. 231

Нежданова А. В. 243

Незлобии К. Н. 319

Немирович-Данченко И. И. 234, 281

Ницше Ф. 39, 61, 233, 245, 301

Новер Ж. 156

 

Олсуфьев Ю. А. 25, 215

Островский А. Н. 35, 77, 88, 164, 169, 178, 229, 319, 325

 

{338} Пастернак Б. Л. 11, 232, 311

Пелиссон М. 123, 124, 153

Петр Первый 115, 250, 294

Петрарка Ф. 304

Пикассо П. 312

Пиотровский А. И. 7, 9, 12, 13, 191, 202, 267 – 269, 290, 298, 321 – 324, 331 – 334

Пипер Р. 90

Платон 316, 317

Плотин 316, 318

Плетнев В. Ф. 321

Плеханов Г. В. 252

Плиний Младший 188

Плутарх 296

Подгаецкий М. Г. 282

Поливанов Е. Д. 178, 290

Попов Ю. Н. 232

Пракситель 217

Прателла Ф. 241

Прокл 316, 318

Прутц П. 127

Прюньер Г. 125, 126, 271

Пушкин А. С. 45, 161, 162, 178, 229, 231, 233, 325

Пушман А. 141

Пфайфер Б. 129

 

Радлов С. Э. 163, 281, 283, 332

Раси Л. 126, 271

Разумовский С. Д. 281

Расин Ж. 124, 133

Ратгауз Д. М. 170, 281

Раушенбах Б. В. 210

Рафалович В. 256, 268, 321

Рейнгардт М. 228, 289

Ремизов А. М. 178, 290

Реннерт 127, 131

Ретшер Х. 129

Ригаль Е. 124, 131

Риккерт Г. 53, 232

Рикки К. 126

Родина Т. В. 322

Родченко А. М. 314

Розанов В. В. 303

Роллан Р. 16 – 19, 123, 198, 200 – 202, 206

Ромашов Б. С. 327

Роуф 148

Рутц 155

 

Сабанеев Л. Д. 92, 96, 240, 241, 316

Садовский П. М. 231

Садовская О. О. 77

Сальвини Т. 66, 81, 229

Сахновский В. Г. 216, 311

Свентицкий В. 304

Сезанн П. 45, 312

Секст Эспирик 318

Семенова Е. С. 231

Сенека 145, 188

Сервантес М. 323

Сивере Э. 141, 142, 155, 271

Симонович-Ефимова Н. Я. 207

Скрябин А. Н. 15, 31, 92, 215, 241

Смирнов А. А. 323

Соболев Ю. В. 326

Соболевский А. И. 178, 290

Соколовский М. В. 332

Соллертинский И. И. 269, 323, 333

Сократ 317

Соловьев В. Н. 323

Соловьев Вл. С. 301, 304, 310, 315, 317

Соловьев С. М. 301

Сологуб Ф. К. 7, 205

Соссюр Ф. 329

Софокл 19, 173, 228

Софронов А. В. 278

Станиславский К. С. 106, 167 – 169, 216, 229, 282, 289, 293, 326, 327

Степун Ф. А. (Лугин Н. ) 12, 224 – 234, 309 – 312, 321

Стоиков А. 239, 312

Стравинский И. Ф. 178

Стриндберг А. 173

Сургучев И. Д. 166, 281

Сухово-Кобылин А. В. 172

 

Тагор Р. 320

Таиров А. Я. 216, 223, 226, 229, 283

Тарабукин Н. М. 13, 211

Тахо-Годи А. А. 317

Теккерей У. М. 309

Теренций 130, 144 – 147

Тик Л. 121, 270

Тихонович В. В. 297

Тихонравов Н. С. 252

Толлер Э. 332

Толмачев Д. 332

Толстой А. К. 45, 233

Толстой Л. Н. 44, 45, 64, 160, 164, 172, 201, 311

Тредиаковский В. К. 178

Трубецкой С. Н. 304

Тургенев А. И. 173

Тхойшер К. 143

Тынянов Ю. Н. 8, 9, 218, 266, 267, 286, 333

Тютчев Ф. И. 170, 172

 

Успенский Б. А. 210, 211, 306

 

Файко А. М. 281, 327

Федотов П. А. 178

Федотова Г. Н. 231

Фелькер Б. 149, 151, 152, 156, 265

{339} Феррари 126

Филиппов Б. М. 320

Филиппов В. А. 253, 295

Фихте И. Г. 244

Фишер Ф. 42, 224

Флехсиг Е. 127

Флоренский П. А. 7, 10 – 12, 207 – 215, 226, 304 – 307, 316

Флобер Г. 163

Фокин М. М. 209, 325

Фонвизин Д. И. 322

Фореггер Н. М. 332

Фролов В. В. 267

Фуке Ф. 143

Фукс Г. 122, 266, 270

Фурнель В. 125, 271

 

Хайченко Г. А. 257, 258

Хализев В. Е. 274

Хаммитш М. 127

Харди А. 124, 271

Хлебников В. 303

Ходовецкий Д. Н. 149 – 151, 272

Хоружий С. 310

 

Цветаева М. И. 311

Центнер В. 129

 

Чаплин Ч. 288

Челпанов Г. И. 315

Чернышевский В. Г. 320

Чехов А. П. 44, 173, 227, 274, 282

Чудакова М. О. 307

Чулков Г. И. 205, 301

Чюрленис М. 218

 

Шак 127

Шакловитый 260

Шаляпин Ф. И. 81, 229

Шевырев С. П. 231

Шекспир В. 35, 44, 120, 127, 168, 172, 173, 209, 226, 227, 251, 279, 290, 323, 325

Шенберг А. 94, 242

Шепелевский А. 106

Шиллер Ф. 76, 120, 128, 162, 163, 227, 279, 302

Шинк И. Ф. 149, 272

Шишигин Ф. Е. 332

Шкловский В. Б. 286, 311, 333

Шлегель Ф. 54, 232, 310

Шнейдерман И. 268

Шостакович Д. Д. 334

Шпет Г. Г. 7, 8, 12, 163, 216 – 224, 238, 263, 281, 308, 309, 311, 315, 329

Шредер А. 129, 271

Шредер С. 129

Шредер Ф. 129

Шток И. В. 278

Штук Ф. 312

Шульце К. 128

 

Щеглов Д. Н. 261

Щепкин М. С. 41, 77, 231, 247

 

Эйзенштейн С. М. 209, 242

Эйхенбаум Б. М. 271, 286, 319, 333

Эккерман И. 270, 271

Эллис Л. Л. 237, 301

Энгельс Ф. 11

Энцингер М. 129

Эрберг К. А. 106

Эренбург И. Г. 282, 310, 311

Эрн В. 304

Эсхил 15, 19, 217, 331, 333

Эфрос А. М. 13

Эфрос Н. Е. 13, 198, 319

 

Юзовский Ю. (И. И. ) 7

Юрьев Ю. М. 228

 

Якобсон Р. О. 179, 284, 285, 289, 290, 309, 329, 330

Яковлев Н. Ф. 329


[1] Философская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1964, т. 3, с. 563.

[2] Гвоздев А. А. Итоги и задачи научной истории театра. — В кн.: Задачи и методы изучения искусств. — Пг.: Academia, 1924, с. 84.

[3] Шпет Г. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения. — М.: Изд. ГАХН, 1927, с. 13 – 14.

[4] Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977, с. 505.

[5] Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л.: Наука, 1977, с. 95.

[6] Луначарский А. В. Неизданные материалы. — М.: Наука, 1970, с. 60.

[7] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 248.

[8] Инструмент (греч. ).

[9] Энергия (греч. ).

[10] Бешенство коллекционеров (лат. ).

[11] Светлой роща названа, потому, что в ней темно (лат. ). [Выражение принадлежит римскому оратору Квинтилиану (ок. 35 — ок. 96) и употребляется иронически как указание на несоответствие наименования значению. — С. С. ].

[12] Басня сказывается о тебе, изменено только имя (лат. ).

[13] Первообраз, прафеномен (нем. ).

[14] Смешанное искусство (нем. ).

[15] Первая причина (лат. ).

[16] О понятии отрешенной действительности как эстетическом предмете см. мою статью «Проблематика современной эстетики» в журнале «Искусство», издаваемом Российской Академией Художественных Наук. (Примеч. Г. Г. Шпета).

[17] Тем более (лат. ).

[18] В потенции… в действии (лат. ).

[19] Всякое суждение исходит из предубеждения (нем. ).

[20] Здесь: отражение (франц. ).

[21] Характерная особенность (лат. ).

[22] Не потому ли актер-изобразитель В. И. Качалов с такою легкостью поднялся в сцене с чертом до уровня очень большого актера-воплотителя, что предметом его воплощения было химерически раздвоенное сознание Ивана Карамазова. (Примеч. Ф. Степуна) [Имеется в виду спектакль Художественного театра «Братья Карамазовы», поставленный В. И. Немировичем-Данченко в 1910 году. — С. С. ].

[23] Статья эта была написана мною в 1913 г. и появилась в «Синем всаднике» (изд. Р. Пипера в Мюнхене, ред. моя и убитого под Верденом Франца Марка [Марк, Франц (1880 – 1916) — немецкий художник-экспрессионист, один из создателей объединения «Синий всадник». — С. С. ]). К ней была приложена моя небольшая сценическая композиция «Желтый звук», музыкальную часть. которой взял на себя Ф. А. Гартман [Гартман, Фома Александрович (1885 – 1956) — русский композитор, автор четырех симфоний, нескольких концертов, оперы и балета. — С. С. ]. «Желтый звук» должен был быть поставлен в Мюнхене (ноябрь 1914 г. ), но вследствие войны это намерение было оставлено.

Ввиду того, что с тех пор, насколько мне известно, не было написано подобных по замыслу вещей и моя характеристика сценического дела осталась по существу без изменении, и я оставляю эту статью в целом также без изменения. (Прим. В. В. Кандинского).

[24] В наши дни театр очень стремится использовать это «сотрудничество зрителя», на которое всегда рассчитывали художники. Отсюда-то и явилось стремление оставлять нечто недоговоренное, известное пространство, отделяющее произведение от последней степени выражения. Эту недосказанность требовали, как безусловный элемент композиции, с особой настойчивостью Лессинг, Делакруа [Кандинский имеет в виду рассуждения Лессинга в третьей главе «Лаокоона»: «Плодотворно только то, что оставляет свободное поле воображению. Чем более мы глядим, тем более мысль наша должна иметь возможность добавить к увиденному, а чем сильнее работает мысль, тем больше должно возбуждаться наше воображение. Но изображение какой-либо страсти в момент наивысшего напряжения всего менее обладает этим свойством. За таким изображением не остается уже больше ничего. < …> Поэтому, когда Лаокоон стонет, воображению легко представить его кричащим; но если бы он кричал, фантазия не могла бы подняться ни на одну ступень выше». (Лессинг Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. — М.: ГИХЛ, 1957, с. 91 – 92).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...