Раздел 1. Современный менеджер, его навыки и качества
Раздел 1. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР, ЕГО НАВЫКИ И КАЧЕСТВА
1. 1. Менеджер как субъект управленческой деятельности. Типология менеджеров. Стили менеджера как технологии 1. 1. 1. Управление, менеджер и менеджмент
Наиболее общее определение управления можно сформулировать следующим образом: управление – это функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы как между собой так и с внешней средой. Социальное управление – процесс выработки и осуществления управляющих воздействий социальным субъектом управления (то есть человеком) для организации, координации и упорядочения элементов в управляемой системе. В социальном управлении субъект управления всегда социальная система – человек, коллектив, организация. Управляющее воздействие – воздействие на объект управления, направленное на достижение поставленной цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу необходимой информации, принятие решений. Главная цель управления – обеспечение выживания и развития объекта управления. Основные типы управления. 1. Классификация управления на основе выделения приоритетных средств управления: - Командно-административное управление; - Экономическое управление; - Технократическое управление (привлечение техники и технологий). 2. По критерию понимания роли рынка: - Планово-директивное; - Маркетинговое; - Программно-целевое. 3. По степени формализации в управлении: - Регламентированное, не гибкое; - Нормативное; - Социально – регулируемое управление; - Распорядительное управление.
4. По критерию учета личностного фактора управления: - Автократическое управление; - Коллегиальное управление; - Корпоративное управление; - Либеральное управление. 5. По приоритетам в организации управления: - Функционально-производственное управление; - Управление по результатам; - Стратегическое управление; - Программно-целевое управление. 6. По степени научности: - Эмпирическое управление; - Прагматическое управление; - Научно-концептуальное управление. Основные аспекты системного подхода к анализу управления: 1. Исторический; 2. Культурно - исторические модели менеджмента; 3. По сферам жизнедеятельности общества; 4. Внутрифирменное управление; менеджмент предприятия; 5. Менеджмент на уровне отдельных структурных подразделений предприятия. 6. Отдельные виды и направления менеджмента. 7. Саморегуляция объектов управления и саморегуляция субъектов в управлении. Основные законы управления: Закон информированности и упорядоченности. Закон пропорциональности и композиции. Закон непрерывного развития. Закон самосохранения. Закон единства, целого и частей. Принципы управления: 1. Принцип эффективности; 2. Принцип диапазона управления; 3. Скалярный принцип; 4. Принцип делегирования; 5. Принцип паритета полномочий и ответственности; 6. Принцип единоначалия; 7. Принцип Питера (проталкивание руководителя до уровня некомпетентности); 8. Принцип разделения контроля; 9. Принцип обратной связи; Менеджмент – это современный этап управленческой деятельности, отличающийся партнерским характером отношений между субъектом и объектом управления. Этот тип управления становится значимым в рыночном обществе, построенном на партнерских отношениях. Менеджмент также следует рассматривать как научную дисциплину, которая ориентирована на адекватное использование сложившихся в управлении закономерностей в конкретных управленческих ситуациях. Главное назначение менеджмента как науки заключается в том, чтобы выявить позитивный опыт в управлении и рассмотреть возможные способы его реализации.
Культурно исторические модели менеджмента. Культурно-историческая модель менеджмента – это, прежде всего, стандарт менеджмента, преобладающий в той или иной стране (регионе), связанный с социально экономической реальностью, социальной психологией, национальными традициями и культурно историческим прошлым. Направления современного менеджмента: Социальный менеджмент. Ориентирован на исследование социальных условий эффективности управления. Организационный менеджмент. Ориентирован на изучение организационных условий управленческого решения. Стратегический менеджмент. Ориентирован на исследование принципов поведения фирмы в условиях жесткой конкурентной среды в долгосрочной перспективе. Инновационный менеджмент. Ориентирован на исследование условий осуществления деятельности фирмы по внедрению и распространению технологических новшеств. Финансовый менеджмент. Ориентирован на рациональную организацию финансовых потоков и принятие ответственных финансовых решений. Инвестиционный менеджмент. Ориентирован на исследование способов эффективного формирования инвестиционного портфеля и приоритетов в отборе инвестиционных проектов. Кроме того, виды менеджмента выделяются по отраслевому признаку, как, например, торговый, политический, государственный, муниципальный, гостиничный, банковский и пр. Объектами менеджмента как управленческой деятельности являются люди, работающие в организациях. Потому можно говорить об управлении как отдельными работниками, так и организациями в целом. Возможно выделение в качестве объектов управления процессов, осуществляемых в организации, например, производство, миграция (текучесть), развитие персонала и т. д. Менеджмент как профессиональная деятельность осуществляется на основе специальных технологий, позволяющих руководителю обеспечивать достижение управленческих целей и выживание своих организаций.
Технологии – это совокупность приемов, операций, обеспечивающих гарантированное достижение заданного результата. Именно владение определенными технологиями отличает профессионала от дилетанта. К управленческим технологиям относятся: · технологии принятия управленческих решений, · технологии мотивации персонала, · технологии управления персоналом (прием, оценка, развитие работников и т. д. ), · технологии управления конфликтами, · коммуникационные технологии в менеджменте, · технологии самоменеджмента и другие. Уровнем владения такими методами управления определяется степень профессионализма современного менеджера. Основные тенденции развития управления в современном обществе являются: 1. Возрастание роли и места управления в обществе. Эта тенденция обусловлена двумя основными факторами: во-первых, усложнением современного общества, что выражается как в бесконечном распылении субъектов и объектов социального управления, так и в росте неопределенности и изменчивости управленческих связей и отношений. Однако необходимость координации и организации общественных процессов и отношений по-прежнему остается актуальной, стало быть, объективно роль управления растет. Во-вторых, возрастает цена управленческой ошибки, способная поставить человечество на грань полного уничтожения. Следовательно, управлять на основе метода проб и ошибок, «на авось» слишком рискованно, нужно профессиональное отношение к управлению. 2. Гуманизация социального управления, где человек становится не просто инструментом или объектом управления, но и его высшей целью. Данная тенденция обусловлена в первую очередь научно-техническим прогрессом, потребовавшим от человека развития его творческих качеств. Последнее невозможно без уважения к личности работника, без вложений в его развитие, культуру. 3. Интернационализация социального управления. Эта тенденция также вытекает из объективных процессов глобализации общества. Однако при этом необходимо помнить, что укрепление международных связей в данной сфере не отрицает национальной самобытности управленческих отношений в различных странах.
Менеджер – профессиональный наемный управляющий, имеющий, как правило, специальную подготовку. Принципиальные особенности менеджера от обычного руководителя: 1. Управленческая деятельность, отличающаяся партнерским характером отношений между субъектом и объектом управления и характерная для современного рыночного общества. 2. Работа на условиях найма, не исключающая, впрочем, участия в прибылях компании. 3. Профессионализм, наличие специальной управленческой подготовки. 4. Высокая степень специализации. Бизнесмен и менеджер – это не одно и тоже. Бизнесмен – это тот, кто " делает деньги", владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|